Top.Mail.Ru
бизнес

Ставка на доставку

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Одним из открытий периода пандемии коронавируса стало удобство заказа продуктов на дом. Изначально вынужденная мера перекочевала в привычку многих россиян и после снятия ограничений. Как следствие, конкуренция на рынке e-grocery серьезно обострилась. Журнал «Компания» изучил данные главных игроков сферы доставки и выяснил, как изменились их показатели за год. 

Весной в тройке крупнейших компаний сектора сменился лидер. Впервые за 13 лет онлайн-ритейлер «Утконос» уступил место X5 Retail Group. Другие сервисы набирали обороты не менее активно. К примеру, «Самокат» ежемесячно открывал по 20–30 dark store (распределительных центров, которые поставляют продукты исключительно для онлайн-покупок — Прим. «Ко»).

Чтобы понять, как менялась ситуация на рынке, мы сравнили показатели четырех сервисов доставки. Важно, что данные запрашивались только по Москве. Как и предполагалось, нагрузка на столичные сервисы увеличилась многократно. В некоторых случаях аудитория доставщиков выросла более чем в два раза.

Запасавшиеся продуктами москвичи существенно расширили продуктовую корзину. В периоды ажиотажа средний чек мог достигать 6,5 тысячи рублей. Часть игроков рынка повышенный спрос заставил расширить штат курьеров с нескольких сотен до нескольких тысяч сотрудников. А популярностью у клиентов пользовались базовые продукты питания: хлеб, яйца, молоко и вода.

Доставка продуктов на дом. Основные игроки

«Яндекс.Лавка» 

Одним из самых заметных игроков рынка является «Яндекс.Лавка». IT-гигант занялся разработкой сервиса незадолго до пандемии и начал его тестировать в марте 2019 года. Полноценный запуск проекта случился в июне того же года. Теперь «Лавка» охватывает Москву и Подмосковье, Петербург и Ленобласть, а также Нижний Новгород.

За первые месяцы пандемии аудитория «Яндекс.Лавки» и «Яндекс.Еды», которая доставляет еду из ресторанов, выросла на 120%. К декабрю заказов стало почти в 10 раз больше, чем год назад. Постепенно москвичи начали расширять корзину продуктов, которые заказываются за один раз. Средний чек вырос на 17%, сообщили журналу «Компания» в пресс-службе. Но сам размер чека в компании не называют.

Сколько курьеров трудится в московской «Лавке», тоже неизвестно. Однако в сервисе похвастались улучшением условий для сотрудников. В Москве курьеры — партнеры «Лавки» могут заработать до 25 тысяч рублей в неделю. «Самозанятые получают ежедневные выплаты, а также в сервисах действуют бонусы для всех новых курьеров-партнеров и если они порекомендуют друга», — сказали журналу «Компания» в пресс-службе.

Поначалу «Лавка» доставляла заказы за 15 минут. Позже время доставки увеличилось до 25–35 минут, а некоторые жаловались, что ждут свой заказ больше часа. В самой «Лавке» среднее время доставки называть не стали, но рассказали, что чаще всего у нее заказывают яйца собственной торговой марки, лимоны и бананы, а также воду и молоко. 

Во втором квартале сервис впервые рассказал о своей выручке. За этот период она достигла 2,3 млрд рублей. По итогам третьего квартала «Лавка» выручила еще 2,5 млрд. Годовых результатов у сервиса пока нет. 

«Самокат» 

Не менее известным сервисом доставки является «Самокат». В 2018 году его запустили бывшие топ-менеджеры «Почты России» и «Магнита». Поначалу сервис работал только в Санкт-Петербурге, а сегодня — уже в Москве, Казани и Нижнем Новгороде. Область его доставки также охватывает Подмосковье и Ленобласть.

В прошлом году популярность «Самоката» непрерывно росла. В январе 2020-го сервис доставил в Москве более 100 тысяч заказов. К ноябрю этот показатель достиг 1,5 миллиона.

Чтобы справиться с растущими аппетитами москвичей, сервис значительно нарастил штат курьеров. В начале года заказы доставляли 638 сотрудников «Самоката», а к концу года их стало почти в девять раз больше — 5655 человек. В приложении сервиса сказано, что заказы в среднем доставляются за 15 минут. В пресс-службе «Компанию» заверили, что в реальности среднее время доставки именно такое.

Финансовые результаты «Самокат» не раскрывает, но, по подсчетам vc.ru, оборот сервиса за год может превысить 9 млрд рублей. Что касается самых популярных товаров, то в пандемию москвичи чаще всего заказывали белый хлеб и воду. Вслед за ними в топ-5 вошли куриные яйца, молоко и мандарины, выяснила «Компания». 

Доставка продуктов, Топ-5 товаров

igooods 

Еще один участник нашей подборки — сервис с петербургскими корнями igooods. Братья Григорий и Дмитрий Кунисы запустили его в 2014 году. Сервис работает более чем в 30 городах России, от Калининграда до Сургута. Он сотрудничает с 70 гипермаркетами, среди которых «Ашан», METRO, «ВкусВилл» и другие.

Перед тем как сделать заказ, клиент выбирает на сайте или в приложении igooods магазин. После этого он формирует свою продуктовую корзину. Затем персональный закупщик покупает эти товары и передает их курьеру. Сроки доставки у igooods значительно дольше, чем у «Лавки» или «Самоката», и составляют 90 минут.

В пресс-службе сервиса уточнили, из чего складывается эта цифра. По 40 минут отводится на сборку и доставку заказа, а еще 10 — на непредвиденные обстоятельства. Из-за задержек в период изоляции средняя скорость доставки igooods за год выросла до 138 минут, однако с июня задержек в работе сервиса не наблюдалось.

Введенные в Москве ограничения стимулировали приток в igooods новых клиентов. За год приложение сервиса скачали 817 тысяч раз. В начале 2020 года сервис ежедневно доставлял в Москве порядка 3,5 тысячи заказов, а с введением режима самоизоляции эта цифра выросла вдвое — до 6–7 тысяч.

Средний чек в столице тоже менялся в зависимости от эпидситуации. Весной на нем сказался ажиотажный спрос, когда люди бросились в магазины, опасаясь дефицита. Тогда средний чек в Москве подскочил до 6,5 тысячи рублей, хотя в обычное время составляет порядка 3,6 тысячи, сообщили журналу «Компания» в igooods. 

На данный момент сервис работает без прибыли, сказали в пресс-службе. Его годовой оборот составил 7,935 млрд рублей. Что касается числа клиентов, то здесь igooods сравнивает нынешние показатели с данными двухлетней давности. К февралю 2021-го аудитория сервиса выросла в 2,5 раза.

В настоящий момент он насчитывает 470,5 тысячи клиентов и 614 курьеров (весной их было 950). Самыми популярными товарами-2020 стали бананы, охлажденная курица, хлеб, творог и молоко. 

«Утконос»

Онлайн-гипермаркет «Утконос» вышел на рынок в начале 2000-х. В 2012–2013 годах сервис признавался третьей по выручке интернет-компанией в России. Территория его доставки охватывает Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленобласть. Также «Утконос» работает в Туле, Калуге, Твери и Малоярославце.

Прошедший год стал для сервиса одним из самых успешных. Темпы его роста оказались самыми высокими за всю его историю. «По итогам 2020 года Утконос ОНЛАЙН достиг рекордных финансовых результатов. Продажи компании, включая направления B2B и “Доставка в продуктоматы”, выросли до значения 16,4 млрд рублей, что на 66% больше результатов 2019 года», — сообщили журналу в пресс-службе сервиса.

За год число заказов у «Утконоса» выросло более чем в полтора раза. В среднем сервис доставлял 10 тысяч заказов в день. В 2020 году заказы в «Утконосе» оформили свыше 340 тысяч покупателей. На московском рынке в компании трудились более 1200 курьеров.

Выполнение заявок в «Утконосе» происходит с интервалом в несколько часов. Весной прошлого года клиентам предложили быструю доставку — от двух часов с момента оформления заказа. Средний чек за год вырос на 9%. Теперь он составляет 6147 рублей.

По аналогии с igooods наиболее востребованным товаром у «Утконоса» стали фрукты и овощи. Однако в сервисе не уточнили, какие именно продукты люди заказывали чаще всего. Помимо этого, популярностью пользовались категории «Молочные продукты» и «Мясо». Также люди закупались различными напитками и сыпучей бакалеей.