Top.Mail.Ru
политика

«От Путина — лишь похлопывание по плечу»

Владимир Путин и Александр Вучич. Фото: ТАСС Владимир Путин и Александр Вучич. Фото: ТАСС

Вчера, 2 апреля президент Сербии Александр Вучич заявил, что он разговаривал по телефону с Эммануэлем Макроном и Владимиром Путиным. Вучич сообщил, что ему удалось договориться с Путиным об отправке в Сербию самолета с российскими врачами и средствами для дезинфекции. От того, успеет ли Россия оказать помощь в нужный момент, зависит судьба российско-сербских отношений, изрядно подпорченных в период пандемии COVID-19.

Первый случай заражения коронавирусной инфекцией в Сербии был зарегистрирован 7 марта 2020 года: 43-летний житель города Суботицы был отправлен в больницу после возвращения из Будапешта, где он навещал свою сестру, больную пневмонией.

Два дня спустя тест, оказавшийся положительным, сдал гражданин Китая. Тогда премьер-министр Ана Брнабич смогла успокоить общественность: она заявила, что ситуация под контролем и тестов хватит на всех. Тем не менее число зараженных продолжало увеличиваться — и через две недели превысило отметку в 100 человек. 18 марта в Сербии был введен комендантский час для лиц старше 65 лет. 20 марта — зарегистрирована первая смерть, вызванная коронавирусом: 59-летний житель города Кикинда заразился от своего друга, недавно вернувшегося из Милана. Этот момент стал переломным: c 20 марта в Сербии была объявлена наивысшая степень чрезвычайного положения. Действие комендантского часа распространилось на всех граждан страны, общественный транспорт был остановлен, все заведения, кроме магазинов и аптек, — закрыты. Тем не менее даже такие жесткие меры не смогли помешать росту заражений: по данным на 2 апреля, всего в Сербии 1171 человек заболел коронавирусом и 31 — скончался.

Карантин, введенный властями республики, был с пониманием воспринят в обществе, несмотря на накопившуюся усталость от долгосрочного пребывания во власти Сербской прогрессивной партии во главе с президентом Александром Вучичем: «Если это будет нужно, полный вперед… 14 дней взаперти будут небольшой ценой за победу над вирусом». По вечерам жители Белграда, вдохновленные примером Италии, аплодисментами приветствовали из своих домов военнослужащих, сотрудников полиции и коммунальных служб, патрулировавших улицы. При этом в стране обошлось без потребительской паники: прошедшие через бомбардировки НАТО 1999 года, сербы не кинулись в магазины закупаться туалетной бумагой и мукой.

Тем временем сам Вучич активно пытается работать на внешнеполитическом фронте, используя главное преимущество Сербии: многовекторность. Страна, стремящаяся в Евросоюз, сохраняет хорошие дипломатические отношения с Россией и Китаем. Именно к этим странам с просьбой о помощи и обратился президент Вучич в первую очередь. Россия имеет значительное экономическое присутствие в Сербии: в частности, главный нефтяной игрок на местном рынке, компания NIS, является дочерним подразделением «Газпрома», среди ее активов — крупнейший на Балканах нефтеперерабатывающий завод в Панчево. Также в Сербии активно работают РЖД: при участии российской компании осуществляется модернизация местных железных дорог.

Тем не менее первой Сербии оказала помощь Норвегия, выделившая 20 марта 5 млн евро. Евросоюз же, стратегический партнер страны, пожертвовал лишь 7,5 млн евро, что многие сербы восприняли как плевок в лицо; впоследствии страна получила от ЕС гуманитарную помощь на сумму более 100 млн евро.

Но самое большое разочарование сербов ожидало от «братской России»: после расплывчатого заявления Сергея Лаврова об «оказании помощи в ближайшее время» ничего конкретного предпринято не было.

Это настолько задело сербов, что даже местная газета Blic рискнула выпустить статью с провокационным заголовком «От Путина — лишь похлопывание по плечу». В ней особенно подчеркивается, что широкомасштабная кампания по оказанию помощи Италии на фоне отсутствия помощи Сербии показывает ограниченные возможности России. Советница президента Вучича Сюзана Василевич добавила: «У России сейчас хватает своих проблем».

Пока Россия оказывала Сербии лишь вербальную поддержку, у страны появились новые «братья» — китайцы. 21 марта в страну прибыл самолет с командой китайских вирусологов и тестами для выявления коронавируса, встречал борт лично президент Вучич. После этого его «Инстаграм» буквально разразился потоком хвалебных постов в адрес «моего брата Си Цзиньпина, Коммунистической партии Китая и китайского народа».

Порыв любви к Китаю был выражен даже в Белграде: здание Скупщины, небоскреб «Палата Албания» и Бранков мост были немедленно перекрашены в красный цвет магией подсветки. И это было воспринято как щелчок по носу России в том числе.

28 марта министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич сообщил, что «мы ждали помощи от России», но в ответ лишь получили заверения Лаврова, что «Россия, как и всегда, поможет Сербии».

Телефонные переговоры президентов России и Сербии от 2 апреля, возможно, выправят вектор отношений двух стран. Тот факт, что разговор Вучича и Путина состоялся именно 2 апреля, в день повторного обращения Владимира Путина к нации, говорит о том, что риск потерять важного партнера в Балканском регионе пока все же не входит в планы российского президента.

Еще по теме