Top.Mail.Ru
архив

Снимая чадру

«Долой чадру!», «Чадра, прочь!» – такими заголовками пестрели страницы многих западных газет после падения Кабула. Не совсем было понятно, констатация ли это факта, призыв или приказ. Это не могло быть констатацией, поскольку афганские женщины до сих пор ее носят. И действительно, газетные публикации резко контрастировали с телевизионными репортажами с мест событий. Если речь шла о призыве, то это довольно наивно. Западные газеты и журналы в Кабул не приходят. А если бы и приходили, вряд ли кто-нибудь их смог прочесть. Уровень неграмотности среди населения значительно превышает сегодня то, что было еще во времена советского вторжения в Афганистан.

Тогда, возможно, мы имеем дело с приказом. Тем более что совсем недавно бывший комиссар Европейского сообщества в Афганистане Эмма Бонино заявила в Риме, что среди министров нового кабульского правительства обязательно должны быть женщины. Вслед за этим госдепартамент США недвусмысленно дал понять, что в новом Афганистане «с женщинами должны больше считаться».

Если говорить о неспособности Запада понять (и уважать) тех, кто «отличается от нас», то вот вам красноречивый пример. Кричащие газетные заголовки фальшивы по той простой причине, что чадру для женщин придумали не талибы. Что, вполне очевидно, не является фактом для многих моих коллег-журналистов. Талибы всего лишь ужесточили уже существовавшие до них правила, в том числе и чадру для женщин. Дело в том, что чадру афганские женщины носили еще с древних времен исламизации страны. Причем женщины всех национальностей, а не только у пуштунов. Так было и десять, и двадцать, и сто лет назад. И, к нашему великому сожалению, чадру будут носить еще долго, несмотря на то что западные газетчики возвестили о том, что ее пора снять. И конечно же моджахеды, которые заняли сегодня Кабул, Мазари-Шариф, Герат и Джелалабад, не станут срывать чадру с лица афганских женщин.

Возможно, у кого-то – как в Риме и Вашингтоне, так и в Москве – вызовет раздражение напоминание о том, что единственным периодом в истории Афганистана, когда чадра перестала быть обязательным атрибутом женской одежды, были времена короля Дауда и особенно времена советской оккупации. Только тогда на улицах афганских городов (и, заметим, только городов) можно было заметить девушек и молодых женщин, одетых на западный манер, с макияжем на открытом лице, в мини-юбках, сводивших афганских мужчин с ума.

Пример, поданный советскими женщинами, оказался заразительным. Многие афганцы, прошедшие обучение в высших учебных заведениях СССР, находили вполне естественным, что в одежде и манере держаться их жены, подруги и знакомые ничем не отличались от женщин, которых они видели в Москве, Ленинграде, Киеве или Воронеже. На фабриках, построенных советскими специалистами, также работали женщины, которых можно было бы считать, используя западную терминологию, «эмансипированными». Если хотите, это было время перемен в афганском обществе. Тогда впервые в Афганистане стали строить многоквартирные жилые дома, похожие на советские пятиэтажки, которые сегодня именуются «хрущобами». Потребовалось время и определенная настойчивость со стороны тогдашних афганских властей, чтобы убедить глав семейств переселиться в расположенные друг над другом квартиры с большими окнами и единой общей лестницей. Такие жилища – с учетом афганских традиций – были абсолютно непривычны для большинства.

Но даже тогда одетые по-западному женщины были незначительным меньшинством среди тех, кто носил чадру. Поразительно, что в этом был хоть какой-то плюрализм. Было бы трудно ожидать большего – ведь даже это вызывало раздражение и протесты, особенно со стороны сельского населения. Многих такая «современность» не устраивала, и ей ожесточенно сопротивлялись. После падения весной 1992 года правительства Наджибуллы вошедшие в Кабул моджахеды со всей жестокостью стали приучать людей вести себя «скромнее», вплоть до того, что стреляли из автоматов и пулеметов по ногам женщин, посмевших появиться на улице в мини-юбке. Не прошло и десяти лет, как моджахеды вновь в Кабуле, но вряд ли стоит надеяться, что за это время они стали более терпимыми и «эмансипированными».

Спаси нас Бог от кретинов и невежд, которые в изобилии встречаются и среди журналистов. Но в данном случае мы имеем дело с чем-то большим, чем простое невежество. Речь скорее идет о колонизаторском высокомерии, проявившемся по отношению к чадре как к элементу афганских традиций. Отчасти именно из-за этого высокомерия нас не любят многие люди в так называемых странах «третьего мира». Не любят, потому что мы, высокомерные и самовлюбленные, не в состоянии с уважением относиться к чужой истории и чужим традициям.

Требовать, чтобы Афганистан (или любая другая страна, пусть даже не из исламского мира, которая не является частью западной цивилизации) следовал западной модели развития, по меньшей мере неразумно. Стремление навязать ее любой ценой неизбежно приводит к насилию. Не стоит забывать о том, что произошло в Иране, где правящая династия Пехлеви старалась всеми силами «модернизировать» страну по западным рецептам. Там, как мы помним, к власти пришел аятолла Хомейни. Но, похоже, эта история нас ничему не научила. После того как мы осудили коммунистов за насилие над историей, мы невольно следуем их методам. Становимся этакими «большевиками, срывающими чадру». И если мы будем по-прежнему двигаться к столкновению цивилизаций, вполне возможно, что, как и большевики, тоже бесславно проиграем. 

Еще по теме