Неотвратимое разорение: экс-владельца Рост Банка Шишханова признали банкротом
Экс-владельца Бинбанка и Рост Банка Микаила Шишханова признали банкротом. По решению Арбитражного суда Московской области начата процедура продажи его имущества, но поиск активов может растянуться на годы.
Неисполненные обязательства бизнесмена перед кредиторами оцениваются в 853 миллиарда рублей — это в 12 раз превышает стоимость активов предпринимателя, сообщает РИА «Новости». Однако, как считают опрошенные «Компанией» юристы, это не значит, что кредиторам удастся вернуть долги, которые наплодил бывший участник списка Forbes.
Недоверие «Траста»
До 2017 года состояние банкира Микаила Шишханова уверенно росло и обеспечило ему 44 место в списке богатейших бизнесменов страны, по версии Forbes. Сейчас, по словам его адвоката, предприниматель нигде не работает и не имеет источников дохода, в собственности у него имеются только две квартиры, а долги перед кредиторами приближаются к триллиону.
Во время заседания суда представитель банка «Траст» — крупнейшего кредитора Шишханова — выступил против процедуры реализации его имущества. Он отметил, что в этом случае не будет произведена реструктуризация долгов, которая могла бы помочь выявить скрытые активы предпринимателя. Юрист банка полагает, что у бизнесмена может быть собственность за границей.
Тем не менее, суд решил начать реализацию имущества Шишханова. Его финансовым управляющим назначена Виктория Царевская из САУ «Авангард». Отчитаться о ходе процедуры она должна в январе будущего года.
Долги Шишханова
До этого арбитражный суд Москвы принял несколько судебных актов о взыскании с предпринимателя крупных сумм. Одна из них касалась убытков, причиненных санацией Рост Банка. Суд обязал предпринимателя и бывшего топ-менеджера кредитной организации Александра Лукинова выплатить порядка 283,9 миллиарда рублей. Однако решение пока не вступило в силу.
Кроме того, по иску Центробанка России с Шишханова и Лукинова взыскали около 71,2 миллиарда рублей. Это убытки, причиненные санацией Бинбанка.
Также по иску «Траста» суд взыскал с бизнесмена и четырех соответчиков 17,9 миллиарда рублей. Такой ущерб банку причинила сделка с акциями торгового дома «Ясенево».
Привлекли Шишханова к субсидиарной ответственности и по долгам его компаний ООО «Диджитал Инвест» и ООО «Регион Инвест». Речь идет о суммах 83,8 и 74,2 миллиарда рублей соответственно.
Помимо этого, арбитражный суд Москвы продолжает слушания по другому иску «Траста». Банк требует взыскать с предпринимателя и трех других лиц, контролировавших Рост Банк, более 306,5 миллиарда рублей. В такую сумму «Траст» оценил убытки, причиненные невыгодными сделками.
Отрицательный «Рост»
По состоянию на 2019 год совокупные долги Микаила Шишханова, его дяди Михаила Гуцериева и других родственников достигли почти триллиона рублей (15 миллиардов долларов по курсу ЦБ на 2019 год). При этом в 2015 году, по оценкам Forbes, эта сумма составляла 8 миллиардов долларов. За три года долги Гуцериевых и Шишханова увеличились почти вдвое.
Значительная часть этой суммы — долги перед банком «Траст», появившимся в результате санации Рост Банка и Бинбанка. Решение о санации первого было принято Центробанком в 2014 году. Тогда брешь в капитале кредитной организации и четырех подконтрольных ей структур оценивалась в 10 миллиардов рублей.
Санатором был назначен Бинбанк Гуцериева, гендиректором которого являлся Шишханов. А в декабре 2015 года предприниматель выкупил у Бинбанка акции Рост Банка, став таким образом его единственным санатором.
Но наладить ситуацию не удалось: в сентябре кредитным организациям вновь потребовалась финансовая поддержка. Гуцериев и Шишханов пробовали закрыть «дыру» при помощи передачи банкам части своих активов, в том числе акций «Интеко», «А101», а также 25% привилегированных акций «Русснефти».
Однако в полной мере исправить положение это не помогло. В декабре 2018 года глава ФК «Открытие» Михаил Задорнов заявил, что стоимость активов, переданных банку, была завышена в несколько раз. В результате ЦБ забрал оба банка в Фонд консолидации банковского сектора.
Гуцериев долг перед «Трастом», оценивающийся в 320 миллиардов рублей, не признал. Подчеркивалось, что акциями компаний «Рост Капитала» и «Рост Инвестиций» единолично владел Шишханов. И именно он занимается урегулированием задолженности перед «Трастом».
«Ожидаемое решение»
Решение суда было ожидаемым, отметил в разговоре с «Компанией» руководитель судебно-арбитражной практики адвокатского бюро KALOY.RU Орхан Микаилов. По его словам, организация предоставила комплект документов, позволяющих назначить кандидатуру арбитражного управляющего, и у суда не было оснований для затягивания процедуры.
Банкротство Бинбанка и Рост Банка, бенефициаром которых был Шишханов, идет давно и многие процедуры в настоящий момент близятся к завершению, напомнил партнер компании «Интерцессия» Эмиль Юсупов.
«Очевидно, что, привлекая Шишханова к субсидиарной ответственности по долгам, кредиторы рассчитывают на получение в общеконкурсную массу денежных средств от продажи его имущества, для последующего распределения этих денежных средств между кредиторами», — пояснил собеседник «Компании».
По его мнению, суд решил не применять процедуру реструктуризации долгов, поскольку источники для их погашения непрозрачны.
При текущем размере обязательств перед кредиторами решение о запуске процедуры реализации имущества Шишханова является обоснованным, полагает адвокат, партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Анна Маджар.
«Скорее всего суд ввел процедуру реализации имущества, поскольку у должника отсутствует постоянный доход. Кредиторы, судя по всему, не представили суду доказательств потенциального наличия у должника имущества за границей, однако они не лишены возможности искать такое имущество у должника и в рамках процедуры реализации», — пояснила она.
По мнению юристов, процедура банкротства Шишханова может затянуться на несколько лет, так как финансовому управляющему и кредиторам предстоит изучить сделки должника, чтобы проверить, нет ли среди них тех, что направлены на вывод имущества и причинение вреда кредиторам.
«После проведения всех мероприятий в рамках дела о банкротстве процедура будет завершена. Будут списаны долги, которые подлежат списанию в рамках дела о банкротстве», — полагает Маджар.
В том, что финансовый управляющий начнет оспаривать все сделки, совершенные Шишхановым, убежден и Юсупов. Причем, считает эксперт, дело может не ограничиться тремя годами.
«Практика складывается таким образом, что суды часто выходят за пределы специальных норм, предусмотренных законом, и оспаривают сделки, которые были совершены банкротом в течение последних десяти лет», — пояснил он.
Микаилов обращает внимание на то, что история с банкротством Шишханова для российского бизнеса не новая. «Банкротство было ожидаемо. Таких дел в последнее время много, практика привлечения контролирующих лиц коммерческих банков при их санации набирает обороты с 2017 года, с данных лиц взыскивают убытки и начинают процедуру банкротства», — добавил юрист.
Он указал на то, что Шишханов сам объявил о банкротстве. Это, по мнению Микаилова, может «усложнить ситуацию с пополнением конкурсной массы и расчета с кредиторами».
Число случаев, когда бенефициаров обанкротившихся компаний, привлекают к субсидиарной ответственности, в последние годы возросло, подчеркнул Юсупов.
«Количество таких дел растет каждый год. К сожалению, законодательство о банкротстве больше склоняется к защите интересов кредиторов, нежели к защите должника», — отметил он, пояснив, что нередко основным кредитором выступают государственные структуры, в связи с чем и увеличивается число таких дел.
В свою очередь, Маджар заявила, что история с банкротством долгов, которые могут быть списаны в рамках процедуры, популярна в России.
«При этом, задолженность из субсидиарной ответственности и убытков списанию не подлежит. В связи с этим предположительно у должника по данному делу имеются иные обязательства перед кредиторами, подлежащие списанию», — подчеркнула эксперт, добавив, что в будущем подобных дел может стать еще больше.