Top.Mail.Ru
архив

Лицо, обезображенное Интернетом

«Откаты» за разработку сайтовНи одна из госкомпаний и госкорпораций, куда «Ко» обратился с запросом о стоимости разработки их сайта в Интернете, не стала раскрывать эти данные. Из всех сайтов, участвующих в обзоре «Ко», лишь сайты «Газпрома» и ВТБ разработаны компанией, входящей в Top-10 дизайнерских студий. По крайней мере, они открыто говорят о том, с кем сотрудничали. Остальные либо не упоминали о своих партнерах по web-дизайну, либо доверили создание сайта малоизвестным фирмам. «Как правило, участвуют «свои» компании, которые отдают заказы на подряд. Есть некое агентство или свой человек, осуществляющий все смежные услуги — поставка софта, оборудования, сайты и т.п. Вероятность получения заказа для «чужой» компании есть, но она невысока», – поясняет руководитель разработки интернет-проектов компании VIPRO Григорий Баринов. «А разве это всегда плохо? Партнер должен быть проверен, это не всегда «откаты». Например, «Астроним*ы» организуют иногда «свои» тендеры. Но «откаты» никогда не даем», – говорит управляющий партнер команды «Астроним*ов» Богдан Коровец. По его словам, клиенту на уровне среднего менеджерского звена, не принимающего решений, но готовящего тендер, часто важно, как успешно он будет работать по этому проекту в дальнейшем. «Ему нужен гарантированно хороший результат, он подряжает компанию часто дороже, но действительно лучше», – отмечает эксперт. Тем не менее вопрос с «откатами» при создании сайтов госкомпаний и госкорпораций задел экспертов за живое. «Слышал о 75-процентных откатах», – признался директор ООО «Максимастер» Максим Корниенко. Другой руководитель крупной дизайнерской студии на условиях анонимности сообщил, что «откаты» иногда составляют до 90% стоимости работ, а подряды достаются в основном «своим» компаниям. «Суммы контрактов на разработку web-сайта относительно невелики, если сравнивать, например, с теми же поставками высокотехнологичного оборудования, где суммы достигают иногда сотен миллионов рублей. Потому нажиться на разработке сайта потенциальному взяточнику сильно не получится», – добавляет исполнительный директор дизайн-студии X-Project Дмитрий Холомцев. «Мы участвовали и побеждали как в открытых конкурсах по разработке и поддержке web-сайтов госструктур (например, с сайтом Счетной палаты РФ, чьим подрядчиком мы являемся уже почти 10 лет, Управлением регионального развития Тверской области, ВВЦ и других), так и в тендерах крупных корпораций, в том числе из представленного списка», – делится опытом Дмитрий Холомцев. Эксперты подчеркивают, что главным критерием в выборе подрядчика будет являться цена контракта, а не качество заявки и предлагаемых работ, уровень портфолио студии и т.д. «По субъективным ощущениям, ситуация такая. В большинстве случаев тендер делается под конкретного исполнителя. Это очень хорошо видно из тендерных заявок. Например, проект на несколько миллионов рублей с огромным функционалом, а в требованиях стоит – месяц на разработку. Очевидно, что этот проект уже готов. Или есть требование разрабатывать сайт на системе управления, которая является «подделкой» никому не известной студии. Понятно, что в таком тендере выиграть может только эта студия. Есть множество других способов отсечь всех, кроме «своего», – добавляет Максим Корниенко.

 

Мелкие недоработки ВТБ

Сайты госбанков оказались одними из самых проработанных интернет-ресурсов. Возможно, объясняется это тем, что кредитные организации в большей степени ориентируются на розничных клиентов, для которых большое значение имеют удобство навигации по сайту и его информативность. 

«Откаты» за разработку сайтовНа вопрос о том, во сколько же кредитной организации обошлось создание сайта, начальник отдела интернет-проектов пресс-службы ОАО «Банк «ВТБ» Антон Огородников ответил следующее: «Работы включали в себя разработку единой справочно-информационной системы для сайтов группы «ВТБ» на платформе «1С-Битрикс». Все остальные запросы с просьбой уточнить цифру остались без ответа. Оценки экспертов, которых мы спрашивали: «А за сколько бы вы «нарисовали» такой сайт?», отличаются в разы. Тем не менее ВТБ по поводу разработки сайта обратился к компании Articul Media, занимающей 10-ю строчку в рейтинге веб-студий Рунета. Таким образом, подозревать, что подряд достался «никому не известной компании», не приходится. Правда, все запросы в адрес Articul Media были оставлены без ответа. «Да, проводился (тендер на разработку сайта. – Прим. «Ко»)», – сухо ответил представитель ВТБ. «До конца года запланирован значительный объем работ и изменений (на сайте. – Прим. «Ко»)», – добавил Антон Огородников. При этом он не стал уточнять, что планируется улучшить. Тем временем, как отметил коммерческий директор интернет-агентства Artus Алексей Соболев, «к сайту много вопросов по дизайну. В нем масса крупных и мелких недоработок. Непонятно использование фреймов (прокрутка части информации внутри страницы) на внутренних страницах. Также непонятно, почему сайт фиксирован по ширине, а не растягивается на весь экран». Со столь критической оценкой не совсем согласен Дмитрий Холомцев: «Образец современного, «европейского» стиля дизайна корпоративного сайта, вверху коллаж из фотографий, далее – 3 контентных столбца, все очень четко. Контент отлично сверстан, видно, что за сайтом усердно следят, как правило, это целый отдел сотрудников». От себя добавим, что недоработки на сайте все же есть: например, 27 сентября упорно не открывалась ссылка с главной страницы сайта на корпоративный журнал банка «Энергия успеха». Что касается отзывов людей, далеких от веб-дизайна, то они в основном положительные. «Сайт хороший. Все учтено. Не нашла только формы заполнения заявок онлайн на кредитование. Но вполне возможно, что это политика банка», – отмечает директор по рекламе страховой группы «МАКС» Елена Никифорова. «Качественная стилистическая подача. Строгий, в рамках стилистических гайдов. От сайта крупнейшего банка России ожидаешь большего, но пока не получаешь», – высказывает свое мнение директор департамента маркетинга и стратегии Московского банка реконструкции и развития Анатолий Крайников. А вот бренд-менед­жеру КБ «ЛОКО-банк» (ЗАО) Татьяне Федруновой сайт показался «обычным», сухим, да еще и с «шаблонными текстами». Как бы то ни было, но к сайтам госбанков у наших респондентов оказалось значительно меньше вопросов, чем к интернет-ресурсам других госкомпаний и госкорпораций.

 

Не продает

По сравнению с сайтом ВТБ, интернет-ресурс «Сбера» отличается большей «креативностью»: буйство красок и анимация. Вот только он не отвечает своей основной задаче – продвижению продуктов кредитной организации, считают эксперты.

«Откаты» за разработку сайтовРазработчики веб-стра­ниц весьма негативно относятся к определению «креатив». По их мнению, сайт серьезной кредитной организации должен быть в первую очередь информативным, а не «веселым». «Яркий, выделяется на общем фоне сочностью красок. Начинается все замечательно – понятная структура верхних уровней. Но доходишь до конкретных продуктов, и... в этом месте сайт не продает, теряешься – нет акцентов и ясно выраженных посылок», – отмечает начальник управления интернет-проектов «БКС.ру» Константин Шабалин. Действительно, на заглавной странице сайта «Сбера», в отличие от интернет-ресурсов конкурентов, нет указания действующих ставок по кредитам, единственное, на что делается упор: решение о выделении ссуды принимается теперь «за 3 дня». Слабое конкурентное преимущество, так как многие банки уже давно рассматривают заявки на кредиты значительно быстрее. Хотя для Сбербанка это, без сомнения, прогресс. «Дизайн этого сайта мне лично не нравится, а конкретно – пантон зеленого цвета, закругленные блоки с бликами. Складывается ощущение, что сайт несовременный, отстал лет на пять... отвлекают иконки и довольно яркий зеленый цвет», – высказывает свое мнение Дмитрий Холомцев. Кстати, найти означенных разработчиков нам так и не удалось, равно как и получить информацию о стоимости создания интернет-ресурса. Запросы «Ко» в Сбербанк остались без ответа, а на сайте кредитной организации нет никакого указания о том, кто же над ним поработал. Тем не менее, как отмечает Алексей Соболев, «наши клиенты несколько раз приводили дизайн сайта Сбербанка в пример того, какой дизайн им нравится... так что и дизайн у сайта можно считать качественным». Хотя он также признался, что дизайн сайта ему лично «субъективно не нравится».

«Идеальный сайт для крупного универсального банка с большим количеством розничных клиентов», – дала свою оценку Татьяна Федрунова. «Отличная клиентская поддержка. Присутствует услуга онлайн. Все очень сжато, компактно и понятно. На первое место поставлено самое главное – работа с физическими лицами (рекламный баннер)», – добавляет Елена Никифорова. С ней не соглашается директор компании «АсстрА Рус» Александр Михеев: «Сайт слишком блочный, выглядит искусственно. Желание выделиться в данном случае пошло во вред. К полноте информации нет вопросов, но вот ее нахождение не очень удобно». Действительно, навигация по сайту оставляет желать лучшего. Тем же пенсионерам, составляющим значительную часть клиентуры банка, очень сложно будет разобраться, например, в разделе «Вклады»: он состоит из пяти блоков, среди которых имеется рубрика «Компенсация по вкладам» с калькулятором. Явно высокая планка для той целевой аудитории, с которой по большей части работает банк.

 

Просто, но для кого?

Нам не удалось найти тех, кто бы критиковал сайт «Газпрома», он нравится почти всем. Вот только из-за обилия новостей он больше похож на сайт информационного агентства, нежели на корпоративный ресурс.

«Откаты» за разработку сайтов«Национальное достояние» решило выделиться не только «безадресной» широкомасштабной рекламой на ТВ, но и корпоративным сайтом, разработку которого заказали известной Студии Артемия Лебедева. «В 2008 году в «Газпроме» было принято решение о проведении модернизации интернет-сайта компании. Победителем конкурса в ноябре 2008 г. стала Студия Артемия Лебедева. В июне 2009-го «Газпром» открыл новый корпоративный интернет-сайт», – прокомментировали в монополии. Но ни слова не сказали о стоимости договора. Без ответа остались и вопросы к Студии Артемия Лебедева. По всей видимости, известный веб-дизайнер следует одному из правил работы, которое по запросу информации о его студии выдает поисковик «Яндекс»: «Долго. ...Дорого. Ох...но». «Чувствуется рука Артемия Лебедева и интерес к пиару компании», – признала после посещения сайта «Газпрома» Татьяна Федрунова. «Креатива немного, – возражает Анатолий Крайников. – Качественная стилизация интерфейса. Сообщает о том, что как минимум вот так должен выглядеть сайт крупной государственной корпорации. Функционал простейший». Очевидно, было стремление сделать сайт легким и приятным, чтобы уйти от имиджа закрытого энергетического гиганта, но в то же время сохранить необходимое количество солидности и стильности. «Единственное, что смущает, – большое количество размеров и типов шрифтов», – добавляет ложку дегтя Александр Михеев. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Татьяна Федрунова считает, что формат портала скорее подходит для информационно-новостного сайта. В то же время Алексей Соболев полагает, что структура внутренних страниц должна содержать больше информационных блоков. «Хотя допускаем, что у нынешней концепции сайта есть обоснование – попытка сделать имиджевый сайт, не используя большое количество визуальных средств. Нам не кажется это эффективным», – отмечает эксперт. «Дизайн минималистичный, упор сделан на правильном структурировании подачи информации и удобстве ее изучения», – дополняет Дмитрий Холомцев. Сложности создания интернет-представительства газового монополиста очевидны и сравнимы с позиционированием бренда компании в телевизионной рекламе. У экспертов последняя уже давно вызывает вопросы. Дескать, зачем тратить огромные суммы на эфирное время, если у пользователей газовой плиты нет выбора, у кого покупать «голубое топливо», отмечали наблюдатели. Так же и с сайтом. Вроде бы он нужен, но не совсем понятна целевая аудитория. Инвесторы или иностранные партнеры, заключающие многомиллиардные контракты, вряд ли будут пользоваться данным ресурсом. Что касается обывателей, то информацию о деятельности «Газпрома» они и так в избытке черпают в новостях.

 

Подозрение на «распил»

Сайт «Олимпстроя» оказался наряду с веб-ресурсом «Транснефти» одним из самых «любимых» экспертами. Какими только эпитетами они его не награждали. А один из дизайнеров и вовсе сказал буквально следующее: «Видимо, тут не обошлось без «распила».

«Откаты» за разработку сайтов«Тихий ужас», – так охарактеризовал интернет-ресурс госкорпорации «Олимпстрой» Григорий Баринов. Для многих из опрошенных «Ко» экспертов вообще осталась загадкой миссия этого сайта. «Как пропагандистский ресурс неплох, но как деловой не кажется отражающим картину деятельности компании до конца объективно. Есть ощущение какой-то неубедительности», – отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. «Изначально не совсем понятно, на чей сайт попали. Много текста и графической информации, простыми словами, разбегаются глаза»,  – добавляет начальник управления маркетинговых коммуникаций АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) Юлия Панова. «Одним словом, госкорпорация. Подписка на новости есть, лучше ей и воспользоваться», – резюмирует Константин Шабалин. Получить ответ от самого «Олимпстроя», кто и за сколько «нарисовал» подобный «шедевр», нам не удалось. Правда, на сайте госкорпорации указано, что его поддержку осуществляет компания e-Age, которая, как следует из данных самого разработчика, существует с 2001 года. Среди реализованных проектов – интернет-магазин для кинологов и разработка бренда для... приведем это дословно «Частный мастер Изабэла Владимировна. Наращивание волос». Среди Top-100 крупнейших студий веб-дизайна компанию e-Age нам обнаружить не удалось. По телефону, указанному на ее сайте, «Ко» сообщили, что все взаимоотношения с партнерами, в том числе и с госкорпорацией «Олимпстрой», «являются коммерческой тайной». Дальнейшее общение с одним из топ-менеджеров e-Age не добавило ситуации ясности. Он лишь уточнил, что фирма, которая изначально разрабатывала сайт, разорилась еще в 2008 году. А что касается e-Age, то они получили подряд на тендерной основе. Кроме того, представитель компании сообщил, что сейчас ведется активная работа по переформатированию сайта «Олимпстроя», и в скором времени он будет полностью обновлен.

Что до профессиональной оценки качества интернет-ресурса госкорпорации «Олимпстрой», то Алексей Соболев комментирует это так: «Сайт слабый. Дизайн очень простой. Главный недостаток – плохая информационная структура внутренних страниц. Основной контент растянут на весь экран и очень мало дополнительных информационных блоков. Навигация в виде выпадающего меню – тоже недостаток. Ее не «видят» поисковые машины, и на внутренних страницах ее нет в постоянно визуально доступном виде». Просто интересно, возможно, после этой публикации «Олимпстрой» все же расскажет, сколько заплатил разработчикам?

 

Только для энергетиков

Создатели сайта «Русгидро», по всей видимости, пытались совместить несовместимое: сделать интернет-страницу специализированной энергетической компании интересной для широкого круга посетителей и одновременно донести до читателей очень специфическую отраслевую информацию.

«Откаты» за разработку сайтовСайт «Русгидро» «вырос» из портала Волжско-Камского каскада. «Мы постоянно занимаемся оптимизацией структуры сайта, по необходимости проводим редизайн. Для этих работ привлекаются подрядчики, основной критерий выбора которых – соотношение цены и качества», – поведала представитель ОАО «Русгидро» Александра Горшкова. При этом, как и остальные, она заявила, что не готова разглашать стоимость работ. «Работы включают техническую поддержку сайта, наполнение его информацией, регулярные доработки функционала. Затраты в числе прочего включают покупку лицензий на программное обеспечение. В составе команды подрядчика задействованы программисты, веб-технологи, дизайнеры, редакторы сайта, аналитики и менеджер проекта»,  – рассказала Александра Горшкова. На сегодняшний день доработкой и поддержкой интернет-ресурса занимается компания «Издательство «Деловой мир», которое, судя по отсутствию в рейтинге веб-дизайнерских агентств, осуществляет, скорее, пополнение контента сайта «Русгидро». «Достаточно информативный,  – подтверждает успехи издательства «Деловой мир» Татьяна Федрунова. – Но не привлекает внимания обычных посетителей, нацелен на узкую целевую аудиторию». «Специфика нашего бизнеса не предполагает «массового маркетинга», мы прекрасно понимаем, что пользователи нашего портала – это узкий круг специалистов, – признает представитель «Русгидро».  – Продвижение бывает, но точечное, например, когда компания участвует в благотворительных, образовательных или других социальных программах». Видно, что сайт разрабатывался довольно давно, но свои задачи он решает, отмечают аналитики. Тем более что «Русгидро» в настоящее время готовится к ребрендингу, и он, по всей видимости, затронет и интернет-страницу госкомпании. «В течение этого и следующего года будет проведен комплексный редизайн портала, а также замена CMS (система управления сайтом)»,  – подтверждает Александра Горшкова. Помимо «простоватого» дизайна, эксперты в области разработки сайтов к недочетам отнесли также то, что текст в шапке пишется поверх цветного фона в виде картинки, что делает его нечитаемым. «Второй большой недостаток – компоновка стандартной структуры внутренней страницы. Навигация второго уровня занимает визуально очень важное место, сдвигая текст вниз. Так не должно быть. Надо было вводить слева третью колонку и выносить навигацию второго уровня туда», – советует Алексей Соболев. В любом случае, если будет проводиться, как обещали в компании, редизайн сайта, над ним придется серьезно потрудиться, но свои задачи на сегодняшний день интернет-ресурс выполняет.

 

Дорого и бестолково

По всей видимости, отнюдь не только пробки на Ленинградке мешают пассажирам «Аэрофлота»: серфинг по интернет-сайту компании может отбить у потенциальных клиентов желание пользоваться услугами перевозчика.

«Откаты» за разработку сайтовСайт авиакомпании должен быть в первую очередь полезным и удобным для пассажиров, точно так же как сайт банка – для его клиентов. На сайте авиаперевозчика люди должны иметь возможность приобрести билет, получить информацию о направлениях перевозок и их стоимости. На самом же деле интернет-ресурс спроектирован с точностью до наоборот. Например, главная страница сделана так, как будто это промосайт из нескольких страничек для разового посещения. Огромные пространства заняты второстепенными вещами: изображением самолета, часами с погодой. Спецпредложения находятся внизу, «за сгибом», то есть не помещаются на экране. На внутренних страницах ситуация не лучше. Трудно найти нужные сервисы, ими неудобно пользоваться. Это единодушное мнение опрошенных «Ко» экспертов. «Тот случай, когда чрезмерная креативность и желание сделать лучше конкурентов идет вразрез со здравым смыслом. Странная неинформативная навигация. Очевидное непонимание потребностей пользователей», – констатирует Константин Шабалин. «От этого сайта ожидали большего. Очень дорогой, но бестолковый», – делится впечатлениями Анатолий Крайников. «Дизайн не совсем серьезный, и в этом данный сайт уступает своим конкурентам. Также сайт не работает в 6-м «Эксплорере». Информационная структура внутренних страниц у сайта должна быть трехколоночной, а тут двухколоночная. Неужели «Аэрофлоту» не о чем сообщать пассажирам?» – недоумевает Алексей Соболев. Чтобы добраться до какого-нибудь раздела с главной страницы, приходится делать слишком много переходов. Как и многие другие фигуранты представленного рейтинга сайтов госкомпаний и госкорпораций, «Аэрофлот» умолчал о том, кто же разрабатывал его сайт. Также без ответа остался вопрос о стоимости создания интернет-ресурса. Опрошенные «Ко» специалисты считают, что он «влетел в копеечку», но совершенно не отвечает требованиям, которые пользователи предъявляют к такого рода ресурсам.

Настоящим антагонистом сайта «Аэрофлота» стал интернет-ресурс Международного аэропорта Шереметьево (МАШ). «Самая нужная клиенту информация визуально отделена. Чувствуется забота об удобстве клиента – чтобы он правильно добрался, нашел терминал, видел актуальную информацию на табло. Новости компании оправданно присутствуют на главной странице, но поскольку они не являются остро необходимой пассажиру информацией, то деликатно отнесены в левую часть страницы», – расхваливает удобство сайта МАШ Елена Никифорова. «Дизайн лаконичный, основное внимание уделено грамотной верстке материалов. Лучший сайт в плане удобства навигации из всех представленных», – резюмирует Дмитрий Холомцев.

 

Три студента на коленке

Напоследок мы оставили настоящий «шедевр» веб-дизайнерского искусства – сайт «Транснефти». Опрошенные «Ко» эксперты недоумевали: «Кто вообще мог создать подобное?» И как трубопроводная компания с миллиардными оборотами «не постеснялась» выкладывать «такое» в Интернет?

«Откаты» за разработку сайтовСайт «Транснефти» располагается несколько особняком от остальных фигурантов нашего рейтинга. «Без комментариев. Сайт уровня «три студента на коленке», – резюмирует Алексей Соболев. «Очевидно, его делали в 1960-х семидесятилетние старцы», – иронизирует Константин Шабалин. «Наверное, самый простой сайт из всех представленных. Притом что сайту менее двух лет, судя по данным ресурса http://www.archive.org, складывается ощущение, что он попал к нам из 1990-х», – говорит Дмитрий Холомцев. «Отвратительно структурированный набор текстовых документов», – добавляет красок к картине Богдан Коровец. А у Александра Михеева официальный сайт «Транснефти» и вовсе не открылся. Попытки найти авторов «дизайна» интернет-представительства трубопроводной монополии также ни к чему не привели. Разработчик – веб-студия «Люкс Сайт», название которой гордо красуется на странице «Транснефти», не значится ни в одном рейтинге. Ответ от самой «Транснефти» по поводу «создателей» их сайта получить так и не удалось. Что касается информационной составляющей, то она под стать дизайну. На заглавной странице размещено интервью Николая Токарева, датированное концом прошлого года. Новости также не совсем свежие – они обновляются примерно раз в неделю. Чуть лучше обстоят дела со страницами отдельных проектов «Транснефти». Кстати, именно там выяснилось, что название фирмы-разработчика на головной странице сайта указано неправильно, именно поэтому мы и не смогли его найти. Новые «координаты» привели к компании LuxSite, сотрудник которой в категоричной форме заявил, что никаких комментариев не дает и не намерен обсуждать их взаимоотношения с клиентами, в частности с «Транснефтью». Тем не менее создание сайта трубопроводной монополии LuxSite поставила в свое портфолио. По всей видимости, там считают реализацию этого проекта серьезным достижением.


Еще по теме