Прокуратура нарабатывает практику по обнулению приватизированных участков
Хвойный лес, престижный район, коммуникации подведены, приличные соседи, все построились. Размещенные в онлайне объявления о продаже участков и коттеджей в элитном поселке «Сады Майендорфа» в подмосковной Барвихе повторяют друг друга слово в слово. Сегодня здесь можно приобрести просто участок стоимостью в среднем по 25 млн рублей за сотку (лоты идут стоимостью от 1,3 млрд. рублей). Есть и сообщение о продаже дома площадью 4 тыс. квадратных метров на участке в 100 соток за 3,2 млрд. рублей. Впрочем, покупатели рискуют так и не увидеть никаких соседей и не успеть насладиться хвойниками: прокуратура пытается оспорить в суде сделку по приватизации, из которой и вырос Сад, и уже стоят под парами бульдозеры.
Речь идет об изъятии в государственную собственность земельных участков, ранее принадлежавших санаторию Барвиха, который является подведомственной организацией Управления делами президента. По оценке правоохранительных органов, земли продали в 236 раз дешевле их реальной стоимости.
Иск в отношении элитного поселка «Сады Майендорфа» будет показательным. решение может быть оглашено 10 сентября: на эту дату назначено очередное заседание Одинцовского суда в Подмосковье.
Из карточки дела следует, что иск был подан в начале 2024 года. Ответчиками выступают шесть физических лиц: Дмитрий Мазепин (экс-владелец Уралхима), Алексей Богачёв, Валерий Гордышев, Надежда Адвокатова (супруга ресторатора Аркадия Новикова), Екатерина Джанашиа (супруга бизнесмена Михаила Хубутии), Зоя Струнина (мать основателя группы Mercury Леонида Струнина), а также международная компания кенсо лимитед
По мнению члена Ассоциации юристов России Ассии Дмитриевой, громким делает дело не только состав ответчиков, но и сама территория, которую прокуратура намерена вернуть в госсобственность, ее площадь, значимость и цена. Это не только 13 заявленных в иске участков суммарной площадью 8 га, но и вся территория бывшего санатория — более 90 га.
Хотя, как подчеркивает юрист, любой добросовестный покупатель не может быть лишен данного конституцией права на защиту своих прав и интересов, вопрос о законности отчуждения земель лежит на поверхности.
Все эксперты делают оговорку, что без анализа материалов по делу трудно прогнозировать, удовлетворит ли суд требования прокуратуры или станет на сторону собственников.
Однако, как подчеркивает член Ассоциации юристов России, управляющий партнер Легес Бюро Мария Спиридонова, Верховный суд уже рассматривал ряд аналогичных дел по признанию незаконной приватизации государственного имущества и о его изъятии в пользу государства. И его решением отменялись судебные акты нижестоящих судов об удовлетворении исковых требований прокуратуры со ссылкой на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
С другой стороны, растет и сам реституционный аппетит. Широко освещаются в прессе аналогичные дела по признанию приватизационных сделок недействительными. Конечно, большую известность приобретают те из них, что связаны с изъятием крупных компаний, инфраструктурных сетей, производств.
Но если проанализировать сведения арбитражных судов и судов общей юрисдикции, в стране растет череда дел об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, в том числе у физических лиц именно по основаниям незаконной приватизации.
Это тысячи дел, и их число будет только расти, уверена Ирина Егорова, руководитель корпоративной и налоговой практики юридической компании «Интерцессия».
«Прокуратура нарабатывает практику. В деле о “Садах Майендорфа” они пошли только к части собственников, видимо, чтобы посмотреть, как суд и общественность отреагируют. Но от этого зависит, каковы будут последствия всех подобных исков», — Она подчеркивает, что по распоряжению генерального прокурора под пристальным вниманием находятся крупные земельные участки, здания, имеющие историческую ценность или стратегическое значение, недвижимость около водоемов — активы, которые когда-либо были приватизированы.
По мнению Ирины Егоровой, владельцы таких активов находятся в зоне риска, даже если они добросовестные покупатели, которые были не первыми владельцами. Прокуратуру, которая намерена признать ничтожной приватизационную сделку, длина цепочки собственников не интересует, а исковой давности, как показывает практика, нет.