Top.Mail.Ru
архив

Продавец иллюзий

В конце 2008 года предприниматель Герман Стерлигов предложил желающим уникальную возможность - разбогатеть за счет кризиса. Желающие нашлись и вступили в созданную им сеть Антикризисных расчетно-товарных центров. Всеобщее счастье не наступило и в этот раз: теперь часть партнеров Стерлигова обвиняют его в построении финансовой пирамиды.

   Скандалом закончилось очередное начинание Германа Стерлигова. Создатель первой советской товарно-сырьевой биржи "Алиса" в глобальном экономическом кризисе увидел шанс, которым можно воспользоваться. Для того чтобы запустить грандиозную сеть Антикризисных расчетно-товарных центров под уже знакомым брендом "Алиса", предприниматель даже вышел из лесу. Напомним, что с 2004 года Стерлигов с семьей жил в Подмосковье, выращивал овец и критиковал в многочисленных интервью современное устройство мира. Отшельничество сопровождалось бурной публичной деятельностью: бизнесмен организовывал некоммерческое партнерство "Реестр непьющих мужиков", ездил в Афганистан за племенными баранами, навещал сектантов из Пензенской области, ожидающих конца света в землянках, запускал проект antiprobka.ru, предлагая москвичам обмениваться рабочими местами, чтобы снизить число заторов на дорогах… Ничто не предвещало успеха. Казалось, время предприимчивого шоумена ушло и привлечь внимание целевой аудитории больше не удастся. Но, к счастью, осенью 2008-го в России резко вырос спрос на экономические чудеса. Предложение Стерлигова последовало незамедлительно.

ПАНАЦЕЯ ОТ КРИЗИСА

   На многочисленных пресс-конференциях предприниматель сообщал о "чудо-лекарстве" от кризиса - Автоматических расчетно-товарных центрах. В основе системы, рассказывал господин Стерлигов "Ко", "информационная база, которая дает новый тип связи между предприятиями". "Они между собой отлично знакомы в режиме купли-продажи, но в режиме бартерных схем не знакомы - не знают, кому какой товар нужен. Кто продавал тракторы производителям зерна, сам в зерне абсолютно не нуждается, и здесь нужно выстраивать цепочки через квартиры, машины, носки, бананы, а замыкать цепочку должны деньги", - говорил Герман Стерлигов в начале этого года. По его замыслу, к концу февраля должно было открыться 1600 центров. Стоимость "информационных" услуг АРТЦ была оценена в 1% от суммы сделки от каждого участника. Также платным предприниматель сделал "вход в систему" для региональных партнеров АРТЦ.
   Чуть позже грандиозный замысел обогатился новыми деталями. Чтобы не рисковать на операциях с ненадежной наличностью, Стерлигов предложил рассчитываться золотом. При этом чеканить золотые монеты негоциант, разумеется, собрался сам. То, что в России выпуск каких-либо других денег, кроме рубля, запрещен законом, его не смутило. "Мы это делаем не в режиме введения новых денег, так как на это мы не имеем никакого права, - разъяснил непонятливым журналистам бизнесмен. - Это происходит в режиме введения внутренней расчетной единицы, золотой тройской унции. Это как в казино: вы приходите, покупаете чипы и играете. Так же и с нами: вы приходите, покупаете золотые жетоны и рассчитываетесь ими внутри сети по разным странам мира".
   Стерлигов самоотверженно взял на себя все риски: надежные самодельные золотые он был готов отдать и за нестабильную валюту. Чистые намерения благодетеля оценили не все.
   Ряду региональных представителей уже этим летом стали очевидны отличия желаемого от действительного. "Программное обеспечение оказалось фактически нежизнеспособным. Заявления о рабочей системе были фикцией", - возмущается Дмитрий Зайков (бывший представитель АРТЦ в Казахстане и Тюмени). Сейчас Зайков пытается в судебном порядке получить обратно вложенные 10,3 млн руб. (в данный момент счета АРТЦ арестованы, правда, находится на них всего 44 000 руб.).
   "После подписания контракта выяснилось, что нужно вносить ежемесячную абонентскую плату за доступ к нерабочему ПО", - продолжает Олег Быхкалов (экс-партнер в Кемерово и Новосибирске). Когда всплыли такие подробности, Быхкалов предложил Стерлигову подождать с абонентской платой до тех пор, пока система не заработает. Договориться не удалось. "В результате Стерлигов нашел новых представителей в регионе, заключил с ними договор и получил от них деньги. Мой первоначальный взнос - 2 млн руб. - вернуть отказался", - заключает Быхкалов.

ТЯТЯ, ТЯТЯ, НАШИ СЕТИ…

   "Информация о якобы совершенных сделках озвучивалась только самим Стерлиговым. Нам неизвестно ни об одном реальном договоре, который был бы заключен через систему АРТЦ", - подчеркивает один из бывших партнеров. То, что "системных" сделок нет и они будут нескоро, признает и сам господин Стерлигов, уверяя, что есть сделки "внесистемные". Впрочем, на момент публикации ни от одной компании из тех, о сотрудничестве с которыми рассказывал идейный вдохновитель АРТЦ, не удалось получить подтверждения. Пресс-служба "Ростсельмаша" даже выпустила специальный релиз с указанием на то, что "компания не является партнером либо клиентом Антикризисного расчетно-товарного центра, возглавляемого г-ном Стерлиговым". Также ничего не известно о сделках, проводимых с помощью АРТЦ, и в ОАО "КамАЗ". Германа Стерлигова подобные заявления не смущают: "Эти вопросы - к "Ростсельмашу" и КамАЗу. Я не видел пресс-релиза. Не могу ничего сказать".
   Вышедшие из бизнеса партнеры Олег Быхкалов (Кемерово, Новосибирск), Константин Лачихин (Пермь), Владимир Клейнер (Эстония), Дмитрий Зайков (Казахстан, Тюмень), Игорь Сагенбаев и Андрей Шурубор (Украина) пытаются вернуть первоначальные взносы. Кроме гражданских исков экс-компаньоны готовят уголовные. "На этот случай в Уголовном кодексе есть статья 159 - "Мошенничество", - поясняет Быхкалов.
   К слову, стоимость и вступительного взноса и абонентской платы на протяжении года повышалась неоднократно. Например, создание регионального центра в начале 2009 года обходилось в 30 000 евро, а в мае это удовольствие стоило уже 100 000 евро. По оценкам бывших партнеров, в качестве взносов Стерлигов получил около 2 млн евро. Впрочем, в саму идею они верят по-прежнему и даже планируют в будущем организовать отдельную систему. АРТЦ Стерлигова сравнивают с пирамидой: по данным экс-партнеров, их деньги ушли на масштабную рекламную кампанию, с помощью которой привлекались новые члены сети.

КОРАБЛЬ СТЕРЛИГОВА

   Сам Стерлигов признавать поражение не намерен. "Наши экс-партнеры создали свою систему и пиарят себя за счет того, что поливают нас грязью. Тем, кто ворует что-то, морды бьют, а не взносы возвращают. Вы чё? Они все получили. Пускай разбирается суд", - сообщил по телефону человек, представившийся Германом Стерлиговым. В успех предприятия бизнесмен верит по-прежнему: "Кто сваливает с корабля по разным поводам, как крыса, приза не получит. Пока "отвалился" с корабля только каждый десятый: 40 центров работают. И программное обеспечение работает, причем давным-давно".
   Сейчас на сайте АРТЦ указано 27 представительств в России и в мире. "Из них 23 - в регионах, но еще в начале лета было 36 региональных центров. Значит, новые партнеры не присоединяются, а прежние покидают", - делает вывод Дмитрий Зайков. Впрочем, и 27, и даже 40 не сравнятся с 1600 - именно столько центров было запланировано.
   Эксперт "Альпари" Сергей Семенов уверен в том, что затея была обречена изначально, так как бартерные схемы - "каменный век". Не кажется перспективной схема и директору Strategy Partners Михаилу Рейдеру. По его мнению, сейчас ситуация сильно отличается от начала 90-х: нет дефицита товаров, гиперинфляции, проблем с каналами товародвижения. "Разговоры о подобных схемах начались в конце 2008-го во время острого дефицита ликвидности и быстрого обесценивания рубля, но сейчас и то и другое закончилось. А проект Стерлигова похож на пирамиду типа "Гербалайфа", где деньги зарабатываются на вступительных взносах участников системы", - заключает Михаил Рейдер. Эксперт "Альпари" подчеркивает, что в такой системе придется вводить некий суррогат денег - единицу измерения стоимости товара. "Сразу встает вопрос: кто будет "курировать" эту единицу? Ведь это фактически деньги, только деньги, контролируемые частным лицом, в данном случае - Германом Стерлиговым. Кому это надо?" - рассуждает Сергей Семенов.
   Директор по маркетингу и продажам холдинга "Помидорпром" Сергей Лищук отказался комментировать деятельность Германа Стерлигова с точки зрения экономики. На его взгляд, это, скорее, соединение бизнеса и шоу на грани фола, а призывы вернуться к земле и золотым стандартам не что иное, как эпатаж чистой воды. Если о чем и стоит говорить, так это о менталитете россиян, которые снова поверили Стерлигову. "Внимание общественности к его делам говорит мне о том, что Россия, к сожалению, недостаточно образованна в своей массе, - размышляет Лищук. - Очень много людей продолжают ждать чуда, мыслить некритично. Стерлигов в очередной раз этим воспользовался".
   Зато самому Стерлигову в логике не откажешь. В сентябре 2009-го он предусмотрительно назначил гендиректором ОАО "АРТЦ" Ивана Жизневского, по совместительству руководителя международного расчетно-товарного центра с офисом в Лондоне.

   ИСТОРИЯ ВОПРОСА
   Богатым и знаменитым Герман Стерлигов проснулся в декабре 1990 года, на второй день после открытия товарно-сырьевой биржи "Алиса". Первая советская биржа "сделала" братьев Стерлиговых (второй соучредитель компании - брат Дмитрий) миллионерами. К концу 1991 года активность биржи сошла на нет. Но о самом Германе Стерлигове сказать этого нельзя. Предприниматель развил активную деятельность: создал Российский клуб молодых миллионеров и принялся участвовать в политических выборах. Ставку сделал на яркий образ владельца гробовой конторы. Как он потом признавался прессе, "на рекламе были сэкономлены колоссальные деньги". К 24-летнему миллионеру выстроились очереди журналистов, а предвыборный слоган "Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики" избиратели помнят до сих пор. С такой же непоколебимой уверенностью, с какой Стерлигов предлагал электорату отменные гробы в начале 90-х, сейчас он отрицает причастность к гробовому бизнесу. Тем временем двое выборов (губернатора Красноярского края и мэра Москвы) Стерлигов блистательно проиграл. Третьи - в президенты РФ - проиграть не удалось: избирком снял его кандидатуру, и политик оказался в долгах. Суть свалившейся на него проблемы Стерлигов объяснял в интервью просто и ясно: "Это же венчурная связь. Если бы я участвовал в выборах, мне ничего не надо было бы отдавать". В 2004-м бизнесмену пришлось продать активы, чтобы расплатиться с "венчурными инвесторами", и переехать в Подмосковье. Там он продолжил принимать журналистов, которым красочно рассказывал о новом опыте овцеводства и домостроительства.
   Также широкая общественность могла запомнить Стерлигова по призывам расселить мегаполисы, захватить "неиспользуемые" сельхозугодья, запретить аборты, уничтожить борщевик (кормовое растение) и поставить памятник Остапу Бендеру в Рио-де-Жанейро. Ни один из этих проектов в данный момент не реализован.


 

Таблица 1 ПЛАТЕЖИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ, EURO


НАИМЕНОВАНИЕ ПЛАТЕЖА1/01/200915/05/200925/05/2009
За создание регионального центра30 00050 000100 000
Ежемесячная абонентская плата регионального центра550075007500
За создание международного центраот 200 000от 200 00010 000 000
Ежемесячная абонентская плата международного центра70007500-
Информация предоставлена бывшими региональными партнерами Германа Стерлигова




Еще по теме