Top.Mail.Ru
архив

Полет Шекшня

Новый старый директор

Два года назад Станислав Шекшня, архитектор структурной перестройки московского «Вымпелкома», был вынужден покинуть пост первого заместителя генерального директора компании. Сегодня, после заключения стратегического соглашения c «Альфа-групп», он возвращается в «Вымпелком» на первые роли. Теперь генеральный директор «Альфа-Эко Телеком» и председатель совета директоров компании «Вымпелком-Р» Станислав Шекшня будет определять стратегический курс телекоммуникационных активов «Альфа-групп» – как проводных, так и мобильных. Уход одного из лучших отечественных управленцев из «Вымпелкома» в 1999 году был несколько неожиданным, тем более что плодами структурной перестройки, затеянной Шекшней, «Вымпелком» пользуется и поныне. Внутри «Вымпелкома» ходили слухи, объясняющие его уход увольнением за разбитый служебный «Вольво». Эта версия, разумеется, абсурдна. Автомобильная авария, после которой Шекшне пришлось серьезно заниматься своим здоровьем, действительно имела место. Формально считается, что основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин не хотел ждать выздоровления своего первого зама, ему срочно нужен был ведущий топ-менеджер на замену. В это же время норвежский акционер московского оператора, компания Telenor, настаивала на кандидатуре Джо Лундера (сегодня он стал генеральным директором «Вымпелкома»). В результате по обоюдному согласию сторон Шекшня покинул «Вымпелком». «Никакого скандала не было, мы расстались вполне по-дружески, и никто не был в обиде», – говорит Шекшня. Но большинство специалистов телекоммуникационного рынка сходятся в том, что временная нетрудоспособность – лишь формальный повод для ухода первого зама. Реальность такова, что выросший в недрах советской системы Зимин не был готов отдать все бразды правления управленцу-западнику, а тот, в свою очередь, не мог эффективно работать, не имея свободы маневра. Сегодня очевидно другое: под давлением акционеров авторитарности у Зимина заметно поубавилось, он отошел от активного управления компанией и разрешил «порулить» другим. Теперь Шекшня как генеральный директор «Альфа-Эко Телеком», одного из главных акционеров «Вымпелкома», в значительной степени будет определять стратегию развития сотового оператора. По его собственным словам, главная задача «Альфа-Эко» – увеличение капитализации «Вымпелкома» и достижение показателя в $2 млрд – вполне выполнима. Париж – всегда Париж Выпускник экономического факультета МГУ Станислав Шекшня сразу после окончания университета поступил в аспирантуру и начал писать диссертацию на тему «Мотивация труда». А спустя примерно год у него появилась возможность попасть в школу МВА. Тогда, в конце 80-х – начале 90-х, в США испытывали неподдельный интерес к России, точнее, к СССР. Северо-Восточный университет США принял решение пополнить число своих студентов МВА российскими гражданами, для чего его представители лично приехали в Москву для отбора кандидатов. Конкурс был очень большой – планировалось принять только двух человек – и состоял из множества этапов. Стоит отметить, что кроме традиционных требований (владения иностранным языком, базовых знаний по специальности, профессиональных качеств кандидата) для американской стороны не на последнем месте стоял вопрос благонадежности: потенциальные невозвращенцы не приветствовались. Шекшня оказался одним из двух кандидатов, прошедших жесткий отбор. В США началась его рабочая карьера: один день в неделю он работал в отделении компании Polaroid. В дальнейшем Шекшня рассматривал эту компанию в качестве потенциального места работы после окончания МВА. Другим вариантом было подразделение американской корпорации United Technologies, компания Otis, занимающаяся производством и обслуживанием лифтового оборудования. В Otis Шекшня проходил «производственную практику»: работал между первым и вторым годом обучения. Кстати, заработанные деньги позволили ему оплатить все расходы на обучение и проживание в США. В конце концов Шекшня поступил на работу в европейское отделение Otis, получив кроме прочего специальный бонус в $25 тыс. Это достаточно распространенная западная практика: при найме выпускника МВА компания выплачивает ему особую премию лишь за то, что он выбрал именно эту организацию. Такая премия оказывается для выпускников весьма кстати, так как зачастую после окончания образования у них остаются долги за обучение. Предложение работы и бонуса от Otis было не единственным: Johnson & Johnson предлагала Шекшне премию в $30 тыс. Обе компании искали людей для управления своими операциями в России, поэтому кандидатура Шекшни как выходца из России была для них особенно желанна. Предложившая большие премиальные Johnson & Johnson проиграла: Шекшня отдал предпочтение Otis. Немалую роль в этом сыграло местоположение штаб-квартиры компании: отделение Otis по Восточной и Центральной Европе находилось в культовом для любого русского Париже. Из лифтеров в связисты В Otis Шекшня проработал шесть лет, из них четыре года в Париже, на должности «главного кадровика» – директора по human resourses. По словам бывшего коллеги Шекшни, директора по продажам и маркетингу «Отис Россия» Гарри Шандалова, одна из самых заметных заслуг Шекшни на этом посту – создание отменной организации работы с персоналом Otis в России и на Украине. Но то, что Шекшня вернется работать в Россию, было оговорено заранее. С 1996 года он стал отвечать за работу Otis в Ленинградской области. Позднее Шекшня возглавил зональное отделение (вся Россия, кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Но в 1998 году Шекшня сменил и место работы, и отрасль. Летом 1998 года он перешел на должность первого заместителя генерального директора в компанию «Вымпелком». В переманивании топ-менеджера «Вымпелкому» посодействовало рекрутинговое агентство Ward Howell. Сам Шекшня объясняет причины своего перехода следующим образом: «Я почувствовал, что уже очень многому научился и степень освоения нового у меня резко упала. Дело в том, что производство лифтов – очень консервативная отрасль, радикальные изменения в ней редки. А в России эти изменения происходят еще более медленно. Отрасль связи, особенно мобильной, наоборот, весьма динамична, с большим биржевым потенциалом. На тот момент у меня уже было предложение от «Вымпелкома», и я решился». Правда, были и другие причины: американское руководство Otis решило ликвидировать парижский офис, а Шекшня хоть и работал в России, но числился в европейском отделении. Позднее французские регулирующие органы вынудили Otis выплатить всем ушедшим сотрудникам парижского отделения компенсации, но Шекшня к тому времени уже работал в «Вымпелкоме». Хотя в этой компании Шекшня проработал немногим более полугода, за это время он успел основательно перетряхнуть менеджмент «Вымпелкома». В то время оператор мобильной связи столкнулся с проблемами роста: с увеличением числа абонентов и оборотов рост персонала компании стал практически неконтролируемым, функции различных подразделений часто пересекались, отношения между отделениями запутывались. Чтобы выйти из этого клубка проблем, Шекшня создал практически новую структуру компании, а также привлек к управлению новых энергичных менеджеров. Один из наиболее известных из них – Николай Прянишников, ранее работавший в МСС, а теперь занимающий должность вице-президента «Вымпелкома».

Укради, но с достоинством

После «развода» с «Вымпелкомом» Шекшню буквально подхватили в другой операторской компании – Millicom. Этот холдинг региональных операторов, работающих в стандарте AMPS, испытывал серьезные трудности в управлении, а некоторые компании даже стояли на грани банкротства. Операторы Millicom, действовавшие под торговой маркой Fora, теряли не только долю рынка, но и абонентскую базу, а основной инвестор, американская Millicom, не управлял ситуацией в большинстве регионов. Причина такого положения крылась прежде всего в ошибочном построении управленческой структуры холдинга. 14 региональных компаний работали как самостоятельные юридические лица, доля местных партнеров в них была весьма значительна. При этом генеральными директорами компаний назначались люди из местных акционеров. Однако практически единственным источником живых денег служила американская сторона, то есть сама Millicom. Российские акционеры вносили свою долю преимущественно помещениями, интеллектуальной собственностью (в том числе лицензиями) и т.п. Еще одна причина бед: московский офис Millicom не мог предложить операторам ничего такого, чего бы они сами не умели, в результате вставал вопрос о целесообразности самого существования офиса в Москве. И, наконец, стандарт AMPS/DAMPS к тому времени начал терять свою популярность. Компания Millicom под руководством Шекшни приступила к масштабным преобразованиям. Во-первых, были выкуплены значительные пакеты акций некоторых региональных операторов. Московское представительство включилось в организационный процесс, занялось проведением семинаров по «обмену опытом». «Зачем изобретать то, что уже изобретено, – говорит Шекшня. – Мы реализовали знаменитый принцип «укради с достоинством». Например, если в Ростове уже есть хороший тарифный план, то зачем изобретать его заново, скажем, в Кемерове. Зачем содержать повсюду большие отделы маркетинга, если можно взять за основу разработки одного из лучших отделов. Мы помогали операторам в работе с поставщиками оборудования. В результате появился смысл существования центральной структуры». И, наконец, были произведены серьезные изменения в руководстве многих компаний, топ-менеджеры, не справлявшиеся со своей работой, были вынуждены уйти. По свидетельству преемника Шекшни, генерального директора российского отделения Millicom Юрия Домбровского, изменение кадровой политики – одно из крупнейших достижений Шекшни. Но компания была не готова вкладывать крупные средства в Россию. «Оставаться в Millicom мне было скучно, они не планировали масштабной экспансии» – говорит Шекшня. В результате он перешел в более амбициозную структуру – созданную «Альфа-гупп» инвестиционную компанию «Альфа-Эко Телеком». Не получится – напишем книгу Приоритетом «Альфы» на ближайшее время станет развитие в регионах: именно там сейчас разворачиваются баталии между крупными сотовыми конгломератами. Если рынки двух столиц приближаются к точке насыщения, то в регионах передел рынков еще только начинается. Но создание национального сотового оператора – затея амбициозная и сложная. О своем намерении стать национальным оператором заявили многие холдинги, но о реальности их проектов говорить еще рано. Но даже если Станислав Шекшня разочаруется в телекоммуникационном бизнесе, он всегда сможет вернуться к одному из своих любимых занятий – преподавательской работе. Уже в течение нескольких лет Шекшня читает в Париже лекции для студентов МВА, периодически преподает в Калифорнийском государственном университете и пишет книги. Его книга «Управление персоналом современной организации» переиздается уже четвертый раз. Еще над одной книгой по управлению он работает сейчас.

Еще по теме