Ненастоящие юристы
Студенты негосударственных вузов зачастую относятся к своим учебным заведениям с позиции “кто платит, тот и заказывает музыку”. Существует убеждение, что во многих таких вузах можно заплатить за обучение и “спать спокойно” – диплом обеспечен. Работодатели реагируют на растущий поток молодых обладателей частных корочек просто – отказываются принимать их на серьезные должности. Частные учебные заведения пытаются изменить эту ситуацию.
Гуманитарный университет Натальи Нестеровой – частный вуз, созданный в 1992 году, отказывается выдавать дипломы 35 выпускникам 2001 года. Руководство университета обвиняет студентов, учившихся на юристов, в подкупе сотрудников учебного заведения. Якобы с помощью персонала студенты подделывали зачетки.
“Методисты помогли студентам убрать “хвосты”, – утверждает Людмила Агапова, проректор университета по работе со студентами. – За печатью деканата они вписали в зачетки нужные оценки. И благодаря этим фальшивым записям студенты были допущены к госэкзаменам”.
“Неопытные методисты, по-видимому, не знали, что в нашем вузе действует жесткая система контроля: перед тем как я подписываю диплом, вся документация еще раз проверяется ректоратом, – продолжает Наталья Нестерова. – Во время проведения такой проверки и всплыли подделки”.
“Мы никого не подкупали и ничего не подделывали. Мы честно сдали все госэкзамены, а потом за день до получения дипломов вдруг были оповещены о том, что дипломы нам не выдадут, – говорит Татьяна Курбатова, одна из выпускниц университета, которая не получила диплом. – Нам показали приказ об отчислении, заявив, что мы подделали оценки, но даже не дали нам в руки ни сам приказ, ни зачетки”.
Тем не менее 23 однокурсника Татьяны Курбатовой, по словам Нестеровой, уже признались, что оценки в их зачетках подделаны. После этого они были допущены к сдаче госэкзаменов. Остальные 12 выпускников поступили по-другому: они обратились за помощью к адвокатам. Слушание дела в Чертановском межмуниципальном суде может состояться в середине октября. Адвокаты 12 выпускников собираются апеллировать к тому, что учебное заведение Натальи Нестеровой согласно заключаемому с каждым из поступивших студентов договору может отказывать в выдаче диплома лишь в строго оговоренных случаях. Нынешняя конфликтная ситуация условиями договора не предусмотрена.
“Мы еще не получали ни одной повестки в суд. Но в любом случае мы готовы защищаться, поскольку у нас есть прямые доказательства того, что оценки подделаны”, – говорит Наталья Нестерова.
По словам Нестеровой, весь деканат юрфака был уволен сразу после того, как вскрылись махинации, а раскаявшимся студентам предстоит пересдача зачетов нынешней осенью вместе со студентами-заочниками.
Наталья Нестерова, профессор, академик и ректор университета, создала свой вуз в 1992 году. Двумя годами раньше она основала “Московский центр образования Натальи Нестеровой”, который оказывал репетиторские услуги и обучал иностранным языкам.
За девять лет в университете появилось пятнадцать гуманитарных факультетов. “Наш вуз аккредитован и выдает дипломы государственного образца, – говорит Наталья Нестерова. – На репутации нашего учебного заведения эта скандальная история отразится только положительно. Люди наконец-то поймут, что в негосударственных вузах дипломы не раздают за деньги всем желающим”.
Кто платит, тот…
В настоящее время в России действуют порядка 600 вузов, из которых примерно половина – негосударственные. На сегодняшний день в таких учебных заведениях учатся около 10% всех российских студентов.
Стоимость платного обучения в негосударственных вузах России колеблется в пределах $200 – $5000 в год. “За пределами Москвы обучение на порядок дешевле”, – говорит Татьяна Гришина, заместитель генерального директора Ассоциации российских вузов (АРВ).
По оценкам АРВ, россияне ежегодно вкладывают в платное высшее образование порядка $100 млн. Причем в эту сумму не включены дополнительные доходы негосударственных вузов (к примеру, от подготовительных курсов). Не учтены и доходы, которые получают государственные учебные заведения, а также оплата второго высшего образования, доходы отечественных суррогатных бизнес-школ и всякого рода курсов переквалификации. С учетом всех этих составляющих оборот отрасли может составить, по разным оценкам, от $300 млн до $500 млн в год.
Основой преподавательского коллектива частных вузов являются специалисты из государственных учебных заведений, совмещающие работу в бюджетных и коммерческих учебных заведениях. Это дает почву для разговоров о том, что сами преподаватели относятся к своей работе в частных вузах как к “халтуре” – во всех смыслах этого слова. Зарплата преподавателя частного вуза составляет обычно порядка $400 – 700. В государственных же вузах преподавателям редко платят больше $150 в месяц. В Университете Натальи Нестеровой ставка преподавателя равняется $300 – 500 в месяц.
Другое предубеждение против негосударственных вузов, которое разделяют многие рекрутеры и кадровики крупных компаний, состоит в том, что качество образования в частных вузах зачастую не на высоте. Некоторые из таких вузов, по многочисленным отзывам, практикуют излишний либерализм по отношению к студентам и порой завышают им оценки, а то и откровенно “тянут” к диплому отстающих “клиентов”, платящих за обучение несколько тысяч долларов в год. Ведь клиент всегда прав, не так ли?
По словам Елены Трубициной, ведущего специалиста кадрового “Агентства Гранд Персонал”, выпускников негосударственных вузов по таким специальностям, как экономика и юриспруденция, многие компании даже не рассматривают в качестве кандидатов на занятие вакансий. Эта ниша рынка труда заполняется в основном выпускниками МГУ, Юридической академии и других престижных вузов.
А вот директор по подбору персонала американскойкомпании экспресс-доставки DHL Елена Петрова говорит, что не видит разницы между частным и государственнымвузом. Если частное учебное заведение имеет государственную аккредитацию,то все остальное, по мнению Петровой, не имеет значения.
Дипломы государственного образца имеют право выдавать только те частные заведения, которые получили аккредитацию в Министерстве образования РФ. В настоящее время таких вузов в России 384.
Государственное выше частного?
“Частные вузы нередко смотрят на своих студентов не как на учеников, а как на источник денег. И это большая проблема, – считает Николай Духно, ректор Института защиты предпринимателя. – Впрочем, взяточничество распространено и в государственных учебных заведениях, поскольку труд преподавателей не оплачивается там должным образом”.
Универсального средства борьбы с этим явлением пока никто не предложил, хотя попытки борьбы со взяточничеством персонала предпринимают многие вузы. Один из принятых ими на вооружение способов – анонимное анкетирование студентов в конце каждого учебного года. Теоретически каждый учащийся имеет возможность во время такого опроса заявить о коммерческих взаимоотношениях между его однокашниками и профессорами.
“Если студентам становится известно о каких-либо махинациях в институте, они, как правило, смело пишут об этом”, – говорит Павел Пелепенко, ректор Института международного права и экономики им. Грибоедова. Его коллеги из других вузов, однако, скептически относятся к сбору таких анонимных сигналов. Тем более что их довольно трудно проверить.
“Стопроцентный контроль, наверное, невозможен, – считает Николай Духно. – Здесь все зависит от лояльности преподавателя своему вузу”.
Может быть, именно из-за этой проблемы министр образования Владимир Филиппов в одном из своих недавних выступлений назвал появление в стране большого количества негосударственных вузов стратегической ошибкой. По словам министра, проблем с частным образованием возникает все больше, а качество знаний, которые они дают студентам, отнюдь не улучшается.
Руководители кадровых агентств, как и большинство их клиентов, в принципе разделяют этот скептицизм, но с оговорками. “Что касается секретарей, маркетологов или брэнд-менеджеров, то для рынка труда нет большей разницы, где они получили образование – в частном вузе или в государственном, – говорит Елена Трубицина из “Агентства Гранд Персонал”. – Главным критерием оценки таких специалистов остается опыт работы”.
Коммерческий директор московской консалтинговой компанииAbercade АндрейГолиней говорит, что клиенты его компании относятся к выпускникам государственных вузов как к более целеустремленным и ответственным специалистам.
Возможно, этого не знают студенты и абитуриенты частных вузов, рассчитывающие на то, что путь к успешной карьере может открыть любая корочка.
Еще по теме





