Top.Mail.Ru
архив

Крокодилово счастье

Kому в кризис жить хорошо? Не только тем, кто окопался у вреза в трубу, по которой текут деньги госбюджета. Им, конечно, в первую очередь, и это очевидно, но есть и другие везунчики.

Крокодилы, например. На крокодильей ферме Savoy, одной из крупнейших в американском штате Луизиана, за 12 месяцев не заключили ни одной сделки: нет спроса на кожу. Крокодилам вольготно, экономике - нет.
   Наука, рынки и бизнес выработали изощренный механизм определения состояния экономики - по странам, по рынкам, в общем и целом, в деталях и сегментах. Всевозможные индикаторы дают возможность сориентироваться. Правда, иногда не совсем в верном или в совсем неверном направлении. Чем волатильнее рынки, обширнее расчетные базы, многофакторнее механизм вычислений, тем больше итоговый результат начинает напоминать среднюю температуру по больнице. Есть ли альтернатива? Общепризнанной, увы, нет. Но есть кое-какие наметки. 

СПЛОШНАЯ АМОРАЛКА

   Сайтов знакомств в Сети немало. Например, www.illicitencounters.co.uk, на котором общаются не менее 300 000 британцев и британок. О чем говорит это число? Среди прочего и о том, что у жителей туманного Альбиона сейчас на уме не только угроза потерять работу или разориться. Британские экономисты и психологи давно подметили интересную особенность: когда FTSE, основной показатель состояния национальной экономики, взлетает, примерно так же ведет себя и трафик сайта знакомств. Так было и ровно год назад, в ноябре 2008-го, когда произошел обвал на всех мировых биржах. Если же положение на рынках устойчивое, то и на сайте ни аудитория, ни трафик не зашкаливают за средние объемы. "Здесь мы наблюдаем прямую зависимость от уровня уверенности людей, - объясняет представитель www.illicitencounters.co.uk. Рози Фримэн-Джоунс. - Когда рынки лихорадит, они пытаются завести интрижку на стороне в полной уверенности, что это сойдет им с рук. Когда же все тихо и спокойно, они тоже успокаиваются".
   Феномен не назовешь чисто британским. На американском ресурсе match.com 12 месяцев назад тоже царило бурное оживление: IV квартал 2008-го оказался самым "горячим" за последние семь лет. Кстати, такая же повышенная активность наблюдалась и в самом конце 2001 года, сразу после терактов 11 сентября.
   Сходную логику выстраивает и автор блога Bronte Capital Джон Хэмптон, предлагающий следить за экономической ситуацией в странах Балтии по динамике стоимости услуг латвийских жриц любви. Сейчас стандартный набор услуг у них стоит около 30 латов ($60). Джон Хэмптон уверен, что, поскольку расценки за год упали примерно на 2/3, то Латвия и соседние государства по-прежнему находятся в тяжелом положении и им угрожает дефляция. По мнению Хэмптона, "индекс проституток" вполне можно было бы применить для оценки положения дел во всей мировой экономике, если бы не одна загвоздка - платный секс разрешен не везде.
   Легче всего от такого рода индексов отмахнуться. Они и впрямь выглядят несерьезно. Но весной, когда фондовые рынки дружно рванули вверх и оптимисты заговорили о том, что худшее позади, эти показатели давали основание предполагать, что налицо не реальное оздоровление экономики, а искусственное раздувание стоимости ценных бумаг. Как ни прискорбно, и сейчас эти ориентиры - число романов на стороне не снижается, а цены на услуги латвийских проституток не растут - говорят о том, что расслабляться в расчете на то, что кризис со всеми его волнами миновал, было бы преждевременно.
   

ДЕЛО ЖИТЕЙСКОЕ

   А как вам "индекс симпатичных официанток"? Никакого секса - только житейские наблюдения. Чем больше среди обслуживающего персонала заведений общепита привлекательных лиц, тем хуже положение в экономике, считают адепты такого ненаучного подхода к экономическому анализу. Они уверены, что в нормальных условиях у красивых меньше проблем с поиском высокооплачиваемой и престижной работы, а в кризис с этим труднее: на одну внешность ставку уже не сделаешь, нужны образование, ум, квалификация, деловая хватка, пробивные способности, наконец. Вот и приходится красавицам идти в обслугу ресторанов и кафе. Получается, что для того, чтобы понять, в каком состоянии находится экономика, нужно просто пойти в ресторан и внимательно присмотреться к тому, кто будет обслуживать ваш столик. Есть еще индекс, у нас в стране не применяемый, но очень близкий российскому менталитету - зеленый. По его величине можно судить о том, сколько народа не покупает овощи и фрукты в магазинах и на рынках, а выращивает их самостоятельно. Любопытно, но на примере СССР можно считать доказанным, что этот индикатор работает и в условиях совершенно нерыночной экономики. Достаточно вспомнить повальное "шестисоточное рабство" времен заката Советского Союза. Впрочем, по данным американской Национальной ассоциации садоводов, в Соединенных Штатах, флагмане свободного рынка, за первую половину этого года число доморощенных овощеводов увеличилось на 19% по сравнению с первыми шестью месяцами 2008-го. При этом 54% из 43 млн американцев, копающихся на своих участках, говорят, что возиться в земле их заставила не любовь к природе или физическому труду, а желание сэкономить деньги.В арсенале сторонников альтернативных методов анализа положения дел в экономике есть и индекс сна. Опрос, проведенный в этом году Национальным фондом сна, показал, что почти каждый третий американец мучается от бессонницы из-за денежных неурядиц. 10% граждан США мечутся по ночам в постели, переживая за работу. По случайному (или нет?) совпадению в Штатах сейчас примерно столько же безработных.
   Не менее показателен с точки зрения житейской логики и "индекс невостребованных покойников". В трудные времена у людей нередко не хватает денег на похороны, и больше, чем обычно, родственники усопших склонны предоставлять властям возможность проводить обряд за счет казны. Недаром коронеры и судмедэксперты, как писала в октябре The New York Times, отмечают резкий рост невостребованных тел по всей Америке, в частности, в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе, Детройте. Рекордсменом среди штатов является Орегон, где за последние два года невостребованных тел стало больше на 50%. В Висконсине за первую половину 2009-го число кремаций, проведенных за счет казны штата, по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 15%.
   НЕ НАДО О ГРУСТНОМ
   Если романтические новеллы на полках книжных магазинов залеживаются и пылятся, значит, хорошие времена не за горами. О состоянии экономики можно, оказывается, судить не только по числу интрижек на стороне, но и при помощи "индекса бегства в романтику", основанного на динамике продаж любовных романов. В Harlequin, одном из крупнейших издательств, выпускающих подобную литературу, уверены: когда все плохо, наблюдается значительный рост продаж, потому что любовные романы позволяют читательницам хоть на время укрыться от враждебной действительности - в таких опусах можно всегда рассчитывать на хэппи-энд. К тому же книжка, да еще если это покет, намного дешевле билета в театр или кино. То есть, что хорошо для Harlequin, плохо для всех остальных? Похоже, что так. В 2008 году продажи Harlequin выросли на 32% по сравнению с 2007-м, и в этом году тенденция сохраняется. Тот же тренд, не забывают добавить в Harlequin, фиксировался и в начале 90-х годов прошлого столетия, тоже во время рецессии.
   

СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ

   Нетрадиционные индексы могут помочь спрогнозировать экономические бури, когда о них еще никто и не думает. Некоторые специалисты наиболее точным в этом смысле считают "индекс небоскребов", предложенный Эндрю Лоуренсом, менеджером банка Dresdner Kleinwort Wasserstein, еще 10 лет назад.
   Лоуренс уверен, что появление очень высоких зданий в большинстве случаев свидетельствует о приближающейся нестабильности. Накануне финансовой паники 1907 года в Нью-Йорке начали возводить сразу два небоскреба-рекордсмена: Singer (построен в 1908-м) и MetLife (в 1909-м). Empire State сдали перед самым крахом Уолл-стрит, ставшим предвестником Великой депрессии. После окончания строительства чикагской башни Sears и "близнецов" Всемирного торгового центра в Нью-Йорке разразился нефтяной кризис 1974-го, а возведение знаменитого высотного комплекса Petronas в 1997 году в Куала-Лумпуре совпало с финансовым коллапсом в Азии. Марк Торнтон, известный экономист из Ludwig von Mises Institute (штат Алабама, США), объясняет механизм действия "индекса небоскребов" тем, что в начале бума процентные ставки снижаются, а цены на землю растут; открываются тысячи небольших фирм, что создает повышенный спрос на офисные площади. Объяснение собственно автора индекса - Лоуренса проще: сверхвысокие здания типа Burj Dubai, которое намечено сдать в эксплуатацию в конце этого года, служат физическим и благодаря высоте очень заметным олицетворением рыночных "пузырей", когда инвесторы, не зная, что делать с дешевыми деньгами, вкладывают их в строительство супернебоскребов.
   И говорить нечего: ясно, что эти и другие показатели такого рода, в строгом смысле слова, экономическими индексами ни формально, ни по существу считаться не могут и не должны. Трудно себе представить бюджетный процесс в той же, скажем, Латвии, основанный на "индексе проституток". Или хотя бы в малой мере его учитывающий. Смешон будет глава МВФ или Всемирного банка, всерьез раздумывающий над динамикой численности новоиспеченных огородников.
   Один только вопрос: а то, что происходит сейчас со всеми этими солидными научными выкладками, не смешно?