Top.Mail.Ru
архив

Новое правое

Мысль о том, что с либерализмом в России покончено, с разной степенью энтузиазма и уверенности овладела практически всеми. Даже так называемое «Правое дело» - коалиция «виновников торжества» - и то намекает, что в ближайшее время им не грозят никакие успехи и что России нужно пережить длительный переходный период, после которого можно вернуться к проведению неких либеральных реформ. Подразумевается, что надо, чтобы страна забыла, кто конкретно, по фамилиям, несет ответственность за результаты проводимой политики. Однако, как говорил товарищ Сталин: «Других писателей у нас для вас нэт».

На самом деле в настоящий момент действительно нет других писателей, и это клинически вопиющий случай. Ни на уровне политических государственных вождей, ни на уровне правительственных чиновников или партийных политиков наши либералы ухитрились не то что не подготовить себе смену, но и оставить за собой абсолютно выжженное поле.

Очень большое количество людей, которые ранее не были политически активны - просто работали в бизнесе и составляли новый средний класс, - делегировали с той или иной степенью добровольности свои интересы реформаторам. Так вот - эти люди остались без головы. А теперь эта оторванная голова пытается вести некий успокоительный диалог со своим бывшим туловищем. Обещает, что сейчас она вернется, глазки раскроет...

Эта ситуация безголовости рано или поздно должна разрешиться. Туловище должно обрести голову, и желательно, чтобы это была новая голова. Чтобы так произошло, стоит уяснить одну простую вещь. Надо прекратить называть то, что происходило в 1991 - 1998 годах, «либеральными реформами». Наиболее щепетильная с точки зрения своего профессионального авторитета часть гайдаровской команды это понимает. Нормальное человеческое чувство ответственности. Ибо, как сказал классик, «самый худший вид обмана - это самообман».

Единственное преимущество реформаторов, на котором пытается построить свое политическое будущее «Правое дело», - это доказать, что они лучше других. Они чуть больше понимают в экономике, они чуть меньше социалисты, они менее вредны, не такие дикие, и их расчет ближе к известной истине 2х2=4. У них получается 5, а у всех остальных - за 10. Они на всех показывают пальцем, восклицая: «Ага, у них 10 , а у нас 5!»

Надо принести цветы на могилу реформаторской политики, кончившейся в августе, и понять, что логика, целеполагание и механизм этой политики ничего общего не имели с либерализмом. При том, что некоторые шаги в сторону возможности каких-то либеральных решений были сделаны. Но это был не либерализм. Это все равно что искать либерализм в политике Кромвеля - Робеспьера, а также в новой экономической политике Владимира Ленина: наверное, что-то есть.

Характерно, что на затуманенном враньем, самонадеянностью и безответственностью российских реформаторов политическом горизонте появляются нормальные идеи. Вспомним Америку, попавшую в глубочайший кризис конца 20-х годов, который не был следствием либеральной политики, однако породил такие же уродства. Вот и сейчас по Москве ходят люди с различными планами и концепциями организации общественных работ.

Очень характерно, что г-н Зюганов заговорил вдруг на пленумах своей партии о новой экономической политике и об актуальности возвращения к работе Ленина.

Я хочу сказать, что Геннадий Зюганов - это Рузвельт сегодня, а Рузвельт - это Зюганов в Америке вчера. Это совершенно одинаковые идеология и направление экономической мысли и деятельности и с одинаковыми результатами, только «дым пожиже и труба пониже». То же самое, только с африканской политико-экономической спецификой.

Я думаю, что в ближайшее время в политическом спектре будет обозначаться - вряд ли в форме партии, а может быть, в форме направления общественной мысли - «новое правое» крыло, которое будет настоящим правым, а не пародией на европейскую социал-демократию с российским душком. И я думаю, что это «новое правое» направление выработает в силу предыдущего опыта некое новое качество - либеральный догматизм. То есть принципиальное неприятие компромиссов по ценностным вопросам. Либеральная система действует только в одном случае: когда она ни за какие преимущества и посулы не отходит от принципа универсализма. Настоящий правый либеральный политик, чиновник, экономист никогда не будет заниматься вещами, которые неприличны с этической и профессиональной точек зрения. Человеку, который начинает заниматься регулированием и смеет взять на себя право «решать вопросы» и провоцировать коррупцию, кумовство, бандитизм, свинство и безобразие, надо отрывать руки. Не должен так называемый правый реформатор этим заниматься Начал регулировать - все, отсев. Отсадить как больную рыбку из аквариума. Скорее сдохнет. Когда все рыбки больные, они снисходительнее и все друг другу прощают. В предыдущем аквариуме все рыбки были больными. Нужен новый аквариум.

Еще по теме