Top.Mail.Ru
архив

Миллионы под ногами

09.04.201500:00

Красота всегда притягивает к себе деньги. Она успешно продается и покупается: произведения искусства, ювелирные украшения, коллекционные автомобили… и красивые девушки. Объем российского модельного рынка до сих пор никто серьезно не измерял. В 2006 г., по данным Международной федерации модельных агентств, объем данного бизнеса в РФ составил почти $50 млн. Но некоторые эксперты утверждают, что он примерно сопоставим с рекламным рынком, который в 2014 г. эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) оценивали в 340 млрд руб. (около $5,6 млрд). По словам участников модельного бизнеса, точный объем рынка в РФ пока определить невозможно, так как определение «модельный бизнес» слишком расплывчато и неоднозначно. 

Модельный бизнес в нашей стране начался в 1989 г. с агентства Red Stars, возглавляла которое модель Татьяна Кольцова. В 1999 г. владельцем агентства стал скандальный абхазский бизнесмен Виталий Лейба. По слухам, кроме раскрутки нескольких русских топ-моделей, агентство предоставляло эскорт-услуги. В 2002 г. Red Stars закрылось. 

К этому моменту в России количество модельных агентств перевалило за тысячу. Русские красавицы мечтали о мировой славе и красивой жизни, плохо представляя себе ее будни. В лихие девяностые топ-модель служила обязательным «приложением» к «джентльменскому набору» «реального пацана»: золотая цепь, мобильник, «Мерседес». Век подруги «джентльмена удачи» полностью зависел от «джентльмена» и его удачи, если она отворачивалась, то начинались драмы. В 1997 г. вместе с криминальным авторитетом Александром Солоником была убита его любовница, финалистка конкурса «Мисс Россия-96» Светлана Котова. В 2000 г. убили победительницу «Мисс Россия-96» Александру Петрову, ее бойфрендом числился еще один криминальный авторитет – Константин Чувилин. Впрочем, затем отечественный бизнес обрел некий респектабельный лоск, и жизнь моделей стала безопасней. Правда, не легче.

Будни красивой жизни

«Модель – это образ идеального человека, – поясняет генеральный директор модельного агентства General Models Надежда Твардовская. – Поэтому карьера модели – тяжелый труд. Постоянная диета, работа над телом в тренажерном зале, занятия хореографией, подиумной походкой и актерским мастерством, тщательный уход за собой: косметолог, парикмахер и т.д. Кроме того, модель безропотно и с сияющей улыбкой с раннего утра ходит по кастингам, а вечером присутствует на светских мероприятиях. Стрессоустойчивость, доброжелательность и выносливость – обязательные для модели качества».

Стать моделью вроде бы просто. Практически в каждом из нескольких тысяч модельных агентств есть своя школа. Там за 10 000–15 000 руб. в месяц вас обучат ходить по подиуму, позировать перед камерами, работать лицом. Некоторые школы обещают сделать модель из любого желающего, вне зависимости от пола, возраста, роста и комплектации. Но это всего лишь метод сравнительно честного отъема денег. «Ваш возраст от 14 (и моложе), но не старше 19 лет. Рост – от 175 до 180 см, девушки выше и ниже считаются «браком»,  – развенчивает миф о вседоступности красивой карьеры экс-модель Наталья Николаева. – Непременное условие – идеальная фигура. Если 90х60х90, замечательно. Хотя профессионалы считают, что 90 см для бедер многовато, но говорят: основа есть, а лишнее подсушим. Безупречное состояние кожи и волос (предпочтительнее натуральный цвет) обязательно». Идеальность фигуры, лица и волос, а также рабочие премудрости модель достигает своим трудом и за свой счет. Забеги по кастингам, где в 99 случаях из 100 модель получает отказ, не оплачиваются. 

«В нашей стране не существует модельного бизнеса как такового, – констатирует президент Межрегионального профсоюза работников модельного бизнеса Наталия Гынку, – то есть такой деятельности нет в кодах ОКПО.  И в классификаторе профессий вы не найдете в чистом виде такой деятельности, как модель, визажист, стилист и т.д., а следовательно, нет и таких профессий. Таким образом, практически нет никаких регламентирующих документов, которые бы смогли защитить наши интересы во взаимодействии с работодателем и государством. Нет минимальной, хотя бы почасовой оплаты труда модели. Моделям вообще не оплачиваются временные потери за кастинги, примерки, сверхурочные и внеплановые ожидания. В последнее время практически все стараются заплатить либо символически, не учитывая уровень профессионализма и мотивируя это тем, что многие готовы работать вообще без оплаты, либо бартером (time for print). Агентства, отправляя модель к заказчику, не несут никакой ответственности за жизнь и здоровье моделей, и нет никаких механизмов страхования от травм и увечий при выполнении работ».

Попытка не пытка

«В Европе все по-другому, – делится наблюдениями Надежда Твардовская. – Там модель, работающая в агентстве, получает около $10 000 в месяц, вне зависимости от того, есть у нее съемки или нет. Нам к этому надо стремиться, но, увы…»

Модельное агентство General Models существует с 2008 г. «Я училась на факультете журналистики МГУ и подрабатывала в различных журналах о моде, – рассказывает Надежда Твардовская. – Поработала немного в одном из ведущих московских модельных агентств, а потом появился инвестор, предложивший мне создать свое агентство. Инвестор тот быстро исчез, а идея осталась. Я разработала бизнес-план, придумала программу для школы моделей, которая обязательно должна была быть при моем агентстве, и стартовала. Тогда у меня родился первый сын, и я как мать-одиночка подала заявку на грант от центра занятости. И получила 250 000 руб. на профессиональный свет для своего модельного агентства. Сначала арендовала помещения в домах культуры, а недавно сняла собственную площадь».

Сейчас агентство General Models – это 100 кв. м в Зеленограде, вмещающих в себя и офис, и фотостудию, и тренировочный зал; около 15 постоянных моделей (это среднее число моделей в средней руки агентствах) и две группы по 15 человек в школе моделей. Плюс небольшой штат педагогов.

Рекламное продвижение модельного бизнеса не предполагает никаких особых изысков: продвижение сайта в Интернете, пиар, сотрудничество с местной администрацией. General Models организует шоу-показы на публичных праздниках в своем городе. Это позволяет поддерживать узнаваемость бренда и формировать лояльность потенциальных клиентов. Для модельного агентства это важно, слишком уж много негативной информации об этом бизнесе. Репутация тут имеет огромное значение.

«Очень помогают связи, – признается Надежда Твардовская. – Все мои модели, даже начинающие, которые только посещают школу, получают работу в рекламных и fashion-съемках, участвуют в показах. Но основной и стабильный доход приносит именно школа. Сейчас у меня группы 6–9 лет и 13–18 лет».

Оборот агентства Надежда не раскрывает, о сроках окупаемости вложений тоже не распространяется. По оценкам экспертов, только на самоокупаемость среднее по размерам агентство может выйти через три-четыре года работы. «Модельное агентство, если вести дела честно, низкомаржинальный бизнес, – констатирует Надежда Твардовская. – Сейчас я планирую сделать ставку на школу, расширить ее до некоторого подобия института благородных девиц. Хочу учить молодых девушек не только красивой походке, умению двигаться, преподносить себя, но и этикету, женственности. Мне кажется, этого современным девушкам очень не хватает». 

А вот с идеей строить модельный бизнес по западным лекалам Надежде пришлось пока расстаться. «Чтобы платить каждой модели (в среднем их 10–15) оклад хотя бы в $3000, агентство должно зарабатывать в месяц не менее $200 000, средний бюджет рекламной кампании, включающей в себя съемки моделей, – $30 000. Сейчас кризис, рекламный рынок мельчает, – анализирует ситуацию Надежда. – Да и спрос на моделей у нас в разы ниже, чем в Европе. Наш модельный бизнес только в самом начале пути, до цивилизованного бизнеса еще далеко».

Обратная сторона модели

Игроки модельного бизнеса утверждают, что на отечественном рынке работает не более десяти крупных профильных агентств. Некоторые говорят, что их и вовсе не больше пяти. Безусловные лидеры – это Modus Vivendis, i-Model, Point Management, Nik Management, Fashion. Они удовлетворяют потребности 80% российского рекламного рынка, остальные 20% по крохам растаскивают около двух-трех тысяч мелких игроков. 

«Разница между модельным бизнесом в Европе, США и России огромная, – отмечает режиссер показов моды Виталий Головкин. – В Европе и США известные бренды одежды делают показы в расчете на глобальный рынок, так как их одежда продается во всех крупных городах мира. Привлекаются топ-модели, арендуются лучшие площадки, для каждого дефиле готовятся декорации и т.д. Бюджеты таких мероприятий в среднем начинаются от $300 000 и доходят до $700 000. По большей части в России показы – это необходимое вложение для того, чтобы не выпадать из тусовки. Местные бюджеты – около $20 000–30 000».

Если говорить о заказчиках дефиле, например компаниях – производителях одежды и белья, то сейчас они предпочитают иные маркетинговые инструменты. «Бренд «Дикая орхидея» проводил всегда не просто показы, а концептуальные дефиле на тысячи приглашенных персон, а местом проведения были самые трендовые площадки, такие как Манеж, Гостиный двор, «Крокус», – поясняет президент ООО «Розтех» Елена Смородина. – Мода на проведение дефиле осталась в двухтысячных, сегодня это необязательный маркетинговый инструмент».

В России нет модельного бизнеса, в основном есть многочисленные конторы, зарабатывающие на тяге обеспеченных мужчин к красивым девушкам. «С улицы» на кастинги не попасть: модельным агентствам это невыгодно.  «Хотите развлечься? Позвоните в агентство. Скажите, например, что хотите сделать рекламную съемку с обнаженкой. Для вас это удовольствие будет совершенно бесплатным, – рассказывает про изнанку бизнеса Наталия Гынку. – Для вас со всей Москвы сгонят девочек, которые на улице на вас даже «резкость не наведут». Многие по дороге на кастинг могут заехать на своем «мерсе» в салон в надежде понравиться заказчику». 

В раскрутку «понравившейся модели» агентство может вложить около $120 000: организация участия в престижных дефиле, съемки для обложек модных журналов, присутствие на самых модных светских мероприятиях. По факту взлет карьеры. При кажущемся разнообразии статей дохода модельного агентства – обучение моделей, изготовление портфолио, процент с показов и фотосессий, поставка моделей для зарубежных агентств – бизнес в лучшем случае приносит небольшую прибыль. Серьезные агентства эскорт-услугами не занимаются, поэтому за большинством агентств стоит неназванный спонсор, ценитель женской или мужской красоты.

«Крупные агентства в России сейчас имеют оборот до $25–50 млн, – говорит аналитик ИК «Финам» Тимур Нигматуллин. – Некоторые агентства, имеющие бизнес в том числе на зарубежных рынках с развитой индустрией моды и рекламного бизнеса, могут иметь обороты до $250–300 млн. Обычно бизнес-модель крупного агентства основана на работе с рекламными агентствами (контракты могут существенно различаться как по объему, так и по срокам; обычно это несколько десятков тысяч долларов), дизайнерами (одежда, аксессуары и т.п.), фотографами, киноиндустрией. При этом иногда до половины выручки могут приносить доходы от курсов обучения моделей, разного рода пробных съемок и прочих дополнительных услуг. С точки зрения чистой прибыли, с учетом спада на рынке рекламы, многие агентства сейчас находятся на грани рентабельности или убыточны».

«Модельный бизнес во времена кризиса непривлекателен, он несет высокие риски и является издержкой положительного экономического времени, – соглашается с коллегой партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. – Модельный бизнес в легальном формате неперспективен, а расценивать с точки зрения инвестиций проект, который нарушает законодательство, я не советую. Многие модельные агентства, в том числе и девушки, там работающие, в поисках высокого дохода занимаются эскортом и т.д.».

Как правило, модельные агентства – это игрушки либо для жен бизнесменов, моделей в прошлом, либо для самих бизнесменов. Так, агентство «Президент» принадлежало ООО «Атланта плюс». Владельцем фирмы был Андрей Геннадиевич Решмаков, занимавший руководящие должности в предприятиях группы Андрея Бородина: ОАО «ММВЗ» (член совета директоров), «ММВЗ-Финанс» (руководитель), РНКБ (член правления), ОАО «Корнет» (председатель совета директоров). Модельное агентство «Престиж» принадлежало концерну «Русское золото», а владелец концерна Александр Таранцев в 1999 г. получил премию «Овация» как меценат года. Супруга строительного олигарха, миллиардера Валерия Демичева (компания «Русский монолит»), бывшая модель Вероника Гирба возглавляет агентство Fashion.

Еще по теме