Top.Mail.Ru
архив

Русское «баракко»

На одном из последних заседаний московского правительства мэр заметил докладчику (своему подчиненному), что не стоит делать вид, будто оптовый магазин Metro и дешевый магазин для ветеранов – это одно и то же. И что не надо врать о том, как неуклонно и полностью выполняются обещания, данные жителям-избирателям. Пафос понятен: выборы, то да се. Но вот насчет того, все ли обещания следует так уж буквально выполнять, стоит поговорить отдельно.

В последнее время большая часть старых «заколечных» (не в центре) московских микрорайонов застройки 50 – 60-х годов стала украшаться новой версией облегченного «техно». Проще говоря, в старых – зеленых, ухоженных – дворах начали как грибы расти алюминиевые конструкции барачного типа – гаражи-ракушки. Нет, они были и раньше. Но в таких количествах и расположенные в безобразно произвольном порядке, теперь эти разноразмерные коробки стали элементом местной архитектуры, придавая старым пяти- и девятиэтажкам вид дальних портовых пакгаузов. А микрорайону – вид барачного поселения.

Понятна радость владельца автомобиля, который может укрыть свое сокровище в металлическом контейнере. Сразу видна забота местных властей о небогатых владельцах машин. То обстоятельство, что в доме проживают, скажем, сто семей, которые совсем не разделяют восторг пяти-шести автовладельцев, местные власти волнует мало. Потому хотя бы, что за ракушку им обязательно будут благодарны, а вот представить себе «благодарность» за то, чтобы ее не ставили, довольно сложно. Не говоря уже о таком пустяке: стоимость квартиры в доме, который вместо деревьев окружен алюминиевыми коробками, снижается. На это уж точно, кроме владельцев квартир, всем наплевать. И еще одна немаловажная вещь. Стилизация московских микрорайонов под послевоенные бараки, плюс немалое количество коллекторов большого диаметра (которые в этих же районах проводятся не под землей, а по ее поверхности), вполне могут напомнить сцены из фильмов про землю после ядерного взрыва. И для подрастающего в этих местах поколения картина начинает выглядеть нормально и привычно, что со временем, несомненно, освободит президентский совет по культуре от утомительных обсуждений, ибо выросшим возле бараков культура ни к чему. И это не от несчастий или бедности, а от полезной доброты местных властей.

Беспорядочные гаражи-ракушки, практически облепившие дворы жилых домов, – это несомненное уродство. Во всяком случае, гаражные автостоянки, которые тоже мало напоминают галерею Уфиццы, хотя бы расположены в специально отведенном месте. Массовый снос этих стоянок и породил нашествие ракушек. Конечно, земля в Москве дорогая, на места автостоянок быстро приходят новые застройщики и инвесторы. А земля под ракушками выходит бесплатная: ясно, что владелец ограничивается «взносом» кому-то из местных чиновников. То есть индивидуальная помощь автовладельцам уродует среду обитания большинства остальных жителей.

У проблемы есть и еще одна сторона: держать машину на улице действительно не совсем разумно – угонят, разобьют-разворуют. И вот заботливые городские власти начали строить многоуровневые стоянки. Только стоит там квадратный метр от $700 до $1500. То есть практически столько же, сколько в новом жилом доме. Это пока еще не догадались там открывать фитнес-центры, фонтаны и кафе. Тогда, глядишь, можно достигнуть стоимости квадратного метра в каком-нибудь элитном комплексе на Остоженке. Ну кому объяснить, что не может стоить бетонный гаражный кубик почти столько же, сколько квартира?! Но не московский строительный комплекс имени В.И. Ресина и его застройщиков учить работать с себестоимостью одного квадратного метра. Тем более с учетом доли местных властей. Жизнь ведь гораздо шире. И действительно, как справедливо заметил Ю.М. Лужков, магазин Metro не похож на лавочку для ветеранов. Да и бокс в многоуровневом гараже – это все равно не квартира. И не надо говорить, что по цене это одно и то же.

А в результате получается, что проводимая городом политика замены компактных недорогих автостоянок на неподъемно дорогие многоуровневые боксы порождает дикое нашествие гаражей-ракушек и одновременно влияет на архитектурный облик отдельных районов столицы – московское русское «баракко».

Еще по теме