Операция «Центр»
«Сибнефть» обнародовала планы стать одним из крупнейших игроков бензиновых рынков Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. На прошлой неделе вице-президент «Сибнефти» Александр Корсик сообщил журналистам, что к концу будущего года компания хочет завоевать 10% столичного бензинового рынка и 20% рынка Санкт-Петербурга. К этому времени «Сибнефть» собирается построить более сотни АЗС в Москве, пятьдесят в Петербурге и сорок – в Нижнем Новгороде.
Бурная активность «Сибнефти» в Москве и Нижнем Новгороде в первую очередь связана с тем, что компании удалось заключить с московским НПЗ договор на поставки 4 млн тонн нефти в год (не менее 350 000 тонн в месяц). Напомним, что «Сибнефти» принадлежит 37% акций МНПЗ, но до августа команде Евгения Швидлера не удавалось «зайти» на столичный нефтеперерабатывающий завод. Московская нефтяная компания, которой через ЦТК принадлежит контрольный пакет НПЗ, хотела видеть своим партнером «Татнефть», а не «Сибнефть». Предполагалось, что «Татнефть» поможет ЦТК расплатиться с банком CSFB по кредиту в $250 млн, а взамен получит доступ к управлению МНПЗ. Но «Сибнефть» через суд добилась, что одному из партнеров НПЗ – компании «НАФТА-петрол» (по разным данным, этот трейдер может принадлежать как «ЛУКойлу», так и людям Шалвы Чигиринского, которые могли выкупить у «ЛУКойла» контроль над трейдинговой компанией) – запретили поставлять на завод нефть. В августе «НАФТА-петрол» должна была поставить в столицу около 400 000 тонн нефти.
Завод залихорадило. В итоге правительство Москвы смогло найти другие средства для погашения кредита, а «Татнефти» пришлось отправиться восвояси. В новом совете директоров НПЗ представителей «Татнефти» вовсе не оказалось. А место «НАФТА-петрола» заняла «Сибнефть», которая платит МНПЗ за процессинг 520 руб. за тонну нефти – вполне приличные деньги. По словам Александра Корсика, в этом месяце эффективность от переработки нефти на МНПЗ для «Сибнефти» оказалась нулевой, однако компания может позволить себе потерпеть ради стратегической цели. Корсик похвалился: «У нас очень большая маржа на нефтедобыче. Это позволяет нам конкурировать на чужих рынках. Мы всегда можем влезть на рынки других компаний, в том числе и насильственным способом».
Видимо, так им и придется сделать. По крайней мере, и в Москве и в Нижнем Новгороде говорят, что заправок в городах вполне хватает, и площадки под строительство новых получить не так уж просто. Как сказал «Ко» источник в Нижнем Новгороде, в городе уже сейчас ведется несколько судебных процессов по поводу строительства АЗС. Кроме того, перспективы «Сибнефти» в Нижнем – городе, где 150 заправок контролируется «ЛУКойл-Волгонефтепродуктом» – во многом будут зависеть от исхода выборов мэра, которые состоятся 15 сентября. У «Сибнефти» хорошие отношения с областным губернатором Геннадием Ходыревым (не стоит забывать, что ГАЗ принадлежит партнеру Романа Абрамовича – Олегу Дерипаске). Среди кандидатов в мэры есть один ставленник губернатора – нынешний глава областного правительства Юрий Сентюрин. «ЛУКойл» поставил на другого претендента – депутата Госдумы Вадима Булавинова. Считается, что у обоих протеже крупных корпораций есть шансы выйти во второй тур.
В Санкт-Петербурге же «Сибнефть», судя по всему, готовит сделку по приобретению 35 АЗС компании «Фаэтон». В начале года переговоры с «Фаэтоном» вела «Славнефть», но после отставки Гуцериева сделка так и не состоялась. Агентство АБН со ссылкой на вице-президента Российского топливного союза Олега Ашихмина сообщило, что «Сибнефть» уже приобрела сеть АЗС «Фаэтона». Но гендиректор «Фаэтона» Валерий Михайлов возразил, что переговоры с «Сибнефтью» о продаже 35 АЗС еще не завершены.