Top.Mail.Ru
архив

Ковер - не самолет

Ковры в России любили при любом режиме. Помимо того что ковер - это символ устойчивого быта, уютного очага, авторский или старинный ковер является еще и знаком благосостояния владельца.

В ногу с недвижимостью

До революции Санкт-Петербург был мировым центром продажи ковров. Через российскую столицу ковры из Ирана, Индии, Средней Азии шли на Запад. Не было недостатка и в местных потребителях - двор, знать, купцы. Ковер присутствует почти на всех жанровых картинах русских художников ХIХ века. На царских портретах - ковры французского стиля, в интерьерах купечества - непременно среднеазиатского. После революции конфискованные частные коллекции составили фонды Музея народов Востока. Следующие 20 - 30 лет ковры появлялись только в интерьерах квартир партийной элиты. Правда, никто из владельцев этого не афишировал. Через руки антикваров до сих пор проходят изделия с бумагами: «Сталину (Молотову) от правительства Советской Туркмении». Не будучи партийным боссом, ковер можно было приобрести только в Торгсине.

В 60-е годы решено было наконец удовлетворить тягу простого народа к ковровой роскоши. В магазинах появилась продукция Мытищинского комбината, появились ковры из Индии и Афганистана. Это были утилитарные вещи, которые спасали от холода и служили для звукоизоляции квартир. Тогда же ковер стал непременным атрибутом «мещанского» интерьера. Дети, критиковавшие стиль родителей, изменили отношение к коврам только в последнее десятилетие. Разбогатев, побывав в заграничных музеях и в домах иностранцев, они поняли, что по крайней мере некоторые ковры - это произведения искусства.

Во всем мире банки покупают ковры наряду с картинами и в неблагоприятный для основного бизнеса период занимаются выставочной деятельностью, зарабатывая на этом деньги. Если полотна великих мастеров стоят на аукционах до $9 млн, то старинные ковры - не меньше $1 - 2 млн. Ковер эпохи Великих моголов (XV век) стоит не меньше знаменитых «Подсолнухов» Ван Гога. Одна из самых больших коллекций шелковых ковров у компании Lufthansa. Крупные коллекции имеются также у австрийских и немецких банков. Покупали ковры до кризиса и ряд российских финансовых структур. Пока никто из них не выставил ковры и гобелены на продажу.

Спрос россиян на ковры ручной работы резко вырос, как только в стране началось частное строительство. Вполне естественно, что ковровый бизнес тесно связан с развитием рынка недвижимости. Машинные ковры можно вешать на стены хрущевки, но особняк или пентхауз требуют иного подхода. Во всем мире дизайнер, занимающийся интерьером, покупает и ковры, подходящие по стилю. На мраморном полу или даже на дорогом паркете жить нельзя. К тому же говорят, что хороший ковер способствует сохранению гармонии в семье. Ползая по такому покрытию, наследник привыкает к красоте.

В первой половине 90-х в российских магазинах по-прежнему торговали машинными изделиями, а ковры ручной работы желающие покупали у антикваров или у иранских студентов. Почувствовав спрос, некоторые мебельные магазины в 1992 - 1993 годах расширили ассортимент аксессуаров за счет ковров. Однако очень скоро они поняли, что ковровый бизнес требует специальных знаний, и свернули продажи.

Освобожденную мебельщиками нишу заняли тут же возникшие специализированные ковровые магазины. Сейчас в Москве их шесть-семь.

На что потратить сотню тысяч «зеленых»

В Америке для покупателей дорогих ковров проводят двухмесячные курсы. Там учат избегать переплаты. Стоимость ковра складывается из вложенного труда и искусства. Для определения первой составляющей нужны конкретные знания: страна-производитель и примерная стоимость местной рабочей силы, плотность ковра и ее влияние на цену. Эстетическая ценность зависит от знания символики, тенденций и вкусовых предпочтений.

Хороший ковер можно вернуть в магазин тут же, и торговец отдаст за него те же деньги. Плохой ковер начнет раздражать владельца, даже если он ничего не понимает в сочетании красок. Обычно именно краски выдают некачественный товар - нестойкие или несбалансированные по цветам. Иногда требуется знание нюансов. Года три назад на мировом рынке появились дешевые шелковые ковры. С настоящими красками. Никто не мог понять, почему они стоят меньше. Потом выяснилось, что в этих коврах одна из нитей - синтетическая. Кто-то додумался таким способом удешевить производство. Синтетическая и шелковая нити по-разному реагируют на влажность и температуру. Рано или поздно такой ковер скукожится, потеряет цвет и форму.

Даже после курсов неспециалисту в нюансах разобраться трудно. А стоят настоящие ковры дорого. Во всем мире их покупают только там, где доверяют продавцу или месту. Американец может лететь за тысячи километров, чтобы купить ковер у торговца под Лондоном, которого много лет назад ему рекомендовал отец, потому что он сам ездил в этот магазин.

Ковры покупают не только в дом, в семью. За последние десять лет многие западные корпорации отказались от искусственных ковровых покрытий и купили ковры ручной работы. Клиенты, приходящие в адвокатскую контору испытывают больше доверия к хозяину, когда видят, что фирма может позволить себе потратить $200 тыс. на ковер в приемной. То же происходит и с гостиницами. Некоторые аферисты пользуются тем, что ковер внушает доверие. Свернуть его и перевезти в очередное место гастролей легче, чем платить за аренду дорогого офиса.

В московских приемных хорошие ковры тоже появились. Несколько лет назад представительскую ценность ковров ручной работы оценили в Кремле.

Традиции

Самая верная покупка - старинный ковер. Хотя и антикварные ковры бывают некачественными, шансов наткнуться на плохой старый ковер все-таки меньше, чем на плохой новый. Проблема в том, что количество антикварных ковров ограничено и уже никогда не вырастет. Часть таких ковров находится в музеях, часть переходит по наследству. Когда на аукционах (а все ведущие аукционные дома проводят по нескольку ковровых аукционов в год) выставляется такой лот, цена в сравнении со стартовой возрастает вдвое.

В московских магазинах можно найти туркменские ковры прошлого века по приемлемой цене. Их узоры не менялись тысячу лет, и потому от ковров веет древней магией. Все символы в этих коврах не случайны. Стоимость антикварных ковров неуклонно возрастает.

Второе проверенное направление - традиционные по дизайну, но при этом новодельные ковры. Они повторяют дизайны персидских образцов, пользующихся постоянным спросом. При этом стоимость их достаточно высокая, т. к. они так же трудоемки, как и старые. На производство каждого уходит 2 - 3 года. Ковры делаются вручную и на старинном ткацком оборудовании. Такие изделия тоже вырастают в цене со временем - хотя бы потому, что стоимость ручного труда растет.

80% московского рынка занято сейчас традиционными иранскими коврами. То же происходило долгое время и на Западе, пока после иранской революции 1979 года не было введено эмбарго на торговлю с этой страной. Ковровым фирмам, чтобы не разориться, пришлось переносить производство в менее раскрученные ковроткаческие страны, например в Египет, Непал, Китай. Сначала там просто продолжали делать те же персидские ковры. Однако вскоре поняли, что этот путь тупиковый в смысле увеличения прибыли. Большее количество ковров делать невозможно физически. Перенести производство в какую-то новую страну тоже невозможно - неквалифицированный труд немедленно скажется на качестве. Рост цены за счет увеличения плотности тоже имеет свой предел - изготовление самого плотного ковра (150 - 160 узлов на кв. см) при размере 1,5х2,2 м требует пяти лет.

Исход из Ирана и организация собственного производства дали импульс к развитию совершенно новых направлений в ковроткачестве. Последнее десятилетие на мировом рынке наблюдается рост интереса к новым тенденциям. В Москве основные из них представлены только в самых продвинутых магазинах, готовых рисковать. Никогда заранее не известно, как покупатели отнесутся к совершенно новой линии.

Тенденции

Культура стран - новых производителей не менее самобытна, чем персидская. Появились ковры, где шерстяная и шелковая нити скручены вручную. Получается как бы голографическое изображение. Сейчас это одно из наиболее модных направлений. Причем, опасаясь, что конкуренты быстро освоят подобное производство, компания запускает одновременно несколько моделей, в каждой партии не больше 50 ковров. Такие ковры эксклюзивны. На их повторение при соблюдении технологии уйдет как минимум два года труда.

Эксклюзивны - а следовательно, востребованы и модны - собственно авторские модели. С тех пор как производство перестало быть сосредоточено в Иране, оно больше ориентировано на европейский вкус. Появились ковры с кубическим дизайном, ковры, воспроизводящие картины популярных на Западе русских авангардистов Малевича, Кандинского, Гончаровой. В Москве такие ковры стоят от $3 тыс. до $50 тыс.

Цена может сильно варьироваться в зависимости от плотности и размера. Можно купить настоящий ковер модной линии за $3 тыс., но он будет менее плотным, чем те, что дороже. Стоимость зависит и от места производства. Шелковые ковры из маленькой иранской провинции Кума - самые дорогие: $1,5 - 3 тыс. за 1 кв. м, поскольку гарантировано отменное качество. Цена на ковры Savonnerie, максимально точно повторяющие версальские, тоже определяется не только эксклюзивностью, но и местом производства. Это единственные ковры, которые ткут во Франции - в копийной мастерской при Версале. Американская компания лет пять назад организовала их производство и привлекла к разработке эскизов известных художников. С небольшими изменениями в единственном экземпляре воспроизводятся ковры, украшавшие дворец в разные эпохи. Изменения состоят в уменьшении размеров при соблюдении всех пропорций. А в копии ковра из тронного зала Людовика XVI пришлось менять форму. Его сделали четырехугольным, отказавшись от выреза для трона. Уже в этом году ковер из линии Savonnerie размером 6х4 м был приобретен в Москве за $50 тыс.

Самое горячее сейчас направление на мировом рынке тоже тесно связано с традицией. Это ковры, которые полностью воспроизводят ковры XIX века. Причем не только колониальные рисунки. В коврах этой линии соблюдены все технологии прошлого века. Используются только натуральные красители. Баранов специальной породы (с шерстью, похожей на шелк) выращивают в экологически благополучных районах. Состриженную шерсть скручивают вручную на прялке. Такие ковры, будучи совершенно новыми, кажутся блеклыми. В Америке появился даже термин - «бабушкин ковер». Они пользуются бешеной популярностью. Только что купленный ковер, постеленный в новой квартире, кажется бабушкиным наследством, создает иллюзию преемственности поколений.

К тому же цена на такие ковры неуклонно растет. Что может успокаивать владельца больше?

Еще по теме