Top.Mail.Ru
бизнес

Россия присвоила себе шампанское

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

В России вступают в силу новые правила маркировки алкогольной продукции. Теперь виноделы не смогут использовать понятие «шампанское» в отношении напитков, произведенных не в России. Один из крупнейших мировых производителей шампанского Moet Hennessy на этом фоне решил приостановить поставки в страну, правда уже на следующий день компания согласилась маркировать свои бутылки по новым правилам. О том, как виноделы восприняли новые требования российских властей, — в материале журнала «Компания».

Новые правила маркировки

В июне Совет Федерации одобрил поправки к закону «О регулировании алкогольной продукции». Документ подписал президент России Владимир Путин. 

Согласно новому закону, формулировку «игристое вино (шампанское)» виноделам придется заменить на категорию «игристое вино, включая российское шампанское». При этом классификация вин защищенного географического наименования (ЗГУ)/защищенного наименования места происхождения (ЗНМП) идет на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции, а она распространяется только на российские вина. В итоге понятие «шампанское» разрешили использовать только в отношении шампанского, произведенного на территории России.

«Мы ни от чего отказываться не собираемся, нам на Европу наплевать. И шампанское российское, и коньяк российский — это исторически наши названия уже 120-150 лет. Нам никакого смысла отказываться нет», — сказал журналу «Компания» директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз.

Другим компаниям на этикетке на обратной стороне бутылки вина придется писать «игристое вино». Кроме того, по новым правилам все фруктовые вина с 2022 года будут называться плодовой алкогольной продукцией. Эксперты предупредили, что это может привести к дефициту напитков.

Для того, чтобы исполнить новые требования властей производителям придется пройти повторную сертификацию, рассказал собеседник «Коммерсанта» в крупной розничной сети. В лучшем случае новые декларации будут готовы только через пару месяцев, считают эксперты. При этом многие дистрибьюторы уже закупили акцизные марки для импорта продукции в Россию на конец года.

Шантаж виноделов

На прошлой неделе дистрибьютор премиальных алкогольных напитков Moet Hennessy — ООО «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» — предупредил об угрозе поставок шампанского в Россию. Об этом говорилось в письме топ-менеджера компании, адресованного партнерам. Сообщение о возможной приостановке поставок  получила, в частности, российская продуктовая сеть «Азбука вкуса». Представитель компании сообщил, что пока Moet Hennessy — единственный производитель вин, сообщивший о такой проблеме.

В «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» заявили, что в связи с новыми правилами компании придется провести повторную сертификацию продукции и изменить ее маркировку. При этом Moet Hennessy еще не получила одобрение со стороны производителей из французского региона Шампань на переименование своей  продукции. Тем не менее уже 4 июля в компании сообщили, что все же готовы возобновить поставки в Россию.

На претензии французских виноделов ответил президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. В беседе с «Компанией» он отметил, что власти не заставляют производителей отказываться от наименования «шампанское», им лишь нужно доказать соответствие такой продукции российским стандартам.

«У Moet сумасшедшие юристы. Они не прочли закон и решили, что от этого закона им плохо. Потом прочли еще раз и говорят: “Все нормально". Вопрос выеденного яйца не стоит и не затрагивает никакие географические указания ни в Шампани, ни во Франции, в России. Шампанское – это название технологии, поэтому шампанское в России будет всегда», — заявил Попович.

По итогам 2020 года выручка «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» составила 5,5 млрд рублей против 5,8 млрд годом ранее. Чистая прибыль компании достигла 560 млн рублей против 511 млн в 2019-м. 

В общих зарубежных поставках доля Moet Hennessy не превышает 2%, утверждают в Центре исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА). В целом в Россию ввозится порядка 50 млн литров игристых и шампанских вин в год.

Бенефициары

Основным бенефициаром новых поправок к закону о маркировке алкоголя называют отечественного производителя вин «Абрау-Дюрсо». На новостях о возможных сбоях в поставках шампанского Moet Hennessy акции российской компании взлетели на 7,77% на открытии торгов в понедельник. 

По состоянию на 10:01 мск бумаги «Абрау-Дюрсо» торговались на отметке 215 рублей за штуку — это максимальное значение с 25 мая.  К 13:18 мск их стоимость скорректировалась до 210,5 рубля (+5,51%), следует из данных Мосбиржи.

Сейчас доля «Абрау-Дюрсо» на российском рынке превышает 30%, говорит в беседе с РИА «Новости» начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Эта доля может стать еще больше в связи с тем, что крупным игрокам придется еще раз пройти процедуру сертификации и возможно заняться ребрендингом, считает он.

Аналитик также допустил сокращение числа иностранных брендов в России —  на 20-30% в 2021 году.

Еще по теме