Top.Mail.Ru
архив

Кризис во благо?

30.01.201500:00

Консультанты всегда советуют рассматривать кризис в свете возможностей, которые он открывает перед бизнесом. В общем, в такие периоды и посоветовать-то больше нечего: если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Оптимизм – один из рецептов выживания. Второй (и последний из позитивных) – работать и строить бизнес принципиально иным образом, чем обычно. 

По большому счету ситуация для начинающих бизнесменов отнюдь не благоприятная. Потребительский спрос падает, а рассчитывать на внешнюю поддержку в виде инвестиций в ближайшее время не приходится: западные фонды денег точно не дадут, российские – с не самой высокой долей вероятности. На фоне стремительного падения рубля вкладываться в российские стартапы становится невыгодно.

В ноябре 2014 г. мы в рамках исследования Venture Barometer попытались измерить степень давления кризиса на венчурную индустрию и опросили порядка 50 отечественных инвесторов. Итоги этого опроса на первый взгляд неутешительны: неинтересной для инвестиций нашу страну считают уже более трети респондентов (34,1%). Снижая риски, часть российских инвесторов начинает перебрасывать капиталы за границу. Более половины (52%) нацелены на Израиль, 43% – на США. 

Те же, кто остается в России и продолжает наводить фокус на национальные проекты, серьезно ужесточают условия. 64% экспертов признались, что значительно повысили требования к стартапам, проинвестированным в 2014 г., и стали больше вмешиваться в их работу после получения доли (43%). Но ложка меда в этой бочке дегтя все-таки есть: 60% респондентов отметили, что качество приходящих проектов, уровень предлагаемых бизнес-моделей заметно растут и они более подготовлены для инвестирования (27,5%). При этом почти половина экспертов (45%) указали, что проекты, проинвестированные в 2014 г., более эффективны, чем проекты 2013 г. Парадоксально? Не факт. 

Сложные экономические условия вынуждают к повышению собственной эффективности: голодный бегает быстрее. Рожденные в условиях дефицита ликвидности, новые бизнесы устроены максимально экономично и эффективно. Как правило, они начинаются на собственные, а не на заемные средства, а значит, и деньги тратятся максимально эффективно: не приобретаются тренажеры в офис, не устраиваются корпоративы в Турции, и реклама покупается не везде, а только там, где она дает максимальную конверсию.

Вероятность ошибиться с бизнес-моделью тоже гораздо ниже – начинающие свой бизнес в кризис прекрасно понимают, что второго шанса, скорее всего, у них не будет, а значит, 35-й сервис по доставке еды в офис или 57-й онлайн-магазин товаров для животных они открывать не будут. А будут искать то, что действительно станет пользоваться спросом (по итогам исследования в Top-3 самых бесперспективных, по мнению инвесторов, рыночных ниш вошли электронная коммерция, онлайн-туризм и медиапроекты с рекламной моделью монетизации). 

Кризисные тенденции меняют систему координат: жизнеспособными можно считать не те компании, которые привлекли как можно больше инвесторских денег, а те, что даже при очевидно неблагоприятной рыночной конъюнктуре находят возможности не только для выживания, но и для развития бизнеса, опираясь исключительно на собственные силы. В ближайшее время конкуренция между проектами предсказуемо усилится (так считает 57% опрошенных), но в итоге это приведет к росту качества самих проектов.

Следствием этой ситуации может стать достаточно жесткий естественный отбор: выживут проекты, умеющие получать выручку и поддерживать самоокупаемость, а не существовать от раунда к раунду на деньги инвесторов в надежде на продажу компании гипотетическим стратегическим покупателям. В конце концов к таким компаниям инвесторы сами выстроятся в очередь.

Еще по теме