Top.Mail.Ru
архив

Солдаты удачи

Для этих бизнесменов война если и не "мать родна", то уж точно источник неплохих заработков. Со времен освоения Америки, колонизации Индии и стран Юго-Восточной Азии, проходивших в том числе насильственным путем, частный капитал активно участвовал во многих вооруженных конфликтах. Сейчас частные вооруженные формирования используются повсеместно.

история бизнеса, история успеха, наемники
Покорение Америки происходило в основном за счет сил частных лиц. Хотя конкистадоры и действовали в интересах государства, основным их мотивом было личное обогащение: они могли бесплатно или за символические деньги получить в пользование захваченные земли и эксплуатировать живших на них людей, предварительно основательно обобранных в ходе захватнических походов. С 1600 г. по 1731 г., в колониальную эпоху, в странах Европы было учреждено семь Ост-Индских компаний, которым правительства предоставили монополию на торговлю товарами из колоний. За это компании содержали военные отряды, силой присоединявшие к метрополиям все новые земли.

Казачий атаман Ермак Тимофеевич завоевывал Сибирь по договоренности и при материальной поддержке купцов Строгановых, видевших в том предприятии солидную выгоду.

Частные вооруженные формирования еще несколько раз всплывали в многочисленных столкновениях в истории человечества, и никогда это нельзя было назвать честной войной.

Первая в новейшей истории частная военная компания Watchguard International была создана в 1967 г. в Великобритании. Ее основателем стал полковник британского спецназа в отставке Дэвид Стерлинг. Первый крупный контракт на услуги частных военных был заключен в 1974 г., когда правительство США прибегло к помощи сотрудников Vinnell Corp., принадлежащей концерну Northrop Grumman, для подготовки солдат Национальной гвардии Саудовской Аравии, задействованных на охране нефтяных месторождений. Сумма сделки составляла $0,5 млрд.


Африканские "дикие гуси"

Не очень спокойная во второй половине XX в. Африка стала первым театром, где деятельность частных военных коммерческих структур приняла массовый характер. Пожалуй, самой известной организацией, сотрудники которой поучаствовали во многих переделках на Черном континенте и приобрели при этом, мягко говоря, неоднозначную репутацию, стала компания Executive Outcomes из ЮАР. Ее основал в 1989 г. ветеран спецназа Ибэн Барлоу, также существенную роль в ее становлении и развитии сыграл другой экс-военный - Лаффрос Луитинг, отвечавший за рекрутинг. В разные годы в Executive Outcomes работали от 500 до 3000 сотрудников, набиравшихся из бывших военных и полицейских. Известность к фирме пришла в 1993 г., когда к Executive Outcomes обратилось правительство Анголы, с 1975 г. раздираемой гражданской войной. "Частники" были призваны помочь установить хоть какой-то порядок, а также наладить боевую подготовку в частях сухопутных войск и обучение пилотов военно-воздушных сил. В итоге стороны подписали два контракта, на $40 млн каждый. Компании было предоставлено несколько самолетов МиГ-23, вертолетов Ми-17 советского производства и два транспортных Boeing 727. В результате группировка UNITA, основной оппонент властей, была столь ослаблена, что в 1996 г. вынужденно пошла на переговоры.

Параллельно солдаты Executive Outcomes воевали в Сьерра-Леоне, где с 1992 г. по 1996 г. тоже полыхала гражданская война. Около 300 сотрудников компании участвовали в боестолкновениях в течение всей войны, результатом которой стала полная победа правительства. Цена этой победы применительно к услугам Executive Outcomes составляла ежемесячную выплату в размере $1,2 млн, а успешные боевые операции оплачивались отдельно. Максимальная зарплата сотрудника составляла $13 000 в месяц, годовой доход самой компании оценивался, по информации разных источников, в $25-40 млн.

Кроме боевых действий, Executive Outcomes занималась также обеспечением охраны алмазных месторождений компании De Beers и нефтедобывающих комплексов Texaco и Chevron. 1 января 1999 г. Executive Outcomes официально прекратила свое существование в связи с принятием в ЮАР закона Foreign Military Assistance Act, запрещающего наемничество.


Генеральский бизнес

Еще одна частная военная компания "засветилась" на территории бывшей Югославии. Ее основали восемь ветеранов американской армии. Military Professional Resources Incorporated (MPRI) была учреждена в 1987 г. в Александрии (США), и среди ее учредителей значились бывший командующий американскими войсками в Европе Джон Гэлвин, экс-командующий силами специального назначения США Джеймс Линдси и Эд Сойстер, в прошлом шеф армейской разведки. Непосредственное руководство компанией осуществлял Карл Вуоно, ранее командовавший 18-м воздушно-десантным корпусом США.

В 1994 г. правительства США и Хорватии подписали договор о сотрудничестве в военной области. Для выполнения условий этого соглашения американской стороной и была использована MPRI. Специалисты компании должны были заниматься подготовкой вооруженных сил Хорватии и участвовать в планировании боевых операций против Сербии. Также сотрудники MPRI обеспечили и получение хорватскими военными данных от американских военных спутников и беспилотных летательных аппаратов.

В 1998-1999 гг. сотрудники MPRI работали в Албании, где готовили боевиков, воевавших в Косово. Позднее, в 2010 г., две адвокатские конторы США, действуя по доверенности от пострадавших от деятельности MPRI 200 000 сербов, вчинили компании иск на $10 млрд для возмещения убытков, из расчета по $25 000 на каждого человека, лишившегося жилья во время военных действий.

Сотрудники MPRI действовали также в Экваториальной Гвинее и Нигерии, где в 1998 г. проводили реформирование армий. В 2001 г. они с той же целью появились в Ираке, а в 2003 г. - в Афганистане. Есть сведения, что инструкторы компании в 2008 г. обучали спецназ Грузии, получая при этом $2000 в неделю. Годовой оборот MPRI оценивается на данный момент более чем в $100 млн, чистая прибыль составляет примерно $15 млн.


В мутной воде

Самой экономически успешной стала частная военная компания, называвшаяся сначала Blackwater, затем Xe Services LLC, а с января 2010 г. Academi. Blackwater основана в 1997 г. в Северной Каролине двумя бывшими офицерами военно-морского спецназа США Эриком Принсом и Элом Кларком. До 2001 г. она занималась оказанием охранных услуг частным лицам, но с началом войны в Ираке практически полностью переключилась на выполнение заказов американского правительства. С 2001 г. по 2006 г. сумма контрактов от властей США выросла с $736 000 до $600 млн. В лучшие годы 95% доходов компании составляли деньги от контрактов на выполнение задач в Ираке. За эти деньги работники Blackwater охраняли на территории Ирака иракских и американских официальных лиц, сопровождали армейские грузы, несли караульную службу на военных объектах, а также занимались обучением иракских военных и выполнением разных "деликатных" заданий, о которых имеются лишь отрывочные сведения. Всего компанией были задействованы свыше 10 000 человек, из которых 780 погибли. Первые потери Blackwater понесла в 2004 г., когда погибли четверо ее сотрудников.

Мировую известность компания обрела в связи с инцидентом, случившимся 16 сентября 2007 г. В тот день ее сотрудники, входившие в состав конвоя с дипломатами Госдепа США, спровоцировали перестрелку на центральной площади Багдада, в результате чего погибли 17 мирных жителей. Дальнейшее расследование выявило участие солдат Blackwater еще более чем в 200 немотивированных боестолкновениях и стойкую их привычку открывать огонь на поражение первыми.

Имели место инциденты и с российскими дипломатами, и даже с военными армии США. Правда, до стрельбы дело не доходило. Тогда же прозвучали в адрес компании и обвинения в контрабанде оружия. Каждый день пребывания сотрудника Blackwater в Ираке обходился казне США в среднем в $1200 (для сравнения: зарплата кадрового военного, выполняющего те же задачи, колебалась от $140 до $190 за тот же срок).

В 2009 г. Эрик Принс оставил руководство компанией, сохранив за собой место председателя правления. Сейчас прямой "наследницей" Blackwater, называемой Academi и имеющей в своем распоряжении, помимо 21 000 сотрудников, весь спектр боевого стрелкового оружия, бронетранспортеры и транспортные вертолеты, руководит Джозеф Йорио.


Закон не писан

Количество частных военных компаний год от года лишь растет. На данный момент несколько сотен таких организаций из пятидесяти стран сформировали рыночный сегмент объемом более чем $100 млрд. Спектр их деятельности включает в себя обезвреживание минных полей в местах прошедших конфликтов, всевозможные охранные услуги, сопровождение грузов и тыловое обеспечение воюющих армий, наем и обучение персонала силовых структур, борьбу с пиратами, разведывательную деятельность и многое другое, причем не всегда легальное. Использовать частную компанию в войне нередко оказывается дешевле, чем разворачивать и снабжать регулярную армию: ее персонал гораздо лучше подготовлен к выполнению любых задач и способен быстро и эффективно их решить, профессионально применяя самое сложное оружие. Потери частных армий не входят в официальную статистику конфликтов, в случае пленения сотрудник частной компании не получает статуса военнопленного, он может быть подвергнут пыткам или казнен без суда. С другой стороны, неопределенный статус частных военных структур не позволяет трактовать их действия как военные преступления, кроме того, правительства, воспользовавшиеся их услугами, далеко не всегда могут полностью их контролировать, что открывает обширное поле для злоупотреблений.


Плен по всем правилам

Женевская конвенция об обращении с военнопленными была подписана 27 июля 1929 г. и вступила в силу 19 июня 1931 г. Согласно документу, лица, взятые в плен на поле боя, должны быть эвакуированы из зоны боевых действий, причем определена даже максимальная продолжительность дневного марша и обязательное уведомление противника о количестве плененных через СМИ. Личные вещи, деньги и обмундирование пленного должны оставаться при нем. Запрещается содержание военнопленных в зонах с неблагоприятным климатом, а также в антисанитарных условиях и в помещениях, не отвечающих нормам пожарной безопасности. Рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении, наказания в виде лишения еды запрещены. В лагерях военнопленных должны быть лавки по торговле продуктами и предметами обихода, помимо этого, отдельно оговариваются обязательное наличие лазарета и обязательный ежемесячный медосмотр. Пленный может свободно отправлять любые религиозные обряды, занятия спортом поощряются. Любопытно, что пленный имеет даже право на денежное довольствие, соответствующее званию, и может отправлять часть его на родину, равно как и получать письма и посылки из дома. Военнопленный должен трудиться не дольше местного населения, иметь один выходной в неделю и обеспечиваться спецодеждой за счет "принимающей стороны". По окончании военных действий все захваченные должны быть в кратчайшие сроки отправлены на родину, в случае тяжелого ранения или болезни возвращение могло произойти и раньше. 12 августа 1949 г. была принята еще одна Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны.