Top.Mail.Ru
архив

Повышение квалификации

03.12.201200:00

Российский покупатель становится все более разборчивым. По данным проводимых Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ исследований покупательских предпочтений россиян, для них все более важными становятся не только и даже не столько потребительские свойства товаров, сколько ценности, с ними ассоциирующиеся, и общее впечатление, опыт, полученные от посещения магазина и общения с продавцами.

Людям уже важно не просто решить конкретную потребительскую задачу - например, купить пальто, чтобы не было холодно, или ноутбук, чтобы можно было работать в удаленном доступе, а подчеркнуть с помощью приобретения свой статус или индивидуальность. Это следствие, с одной стороны, роста благосостояния, а с другой - мировоззренческих изменений, хотя в целом оба фактора, безусловно, взаимосвязаны. Мировоззренческие изменения привели также к тому, что приобретение товаров со скидкой становится мейнстримом, в том числе и среди достаточно обеспеченной аудитории. Во всяком случае, все меньше людей склонны сорить деньгами без особых на то причин, переплачивая за то, что можно купить дешевле. Авторы исследования также отмечают, что российский покупатель стал, если можно так сказать, более квалифицированным. В частности, люди приходят в магазин, уже представляя себе, какие именно бренды им важны и интересны, тогда как раньше подавляющее большинство ориентировалось на месте. При этом покупатели опираются в большей степени на свой собственный опыт, а не на рекламу, доверие к которой находится не на высоком уровне и в целом снижается. Об этом говорит факт, на который ссылаются участники исследования: решение вопроса о введении в обиход новых брендов, рекомендуемых рекламой, возможно только после самостоятельного сбора дополнительной информации и самостоятельной же ее оценки. Для российских потребителей сегодня как никогда важна атмосфера в торговой точке, манера общения продавцов-консультантов, удобство и грамотность выкладки. Можно сказать, что люди приходят в торговый центр не только за покупками, а за впечатлениями, за опытом общения, естественно, приятными, соответствующими их ожиданиям.

Проводившие исследования специалисты также отмечают, что потребители из обеих столиц - успешные менеджеры или предприниматели - отовариваются за границей, понимая механизм формирования российских цен и не желая переплачивать. Таким образом, отечественные luxury-сети, по данным исследования, работают главным образом на региональные элиты, представители которых приезжают за покупками в основном в Москву.

Приобретаете ли вы товары и услуги в период новогодних и рождественских распродаж?

Да

32%

Нет

44%

Затруднились с ответом

24%

Скидками на какие товары или услуги вы воспользовались в период новогодних и рождественских распродаж?

Одежда, обувь

64%

Бытовая и компьютерная техника

24%

Косметика, парфюмерия

16%

Продукты питания, напитки

13%

Аксессуары

6%

Драгоценности, украшения

3%

Предметы интерьера, мебель

3%

Другое

22%

Источник: Superjob.ru (данные за сезон 2010-2011 гг.)

Еще по теме