Top.Mail.Ru
рынки

Авиация умасливает экологов: компании нашли замену традиционному авиатопливу

Фото: Virgin Atlantic Фото: Virgin Atlantic

Гражданская авиация перехватывает экологические тренды у промышленников. Свои первые полеты на низкоуглеродном топливе уже провели Emirates и Virgin Atlantic Ричарда Брэнсона. Последний заменил привычный авиакеросин топливом, созданным из отходов растительных и животных масел. К борьбе с углеродом присоединилась и American Airlines, собравшаяся в прямом смысле хоронить газ. Между тем борьба с парниковыми газами принесет успех только при полной замене лайнеров авиакомпаний и наземной инфраструктуры аэропортов, что может обойтись в сотни миллиардов долларов, считают эксперты. Однако переход на водородное топливо, который уже произошел в автомобильной отрасли, в неопределенном будущем может «заразить» и другие виды транспорта. 

Идее заменить авиакеросин на более экологичную альтернативу уже несколько лет, и вот от слов перешли к экспериментам. Воздушные суда начали заправлять авиатопливом, которое по химическому составу очень похоже на традиционное ископаемое топливо, но производится из зеленого сырья. Например, из отработанных масел биологического происхождения (таких как использованные кулинарные жиры) или из отходов сельского хозяйства, целлюлозы, водорослей, сырья для производства сахара и крахмала.

Одним из пионеров использования экологически чистого авиатоплива (SAF) стала Emirates. На прошлой неделе компания выполнила первый в мире демонстрационный полет из аэропорта Дубая на Airbus А380 с использованием SAF: на нем работал один из четырех двигателей лайнера — Engine Alliance GP7200.

В Emirates уверены, что полет показал потенциал SAF как горючего, способного заменить керосин. Экотопливо «соответствует техническим и химическим требованиям к реактивному топливу», отметили в компании. Сейчас на коммерческих рейсах разрешено использовать топливо, которое не более чем на 50% состоит из SAF, смешанного с традиционным керосином. 

«Экологически чистое горючее — наиболее эффективный способ борьбы с углеродным следом в авиаотрасли. SAF жизненно важен для достижения цели авиации по нулевым выбросам CO2 в 2050 году. В Airbus мы работаем над тем, чтобы к 2030 году все наши самолеты были полностью совместимы с SAF», — считает Джули Китчер, исполнительный вице-президент по коммуникациям и корпоративным вопросам Airbus.

Аналогичные позицию и сроки регулярно озвучивает миллиардер и основатель Virgin Atlantic Ричард Брэнсон, объявивший в сентябре о создании коалиции по борьбе с изменениями климата «Стражи планеты». 29 ноября предприниматель вместе с министром транспорта Великобритании Марком Харпером совершил первый трансатлантический перелет из Лондона в Нью-Йорк на лайнере Boeing 787 Dreamliner, двигатели которого работали на SAF. Топливо на 88% состояло из переработанных жирных кислот, на 12% — из ароматического керосина, полученного из отходов кукурузы. Полет прошел успешно, эксперимент признан состоявшимся, но обратно самолет вернулся на обычном авиационном топливе все из-за тех же регуляторных ограничений.

Экологическое авиатопливо — не новинка для коммерческих перевозок, за рубежом его начали использовать в 2019 году. Однако в 2023-м доля экотоплива составляет меньше 0,1% от всего используемого горючего. При этом авиаперевозчики громко заявляют о желании увеличить этот показатель. У европейских Air France и IAG в планах к 2030-му перейти на топливо с 10% долей растительного топлива. Британские власти вызвались в этом помочь — в стране планируют построить пять заводов, производящих SAF.

Особый подход к избавлению мира от углерода выбрала American Airlines, собравшаяся в прямом смысле хоронить углекислый газ. Авиакомпания подписала соглашение со стартапом Graphyte, который обещает удалять CO2 из атмосферы по цене в $100 за тонну. До 2025 года стартап собирается захоронить под землей 10 тыс. тонн углекислого газа. 

Технология Graphyte подразумевает сбор отходов сельского хозяйства и лесозаготовок, в том числе опилок или коры деревьев, которые естественным образом поглощают углекислый газ. Далее высушенную биомассу прессуют в кирпичи размером с обувную коробку и герметизируют с помощью «экологически безопасного, непроницаемого барьера», предотвращающего разложение растительного материала с выделением углерода. После кирпичи закапывают под землю, контролируя с помощью встроенных датчиков отсутствие утечек углерода. В Graphyte утверждает, что так можно хранить углекислый газ в течение тысяч лет.

Сейчас, по данным The Wall Street Journal, компании платят за прямое улавливание СО2 при помощи гигантских вентиляторов в среднем по $675 за тонну. The Verge напоминает, что крупнейшая из действующих сегодня установок по удалению углекислого газа оказывает эту услугу для Microsoft, Stripe и Shopify по цене в $600 за тонну. 

Отечественный подход

Собственное авиационное эко-объединение есть и в России. Евразийский SAF-альянс был создан в 2021 году, сейчас в него входят, в частности, S7 Group, «Газпром нефть», «Аэрофлот», «Волга-Днепр» и «Уральские авиалинии». Среди участников только две государственные научные организации — НИЦ «Институт имени Жуковского», подведомственный Минпромторгу, и Государственный НИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА; Минтранс). Цели SAF-альянса — разработка, сертификация и производство зеленого топлива в России.

В январе 2022-го «Газпромнефть-Аэро» — авиатопливный оператор «Газпром нефти» — заправил первый коммерческий грузовой самолет экологичным авиатопливом с добавлением SAF. Право первого полета на зеленом топливе получил грузовой самолет «Уральских авиалиний», вылетевший с медицинскими препаратами и тестами на COVID-19 из Амстердама.

Сертифицированное экотопливо для полета было произведено финской Neste, его доля в топливной смеси превысила 35%, что позволило сократить выбросы CO2 авиарейса на треть.

Для радикального снижения уровня выбросов парниковых газов, надо в первую очередь переходить на новое поколение более экономически эффективных воздушных судов и перспективу такого перехода «можно охарактеризовать как неопределенную», считает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Речь идет о десятках тысяч магистральных самолетов по всему миру, стоимость которых исчисляется миллиардами долларов — все их необходимо либо либо существенно доработать, либо заменить более подходящими для зеленого топлива лайнерами. Дополнительно необходимо перестроить наземную инфраструктуру аэропортов. Без этих изменений процесс перехода на экотопливо будет значительно затянут, уверен экспорт.

«Сначала массовый рынок сформирует новую высокопроизводительную индустрию водородного топлива и решит глобальные вопросы производства, транспортировки, хранения, заправки такого топлива. Тогда уже может состояться распространение новой технологии и на авиацию», — отметил Пантелеев в разговоре с «Компанией». Он полагает, что это наиболее реалистичный сценарий интеграции зеленого топлива в авиапрактику.

Немало вопросов вызывает и безопасность экотоплива, добавляет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Он напомнил про инцидент с одним из российских лайнеров, у которого в топливном баке после ряда заправок в зарубежных аэропортах образовался маслянистый осадок, приведший к отключению двигателя в полете — такая ситуация может произойти и с зеленым горючим. Он отмечает, что экологичность SAF все еще подвергается сомнению, поскольку это все еще продукт сгорания, производящий выбросы. Любое топливо для авиации должно быть обязательно сертифицировано, оно должно производиться на таком же сертифицированном оборудовании, а не в экспериментальной лаборатории, добавил эксперт.

При этом в российской авиации тема зеленой повестки после пандемии и геополитических обострений хоть и угасла, но не прекратила быть актуальной, соглашаются эксперты. «Отечественной гражданской авиации сейчас точно не до этого. Мы решаем более важные задачи: где ремонтировать самолеты и брать запчасти, как поддержать парк судов в летном состоянии и где брать новые лайнеры на фоне растущего пассажиропотока. То есть сейчас авиакомпаниям точно не до всяких экспериментов», — добавляет Гусаров. 

Между тем экологов эксперименты Emirates и Virgin Atlantic с SAF также не впечатлили. Так, активисты из Stay Grounded заявили, что заигрывания авикомпаний с экотопливом — это «зеленая профанация». Подобный термин используют в отношении компаний, которые вводят в заблуждение общественность, утверждая, что их продукция или деятельность являются экологически чистыми. «Пока внимание общественности привлекают к факту одного якобы зеленого полета, ежедневно осуществляется сотня тысяч рейсов на обычном ископаемом топливе», — заявила Магдалена Хойвизер, представительница Stay Grounded.