Top.Mail.Ru
политика

«Нельзя обещать, что скоро все улучшится, но позитивная тенденция есть»

Фото: Михаил Киреев / Росконгресс Фото: Михаил Киреев / Росконгресс

Как решить проблемы туроператоров, какие новые законы нужны отрасли и о планах создать аналог Всемирной туристской организации ООН — в интервью «Компании» на полях ПМЭФ-2022 рассказал глава комитета Госдумы по туризму и туристической инфраструктуре Сангаджи Тарбаев.

Многие туроператоры России столкнулись с проблемами из-за санкций. Как власти будут поддерживать игроков этой отрасли?

— Да, действительно отрасль также столкнулась с беспрецедентным давлением. Часть направлений просто закрылась, часть сделалась труднодоступной, так как наш воздушный флот оказался фактически заблокирован в границах Российской Федерации.

Вместе с тем для российских туристов открыто более 50 туристических направлений и 20 стран с непосредственным воздушным сообщением. До 1 июля у нас действуют соглашения с Турцией по увеличению авиасообщения.

Хочу подчеркнуть: нашим комитетом был инициирован депутатский запрос на имя премьера Михаила Мишустина на продление чартерной программы, которая предусматривает увеличение количества рейсов в Турцию до 1 октября 2022 года.

Я также хочу напомнить, что когда этой весной туроператорами осуществлялся вывоз туристов из-за рубежа в связи с закрытием воздушного пространства группой стран и ограничениями введенными в отношении отечественных банков и их платежных систем, компенсация туроператорам затраченных на вывоз туристов средств производилась из федерального бюджета.

Россия вышла из Всемирной туристской организации ООН. Что давало это членство и что этот выход изменил для страны?

— Да, Россия заявила о выходе России из Всемирной туристской организации ООН. Россия являлась правопреемницей СССР — наша страна вступила в организацию в 1975 году и несколько раз была членом Исполнительного Совета UNWTO (именно Исполнительный Совет является руководящим органом между заседаниями Генеральной Ассамблеи UNWTO). В состав организации входят 160 стран, при этом далеко не все туристические «гиганты» являются членами UNWTO.

UNWTO — это солидная площадка для обсуждения и обмена опытом, и, соответственно, это перспективы, сотрудничество, развитие и взаимодействие. Поэтому сегодня речь и зашла о создании альтернативной туристской организации. Упускать возможности и отказываться от сотрудничества с теми, кто хочет работать с нами, неразумно. Нужно создавать площадку для переговоров. Нам важно не закрывать ворота. У любого, кто хочет приехать в страну, должна быть такая возможность.

НА ПМЭФ-2022 Сангаджи Тарбаев предложил создать в России международную организацию по туризму, которая стала бы аналогом Всемирной туристской организации ООН (UNWTO). По его словам, российской стороне следует выстраивать отношения с теми, «кто готов с нами работать».

«Теперь мы открыли для себя перспективу создания собственной международной организации для стран БРИКС и ЕАЭС, хотя мы и от других не закрываемся», — заявил парламентарий.

прочитать весь текст
Многие отраслевые эксперты отмечают, что две ключевые проблемы нашего туризма — дороговизна поездок и плохо развитая инфраструктура. Как власти будут их решать?

— На самом деле даже не надо быть экспертом, чтобы знать, что в России недостаточно развита инфраструктура для туристов и завышена стоимость поездок. Пандемия и закрытие границ резко обострили эту ситуацию. Сейчас люди, которые привыкли к отдыху в Турции, Египте и других странах, приезжают на наши курорты и ждут такого же уровня сервиса, но не всегда его получают. Сейчас нам нужно время, мы оказались не готовы к резкому подъему внутреннего спроса. Нельзя обещать, что скоро все улучшится, но позитивная тенденция есть. За три-пять лет должен появиться заметный прогресс.

Какие изменения нужно сделать на законодательном уровне для развития отечественного туризма?

— Говорить про законодательство трудно — у нас не закреплен законом понятийный аппарат. Закон должен описывать взаимоотношение между субъектами, юрлицами и физлицами. Но наш закон не описывает саму туристическую услугу. Что это такое — мы не знаем, нет базовых юридических понятий, не описаны механизмы и гарантии. Поэтому туристы теряют деньги, туроператоры уходят от ответственности. Сейчас наша задача — до конца года разобраться с законами, ввести четкие правила, но сделать это не революционно, а вдумчиво. После этого бизнес сам выстроится.

Как вы относитесь к идее ваших коллег в Госдуме ввести кешбэк для автотуристов?

— Мы ее и предложили правительству. Инициатива была проработана с Минтрансом и в настоящий момент уже прорабатывается в кабмине. Это хорошая идея, осталось придумать механизм, как отличить настоящего автотуриста от человека, который поехал к бабушке. Вот с гостиничным кешбэком просто: оплатил номер — получил бонус. С автомобилями намного сложнее. Этот момент необходимо четко проработать.

С пандемией многие россияне помимо традиционных направлений открыли для себя туристический Дагестан и Северную Осетию. Какие еще регионы, на ваш взгляд, имеют большой нераскрытый туристический потенциал?

— В России еще очень много мест, которым только предстоит его раскрыть. Легче сказать, какие регионы его уже раскрыли. Вот из 85 субъектов России для туризма приспособлены порядка 10-15 регионов: это города Золотого кольца — одно из самых массовых направлений, южное направление — Крым, Кавказ, Краснодар. В частности, Дагестан — хит сезона в майские праздники. Дальний Восток и Сибирь многим интересны, но они, как и остальные, дорогие и недоступные: 80% турпродукта по этим направлениям составляет дорога, а это очень много.