Top.Mail.Ru
финансы

«Недосчитаться двух триллионов»: Счетная палата нашла изъяны в бюджете

Фото: Михаил Почуев / ТАСС Фото: Михаил Почуев / ТАСС

На долю Минфина, Минобороны и МВД в следующем году придется более половины средств федерального бюджета, следует из заключения Счетной палаты на законопроект о федеральном бюджете 2023–2025 годов. При этом в ведомстве полагают, что сам проект учитывает недостаточно рисков, связанных с колебаниями на рынке нефти, возможной рецессией в мировой экономике и ограничениями на импорт товаров в страну. Другой риск, о котором предупреждают аналитики, связан с неисполнением параметров госзаимствований в условиях санкций.

Резервы «малой приватизации» и регионов

Счетная палата России опубликовала заключение на законопроект о федеральном бюджете 2023–2025 годов. По прогнозу ведомства, уровень недопоступлений в российский бюджет в следующем году может составить 639 миллиардов рублей, или 0,43% ВВП.

При этом риски недопоступления доходов в 2024-м СП оценила в 593,9 миллиарда рублей (0,37% ВВП), в 2025-м — в 617,7 миллиарда (0,36% ВВП). Напомним, в конце сентября бюджетный пакет был одобрен на заседании правительства РФ, а затем поступил в Госдуму. Доходы на следующий год запланированы в размере 26,13 триллиона рублей, а расходы должны составить 29,06 триллиона.

Также представители Счетной палаты пришли к выводу, что прогноз поступлений от «малой приватизации», заложенный Минфином, недооценен и в перспективе эта цифра может оказаться выше на 1,5 миллиарда рублей, сказано в заключении СП на проект бюджета, с которым ознакомилась «Компания».

Резервы поступлений Счетная палата увидела в том, что в прогноз не включена стоимость пакетов акций АО «Грозненский рабочий» и АО «Управление служебными зданиями» (г. Москва), а также занижена стоимость пакета акций АО «Высшая школа» (г. Москва). Кроме того, потенциальным резервом названы средства от ожидаемой приватизации морского порта Махачкалы.

Среди других аспектов, на которые обращают внимание аналитики Счетной палаты, — возможность получения российскими регионами дополнительных доходов в бюджет. По их подсчетам, в 2023 году эта сумма может составить 103,1 миллиарда рублей, в 2024-м — 66,7 миллиарда рублей, в 2025-м — 30,2 миллиарда рублей.

Неучтенные риски: снижение экспорта нефти и доходов населения

В то же время в СП полагают, что показатели заложенного в российский бюджет макропрогноза чересчур оптимистичны. На фоне санкций, введенных Западом, и высокого уровня неопределенности казна в ближайшие три года может недополучить около двух триллионов рублей, считают в ведомстве.

В частности, СП указывает на риски недостижения нужных темпов роста со стороны потребителей (конечное потребление домашних хозяйств, согласно макропрогнозу, растет в диапазоне от 3,1% до 3,7%). Согласно разработанному проекту бюджета, рост будет обеспечиваться за счет увеличения доходов населения, уровня кредитования и оттока средств с депозитов.

«Однако в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление, что наблюдалось, например, в период пандемии», — замечают в Счетной палате.

Здесь также обращают внимание на то, что в части показателей уровня жизни населения не приводится пункт, который является одним из ключевых, — уровень бедности населения. «С 2019 года не разрабатывается показатель „Среднегодовой размер пенсии”, что не дает возможности сделать полноценные выводы об изменении уровня жизни пенсионеров», — сказано в заключении.

Кроме того, не учтен риск сокращения на прогнозном горизонте объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, возможный на фоне санкций, и высокой вероятности рецессии в мировой экономике. В проекте бюджета 2023–2025 годов не разъясняется, учтены ли в нем колебания нефтяных цен, попытки других стран ограничить стоимость российской нефти и ввести эмбарго на ее поставки, отмечают в СП.

Прогноз Минфина предполагает, что цена на нефть марки Urals будет постепенно снижаться и в 2025 году составит 65 долларов за баррель. При этом в Счетной палате обращают внимание на то, что в 2022 году на цену этой нефти начал влиять размер дисконта (разница между стоимостью российской нефти Urals и эталонной марки Brent). Проект бюджета 2023–2025 годов предусматривает, что дисконт будет сокращаться, однако, по мнению аналитиков, он может меняться как в большую, так и в меньшую сторону «в зависимости от сочетания фундаментальных, геополитических и спекулятивных факторов».

Также в Счетной палате увидели риски «недостаточного роста промежуточного и инвестиционного импорта» в условиях ограничения поставки зарубежных комплектующих и товаров инвестиционного назначения.

Другие выводы

Госбюджет, согласно проекту о федеральном бюджете, в 2023–2025 годах будет дефицитным, составив соответственно 2% к ВВП в 2023-м, 1,4% — в 2024-м и — 0,7% в 2025 году. При этом планируется, что основными источниками финансирования дефицита бюджета в следующую трехлетку будут выступать государственные внутренние заимствования Российской Федерации и средства Фонда национального благосостояния.

Напомним, на пленарной сессии Московского финансового форума предправления банка ВТБ Андрей Костин предложил увеличивать размер госзаимствований с целью финансирования бюджета. Банки готовы покупать госбумаги, а для поддержки крупных проектов нужно использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), говорил тогда Костин.

Однако, полагают в СП, «в условиях санкционного давления возникает риск неисполнения параметров государственных заимствований».

В целом, как следует из заключения СП, в 2023 году более чем половиной бюджетных средств будут распоряжаться Минфин, Минобороны и МВД России. По подсчетам «Коммерсанта», на долю данных ведомств придется 57,6% средств. Что касается планов на 2024–2025 годы, бюджет предполагает уменьшение расходов на оборону и увеличение их на здравоохранение и обслуживание государственного долга.