Top.Mail.Ru
архив

Сбербанк демонстрирует свою полезность

Можно сколь угодно долго критиковать Сбербанк за излишнюю консервативность, неповоротливость и даже некоторую финансовую неразборчивость. Все эти обвинения, наверное, имеют под собой основания. Но тем не менее нельзя не признать, что Сбербанк на сегодняшний день остается единственным источником долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Другие банки либо сами еле дышат, либо заняты политическими разборками, либо обслуживают только своих акционеров и аффилированные с ними структуры; наконец, они просто слишком малы, чтобы ссужать миллионы долларов на несколько лет. Фондовый рынок скорее жив, чем мертв. Обиженные после дефолта «западники» ждут исхода президентских выборов.

С недавних пор Сбербанк как будто бы сам осознал свою инвестиционную исключительность. Не случайно его президент Андрей Казьмин, который не имеет обыкновения часто общаться с журналистами, дал даже пресс-конференцию на тему «Инвестиции Сбербанка в экономику России».

Только за последние три месяца Сбербанк выдал кредиты компаниям «БАМО-стройматериалы» и «Тема» ($185 млн), «Северстали» ($50 млн), «Нижнекамскнефтехиму» ($20 млн), авиакомпании «Волга-Днепр» ( $5 млн), Иркутскому авиационно-производственному объединению ($3,5 млн). Завершается проработка схемы по кредитованию строительства геотермальной электростанции на Камчатке, осуществляемого «Геотермом». Банк участвовал в синдикате, предоставившем кредит «АЛРОСА». Собирается также совместно с ЕБРР участвовать в финансировании новой модели автомобиля представительского класса на Горьковском автозаводе и намерен войти в Национальный инвестиционный совет. Принято решение о кредитовании Лебединского ГОКа, Норильского горно-металлургического комбината, Бадаевского пивоваренного завода, компании «Афанасий-пиво».

Впрочем, возросшая инвестиционная активность Сбербанка едва ли объясняется внезапным прозрением его руководства или искренним желанием следовать озвученному президентом банка Андреем Казьминым принципу «Народные сбережения - для народа». Скорее всего, причина в том, что Сбербанк с некоторых пор испытывает переизбыток ресурсов. Как утверждает Казьмин, после кризиса возросли остатки на корпоративных счетах, поскольку многие клиенты обанкротившихся банков перешли в «Сбер». (В результате доля корпоративных счетов в пассивах увеличилась с 11% до 20%.) Между тем эти деньги уже не надо вкладывать в ГКО. И Сбербанк начал действовать по заветам авторов заявления от 17 августа.

Однако вполне возможно, что излишки у учреждения Андрея Казьмина образовались не только из-за посткризисного наплыва клиентов, но и за счет скрытой эмиссии, проводившейся минувшей осенью ЦБ, в том числе и для поддержания Сбербанка, который обязали расплачиваться с вкладчиками некоторых рухнувших банков. Последние (имеются в виду вкладчики, естественно) оказались на редкость сознательными. Большинство из них не стали забирать сразу свои деньги, а переоформили их уже в сбербанковские вклады. По всей видимости, такая сознательность обусловлена просто нежеланием толкаться в очередях или получать вместо валюты рубли по курсу, который был 31 августа 1998 года. Но, как бы там ни было, эти средства осели в пассивах Сбербанка.

Нельзя сбрасывать со счетов и политику. На упомянутой пресс-конференции Андрея Казьмина пытали по поводу выданного три года назад кредита «Медиа-Мосту». Мол, не имеет ли претензий к заемщику, подобно Внешэкономбанку? К тому же международные финансовые организации продолжают проявлять к Сбербанку нездоровый интерес. Всемирный банк потребовал провести его публичный аудит. МВФ вообще, как поговаривают, предлагает российским властям раздробить банк на несколько региональных банков якобы для улучшения конкурентной среды. Не случайно экс-министр финансов Михаил Задорнов, пользующийся немалым авторитетом в МВФ, был приглашен на должность советника президента Сбербанка...

Но Задорнов Задорновым, а сам Андрей Казьмин решил продемонстрировать, что и в своем нынешнем виде Сбербанк весьма эффективно распоряжается народными средствами и приносит пользу экономике.