Top.Mail.Ru
архив

Очень мягкое увольнение

Известно, что иностранные компании крайне щепетильно относятся к тому, что называют «лицом фирмы». Прошлой осенью «лица» всех московских офисов иностранных фирм могли пострадать в результате массовых сокращений персонала и свертывания операций. Каждая компания пыталась при этом сохранить «лицо» по-своему. В Robert Bosch для этого провели курс реабилитации уволенных сотрудников.

Сокращение на треть

Robert Bosch - один из членов группы Bosch-Siemens. Российский филиал компании занимается созданием aeea?neeo naoae e оптовыми продажами автомобильных запчастей, широкого спектра оборудования - телекоммуникационных систем, мини-АТС, котельных. До августа прошлого года в Robert Bosch работали 140 человек. А в сентябре число штатных единиц было сокращено до 90.

«После кризиса по объемам продаж мы были отброшены на три года назад, - рассказывает Валерия Терентьева, руководитель службы по работе с персоналом. - Мы видели, как проводят увольнения другие компании. Они делали это не всегда корректно. Но концерн Bosch представляет собой некое «социалистическое» предприятие, в котором провозглашен гуманный подход к людям. В Германии при сокращении штата уволенным предлагается большой пакет материальной помощи и социальной поддержки. В России мы не могли предложить такой же, но решили расстаться с людьми как следует».

Большинство из уволенных сотрудников Robert Bosch легко находили новую работу. Специалисты и руководители с опытом работы в западных офисах всегда ценятся на рынке труда. Поэтому часть уволенных из Robert Bosch быстро получили предложения от новых работодателей. Другим помогла с поиском служба по работе с персоналом.

Тем, кто не мог сразу определиться с поиском нового места, предложили пройти специальную программу. По-русски ее можно было бы назвать программой профессиональной реабилитации. В английском языке есть короткий, но затруднительный для перевода термин: outplacement. Слово «аутплейсмент» уже вошло в профессиональный язык российских специалистов по работе с персоналом.

Восемь из полусотни уволенных сотрудников Robert Bosch согласились пройти программу аутплейсмента. Это были люди, находившиеся в стрессовом состоянии. В группу аутплейсмента вошли бывшие сотрудники различных подразделений: продукт-менеджер, логистик, два бухгалтера, секретарь и трое сотрудников отдела продаж.

Пять из восьми

Цель работы, которую в Robert Bosch решили провести с восьмеркой бывших сотрудников, была многоплановой: успокоить, вдохновить, научить грамотному позиционированию себя на рынке труда и методам поиска работы и ведения переговоров с работодателями. У некоторых из «восьмерки» нужно было также изменить отношение к работе и коллективу. «Многих уволили потому, что их отдача была ниже, чем у других», - признал один из руководителей компании.

Эту работу было решено доверить международному кадровому агентству MPS Management Consulting. Его программа аутплейсмента показалась руководителям Robert Bosch наиболее интересной. К тому же германской компании с руки сотрудничать с агентством, имеющем международное имя (MPS имеет статус представительства известного кадрового концерна DMB). Этого второго плюса нет, например, у агентства «Анкор» - возможно, самого продвинутого из российских конкурентов MPS на рынке аутплейсмента.

Рекрутеры составили специальную программу для бывших сотрудников Robert Bosch. За каждого участника компания внесла оплату в размере бывшего его месячного оклада. Программа была рассчитана на пять недель и состояла из пяти модулей.

В первую неделю психолог Юрий Сергеев протестировал участников программы, определив психологические и профессиональные особенности каждого. Одновременно он пытался создать у подопечных отношение к самим себе как к ценным кадрам, которым найдется хорошее место на рынке труда.

На второй неделе консультант-рекрутер Татьяна Ванифатова учила бывших «бошевцев» наилучшим образом составлять презентационный пакет - резюме и прочие бумаги, которые первыми попадают в кадровую службу.

Затем консультант Максим Колесов преподнес слушателям стратегию личного маркетинга - как правильно искать работу. Директор MPS Светлана Толмачева тренировала участников проходить собеседование. В результате пятеро участников программы сумели найти новую работу в других немецких компаниях. Бывший продукт-менеджер Robert Bosch Алексей Покатилов теперь работает проект-инженером в немецкой Webasto, торгующей примерно тем же ассортиментом, что и его бывшая компания. Причем он выиграл в зарплате и теперь очень доволен, что подпал под сокращение в Robert Bosch. «После увольнения мне было морально тяжело, но семинар помог прийти в себя», - говорит Алексей.

Наталья Чепурова работала в Robert Bosch ассистентом менеджера по продажам. Теперь она выполняет такие же функции в Strob - дилере своего бывшего работодателя. Причем ее зарплата также больше предыдущей.

Олег Калинин, до сокращения работавший в германской компании менеджером по логистике, теперь выполняет ту же работу в российской компании, торгующей канцелярией. Его зарплата несколько ниже, чем была в Robert Bosch.

Только одна из участниц программы - бухгалтер Наталья Кореннова считает, что «услуга не была полноценной». Новую работу она нашла сама, хотя, по ее мнению, это должны были сделать рекрутеры. Впрочем, бухгалтер не отрицает, что во время поиска работы и на собеседовании она использовала приемы, которым ее научили специалисты MPS.

Впрочем, трое из участников программы аутплейсмента не нашли работу до сих пор. Они пока отдыхают и тратят компенсацию, полученную от фирмы.

Из чего состоит аутплейсмент

1. Психотерапевтическое собеседование, снятие стресса.

2. Профессиональная и личностная оценка, тестирование.

3. Обучение навыкам составления презентационного пакета (резюме, сопроводительное письмо, рекомендации, благодарственные письма).

4. Обучение стратегии личностного маркетинга: - сегментация и анализ рынка труда, - расставление приоритетов в поиске работы, целевая установка: какая фирма и какая вакансия нужна кандидату, - планирование своей маркетинговой кампании.

5. Обучение методам эффективного поиска работы (в кадровых агентствах, через личные или производственные связи и по газетным объявлениям).

6. Анализ предложений от работодателей.

7. Развитие навыков самопрезентации и проведение успешных телефонных переговоров.

8. «Генеральная репетиция» собеседования с работодателем.

9. Обратная связь - консультант-кандидат. Корректировка презентации.

Еще по теме