Top.Mail.Ru
архив

По классам – разойдись!

Очень скоро железнодорожная реформа дойдет до каждого. Руководство ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) решило отказаться от советского наследия в пассажирских перевозках и разработало новую тарифную сетку. Вместо всем известных СВ, купейных, плацкартных и общих вагонов они теперь будут делиться на классы. Всего определено девять классов, из которых пять приходятся на поезда с местами для лежания, а остальные – для сидения. Язык так и поворачивается назвать первый класс местами для буржуазии, второй – для интеллигенции и третий – для рабочих и крестьян. Как и сейчас, в вагоне будут места только одного вида.

Объявить новые тарифы вице-президент компании Сергей Козырев пообещал к концу апреля. Но уже сейчас известно, какие услуги будут предоставляться в каждом классе. Например, пассажиры класса люкс, бизнес и эконом-классов (первый и улучшенный второй классы) станут бесплатно получать печатные издания – как минимум, газету «Гудок» и журнал для пассажиров РЖД «Экспресс-Интернет». По словам пожелавшего остаться неназванным сотрудника РЖД, спать они будут на «постельном белье повышенного качества», что на практике означает льняные простыни. Довершает классовое расслоение чай, кофе и сахар. Только пассажиры класса люкс получат их бесплатно и в неограниченном количестве. Остальные смогут претендовать лишь на два бесплатных пакетика чая в сутки.

Кроме льняных простыней, бесплатного чая и газеты «Гудок» пассажирам будет трудно найти различия с нынешней системой тарифов. Люксовыми станут места в вагонах-СВ с душем, бизнесс-классом – в простых СВ и вагонах типа «Риц» (два места в купе, но расположенные одно над другим), экономическим и вторым классом – в купейных вагонах, а третьим – в плацкартах. Интересно, что деление на классы действительно отражает социальную структуру нашего общества. Так, в третий класс попадут пассажиры плацкартных вагонов, на долю которых приходится около 70% всех перевезенных в поездах дальнего следования.

Реально важным в новых тарифах оказался только способ расчета цены билета. Она будет состоять из четырех составляющих: стоимости локомотивного обслуживания, содержания путей и другой железнодорожной инфраструктуры, вагонов и вокзалов. Сейчас цена складывается только из двух компонентов: расходов на обслуживание пассажира в вагоне (плацкарта) и организацию движения. Нововведение рассчитано на расчеты с независимыми от РЖД компаниями, которые собираются обзавестись собственными поездами дальнего следования. Дело в том, что перевозчики могут использовать не только собственные вагоны, но и локомотивы, и терминалы на вокзалах. В этом случае РЖД будет доставаться только плата за использование инфраструктуры.

Сейчас разрешение на создание собственных поездов получили три компании: питерская «Окдайл» и московские «ТрансГрупп АС» и «Гранд сервис экспресс». Правда, первый частный поезд планируется запустить не раньше весны 2005 года между Москвой и Санкт-Петербургом. А до этого момента пассажир вполне может выбирать между поездом и самолетом. Кстати, разница в цене между ними постепенно сокращается. Например, чтобы добраться от Москвы до Волгограда (950 км) в купейном вагоне, надо потратить 20 часов и 1500 рублей. Столько же соответственно и на обратный путь. Билет на самолет туда и обратно можно купить за 5000 руб., а затраты времени (с учетом дороги в аэропорт) не превысят пяти часов.

Еще по теме