Пиррова победа
Нынешний Московский автосалон с полным правом может именоваться "съездом победителей". В роли триумфаторов выступили отечественные автозаводы. Никогда прежде их продукция не занимала так много места и не привлекала внимания стольких посетителей. Успехам российского автопрома можно было бы искренне порадоваться. Жаль только, что победа присуждена ему ввиду неявки соперников.
О бойкоте, организованном зарубежными автомобилестроителями, было известно еще за полгода до салона. Помимо официальной версии о несоответствии статуса нынешнего автосалона стандартам FIAC (исторически сложилось, что истинно международное шоу проводится в Москве по нечетным годам) существовали самые разные объяснения. Отказ мировых автогигантов от участия в выставке мотивировался чрезмерной дороговизной площадей, вялыми продажами иномарок и даже коррумпированностью организаторов. Однако вплоть до дня открытия как-то не верилось, что последним так и не удастся исправить положение. Тем не менее непреложный закон жанра диктует: "Шоу должно продолжаться!"
И оно продолжалось и даже собрало довольно много участников. Судя по информации, почерпнутой из каталога выставки, она собрала "более 550 предприятий, организаций и фирм из 30 стран мира". Не знаю, не пересчитывал. Зато специально сосчитал экспозиции иностранных автопроизводителей. Благо "штрейкбрехеров" было немного.
Более или менее представительной оказалась подборка грузовиков. Вокруг павильона "Форум" - кстати, единственного, где в этом году экспонировались автомобили, - выстроились Volvo, IVECO, MAN, Renault, Hyundai, Tatra. Причем на стенде Volvo присутствовала обновленная версия знаменитого FH 12 - дважды лауреата конкурса "Грузовик года". Впрочем, повнимательнее вчитавшись в список экспонентов, понимаешь, что присутствуют они на шоу "по обязанности": практически все компании имеют в России совместные предприятия (MAN с "МАЗом", Volvo с АФК "Система").
Аналогичная картина и с легковыми иномарками. За исключением Audi, представленной дилером "Автоспеццентр на Таганке", глаз радовали автомобили компаний, имеющих здесь СП, как главный участник выставки - Renault, или собирающихся таковое организовать (Skoda). Чехи привезли пятидверный хэтчбек Fabia и две Octavia: обычную и продукт заводского тюнинга с двигателем удвоенной мощности.
На стенде дилера Audi выделялись агрессивный универсал RS4 с 380-сильным двигателем и растянутая на 12,5 см представительская A8 Long.
Единственной премьерой, почти дотягивающей до мировой, явился раллийный вариант новейшей разработки Renault - Clio Symbol, созданной специально для развивающихся рынков вроде Турции и России.
Особняком держался Hyundai, чье присутствие можно объяснить более или менее приличными коммерческими успехами. Корейцы изрядно пополнили российскую линейку, показав три новых автомобиля: минивэн Trajet, внедорожник Santa Fe и лимузин Centennial - этакий "паленый" Rolls-Royce (даже на капоте имеется нечто вроде Ники), сильно напоминающий дизайнерские изыски Московского автозавода.
Остальные иномарки имеют вполне российское происхождение. Автомобили Kia (три свежезапущенные в производство модели: большой семейный универсал Joice, минивэн Carnival и легковая Rio) приехали из Калининграда, а сиротливо прижавшийся к стеклянной стенке летнего павильона Citroen Berlingo (он же "Донинвест Орион-М") - из Таганрога.
На этом фоне разгул отечественных автогигантов выглядел действительно впечатляюще. Стенд "АвтоВАЗа", оказавшийся в этот раз самым представительным на выставке, вместил небывалое количество экспонатов. Впрочем, как водится в Тольятти, многие из них дойдут до конвейера очень нескоро, а то и вовсе останутся в единственном экземпляре. Упоминания заслуживают ВАЗ-1118 (седан из семейства "Калина"), который, возможно, пойдет в мелкую серию года через четыре, да "горячий" родстер на агрегатах той же "Калины", о перспективах производства которого "вазовцы" предпочитают вообще не говорить.
Нижегородцы привезли "Волгу" ГАЗ-3111, производство которой в очередной раз должно было начаться в августе, лимузин на ее базе, плюс триаду внедорожников. Самым экстравагантным (и единственно новым) оказался ГАЗ-2169 "Комбат" с пластиковым кузовом. Воплотить "Комбата" в металле не представляется возможным за отсутствием оснастки. Надо ли говорить, что на конвейере он появится весьма нескоро.
Производители ульяновских внедорожников показали ставшее уже традиционным семейство с родоначальником в лице "внебрачного сына" Nissan Terrano - УАЗ-3160. Премьерой стал пикап на базе джипа УАЗ-3162 с двойной кабиной.
В общем, ничто на нынешнем московском автосалоне не помешало россиянам приглядеться повнимательнее к продукции собственных автомобилестроителей. А уж выводы они сделают сами.