Top.Mail.Ru
архив

Остановите музыку!

Бесплатное распространение музыкальных файлов формата MP3 признано пиратством. Однако это решение американского суда не касается маленькой компании Napster, с помощью которой 22 миллиона человек по всему миру скачивают музыку через Интернет. Самый популярный сервер бесплатной музыки продолжает отбиваться от врагов, желающих ему смерти. А во врагах у Napster числится едва ли не вся рекорд-индустрия.

Компания Napster родилась из очередной "идеи века", которыми так богат Интернет. В мае 1999 года 19-летний самородок Шон Феннинг и его 20-летний приятель Шон Паркер придумали технологию передачи файлов по схеме, названной ими peer-to-peer. Она позволяет меломанам со всего света свободно обмениваться музыкальными композициями, в том числе и защищенными копирайтом.

Фокус в том, что музыку клиенты Napster скачивают не с каких-либо сайтов, а непосредственно с компьютеров друг друга. Этот обмен записями осуществляется бесплатно. Поэтому Napster трудно обвинить в пиратском тиражировании - компания просто помогает людям меняться аудиозаписями.

Темпы роста популярности Napster беспрецедентны. Всего за год с момента появления компании на ее серверах зарегистрировались около 22 млн пользователей. Для сравнения: знаменитой America Online потребовалось десять лет, чтобы собрать аудиторию в 23 млн человек. Во многом благодаря Napster музыка в Сети стала популярнее порнографии.

Технология Napster может стать катализатором превращения Интернета из огромного хранилища данных в канал, который позволит любому владельцу персонального компьютера свободно обмениваться информацией - в том числе музыкальной - с другими пользователями. Это как раз и не нравится крупным звукозаписывающим компаниям.

Связался черт с младенцами…

Против Napster объединенным фронтом выступили гиганты музыкальной индустрии - Sony, Bertelsmann, Universal, EMI и Warner, общая рыночная капитализация которых составляет $250 млрд. В декабре 1999 года они подали против Napster иск о нарушении авторских прав. Группа Recording Industry Association of America (RIAA), которая защищает их права, добивается запрета деятельности Napster. Точка зрения RIAA, которую как-то озвучила представляющая ее интересы адвокат Кэри Шерман, категорична: "Napster потворствует пиратству".

Если бы дело по-прежнему оставалось в руках его создателей, то вполне возможно, что Napster была бы уже закрыта. Ведь у Феннинга и Паркера не хватало денег на приличных адвокатов. Но спустя несколько месяцев после начала судебных разбирательств в игру вступил бизнесмен совсем другого уровня - 52-летний Джон Хаммер. В конце мая его венчурный фонд Hummer Winblad инвестировал в Napster $13 млн, получив взамен 20-процентную долю.

Когда судебные баталии только начались, большинство наблюдателей считали, что Napster обречена. Однако сейчас у фирмы есть что противопоставить разгневанным голиафам. Компании удалось привлечь для защиты своих интересов не кого-нибудь, а звезду недавнего процесса против Microsoft адвоката Дэвида Бойеса. Новым СЕО фирмы стал Хэнк Бэрри, партнер в Hummer Winblad и признанный авторитет в вопросах авторского права. Ценным активом стал и сам новый председатель правления Napster Джон Хаммер, бывший баскетболист клуба NBA "Сиэтл Суперсоникс". Хаммер и Бойес никогда раньше не брались за безнадежные дела. И то, как решительно они взяли под крыло компанию, которую многие уже похоронили, поменяло всеобщее представление о раскладе сил в этой битве.

"Маэстро, урежьте марш!"

Первые полгода судебных разбирательств позиции Napster считались слабыми. В начале мая судья Мэрилин Пейтел признала несостоятельным главный аргумент, на котором компания строила свою защиту: дескать, она является всего лишь поставщиком Интернет-услуг и не может, таким образом, нести ответственность за действия своих пользователей.

Но вот в июне под флаги Napster был призван Дэвид Бойес, который полностью перестроил стратегию защиты Napster, перейдя от пассивного сопротивления к агрессивной обороне.

Один из центральных аргументов Бойеса: пользователи Napster не делают ничего противозаконного. По закону США об аудиозаписи в домашних условиях (принят в 1992 году) каждый американец имеет право копировать песни для личного некоммерческого использования. К примеру, ему не возбраняется переписать содержимое компакт-диска на кассету, чтобы ее можно было слушать в машине. По мнению Бойеса, пользователи Napster целиком защищены вышеупомянутым законом, поскольку копируют файлы для себя, не имея в виду их последующую продажу. (Оппоненты из RIAA считают, что этот закон не распространяется на случаи копирования с помощью компьютеров.)

Бойес также постарался перевести проблему в исторический аспект, представив ее как извечное противостояние старого и нового. Претензии гигантов музыкальной индустрии он объясняет почти бессознательным инстинктом, который уже не в первый раз заставляет их вставать на пути революционных технологий. Так было, например, в 1908 году, когда представители звукозаписывающих компаний обратились в верховный суд США с заявлением, что их права нарушаются при создании роликов для механических пианино. Или можно вспомнить процесс 1984 года, когда ряд киностудий безуспешно пытались в судебном порядке запретить компании Sony продавать видеомагнитофоны. Во всем этом есть определенная система, утверждает защитник Napster: сначала владельцы авторских прав протестуют против новых технологий, а в результате - как было в случае с киностудиями и видеокассетами - начинают получать с их помощью еще большие прибыли.

Но даже если звукозаписывающие компании окончательно убедят суд, что законы об авторском праве на их стороне, им еще придется доказать, что само существование Napster наносит рекорд-компаниям экономический ущерб. RIAA заявляет, что это очевидно, поскольку покупатель рассуждает так: зачем покупать диски, если песни с них можно скачать бесплатно. При этом они ссылаются на исследования продаж музыкальной продукции. В магазинах, расположенных неподалеку от колледжей, студенты которых используют Napster, объемы продаж компакт-дисков существенно снизились.

Однако этим данным противоречат выводы других исследований. Одно из них, например, доказывает, что деятельность Napster, напротив, способствует увеличению продаж дисков. Мол, пользователь, сгрузив одну-две песни "на пробу", впоследствии охотнее принимает решение о покупке всего альбома. В пользу этой версии говорит и официальная статистика, согласно которой в первом квартале 2000 года объемы продаж компакт-дисков в США выросли на 8% по сравнению с прошлым годом и достигли 177 млн единиц.

Да благословит их Энди Гроув

Инвестиции в Napster символизируют серьезный отход от прежних принципов работы венчурного фонда Hummer Winblad, который никогда прежде не вкладывал средства в предприятия такого рода. Прежде фирма считалась инвестором скорее консервативного плана.

Известно, что Хаммер придерживается твердых принципов относительно доходов, ставя перед СЕО подконтрольных фирм конкретную цель - чтобы чистая прибыль составляла не менее 20% от общих доходов.

Пока неясно, откуда Хаммер надеется получить эти 20% в случае с Napster. Он уже заявил, что не собирается менять сложившийся на сайте фирмы порядок бесплатной загрузки файлов. Как же тогда под руководством Хаммера компания сможет получать реальную прибыль? Возможно, от размещения рекламы, организации концертов и даже продажи лицензионных компакт-дисков. При этом Хаммер не исключает варианта сотрудничества Napster со звукозаписывающими компаниями, несмотря на то что сейчас они являются смертельными врагами.

Но чтобы эти планы стали реальностью, Napster предстоит отстоять свое право на существование в судебных битвах.

Пока что перевес на стороне RIAA. В конце июля судья Пейтел, ведущая дело, объявила, что до окончательного решения Napster должна перестать предоставлять свои серверы для обмена музыкальными композициями, являющимися объектами авторских прав. Предполагалось, что это повлечет за собой прекращение работы Napster. Однако адвокаты компании подали апелляцию, и решение судьи Пейтел было отменено. Napster все еще работает, а процесс продолжается.

Не так давно у Napster появился еще один ценный союзник - Энди Гроув. Как рассказывает Джон Хаммер, глава Intel лично позвонил ему, чтобы сказать, что технология Napster - "величайшее изобретение эпохи Интернета, сравнимое разве что с появлением браузера". На ланче, который состоялся позднее в конференц-зале Hummer Winblad, Гроув посоветовал Хаммеру прежде всего не отказываться от бесплатного принципа работы Napster. Это напутствие ветерана еще больше укрепило Хаммера в его решимости бороться за опальную компанию. "Когда я решил для себя, что скорее готов потерять все $13 млн своих инвестиций, нежели изменить Napster, прекрасное чувство спокойствия снизошло на меня", - вспоминает он.

Еще по теме