Top.Mail.Ru
архив

«Тату» наоборот

Окрыленная успехом группы «Тату» на Западе, звукозаписывающая компания UniversalMusicRussia идет на штурм американских хит-парадов с новым российским проектом – мальчиковым дуэтом Smash. «Тату» принесла Universal $16 млн. Но значит ли это, что за рубежом полюбили русскую эстраду и что экспорт музыкальных проектов теперь можно поставить на поток?

 

Ежедневно в маркетинговый отдел российского представительства компании UniversalMusic приходят десятки демокассет. 99,9% из них сразу же отсеивается. Но записанные в домашней студии 16-летним Владом Топаловым и 18-летним Сергеем Лазаревым песни специалистам из Universal понравились. «Нас впечатлили их вокальные данные, а также огромное обаяние, – рассказывает директор по маркетингу UniversalMusicRussia Ася Калясина. – Именно за это их теперь любят миллионы российских поклонниц».

Впрочем, Universal рассматривает Россию лишь как трамплин, у компании далеко идущие планы в отношении Smash. «На Западе вновь популярно все русское, достаточно заглянуть в модные журналы. Так что успех «Тату» в какой-то степени закономерен и уж точно может быть повторен», – считает Калясина.

 

Нас не догонят?

Одна из песен дуэта, так понравившегося Universal, уже успела обрасти по-американски сказочной историей. По легенде, Belle из мюзикла NotreDame была записана Владом и Сергеем ко дню рождения отца Влада – Михаила Топалова, президента группы компаний InSpaceGroup и по совместительству советника председателя Счетной палаты РФ. Топалов-старший знал о талантах сына и его друга давно – мальчики пели в детской группе «Непоседы», так же как солистки «Тату», – но только после того дня рождения он решил всерьез заняться музыкальной карьерой сына.

Сам Михаил Топалов тоже когда-то мечтал стать звездой. В 1970-х он играл в группе «Четвертое измерение», работал с «Араксом». Тем не менее, встав перед выбором: заниматься музыкой или делать политическую карьеру, Михаил остановился на втором пути и поступил в Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР, которое курировал лично зять Брежнева Юрий Чурбанов. Там он, кстати, и познакомился с Сергеем Степашиным, нынешним председателем Счетной палаты. Получив высшее образование, Михаил долгое время служил в отделе подготовки зарубежных специалистов Главного управления кадров и учебных заведений МВД. В 1993 году он ушел из милиции и основал компанию InspaceConsulting, занимавшуюся среди прочего разработкой спутниковой техники и участвовавшую в создании системы «НТВ-Плюс». Михаил Топалов старается держаться в тени и подчеркивает, что стать звездами «смэшам» помогает Universal, а не он, хотя до подписания контракта с рекорд-компанией продюсированием проекта занимался именно Топалов-старший.

С ним же и связались в первую очередь представители Universal, прослушав присланную кассету. Уже через несколько месяцев Smash (в переводе с английского «сокрушительный удар») заключили контракт с Universal на выпуск трех альбомов – до них из российских исполнителей такой чести удостаивались только достаточно раскрученные Алсу, Дмитрий Маликов и «Тату».

На должность менеджера группы, то есть человека, непосредственно представляющего интересы исполнителя перед звукозаписывающей компанией, Universal рекомендовала Саймона Непьер Белла, в свое время «слепившего» из юных Джорджа Майкла и Эндрю Риджили популярный дуэт Wham!. По словам Калясиной, известного менеджера заставило поверить в Smash то же, что и Universal: вокальные данные, личное обаяние и хороший английский.

Отправной точкой в продвижении Smash стала победа на возрожденном в Юрмале фестивале молодых исполнителей «Новая волна» летом 2002 года. «До этого музыкальные каналы крутили первый клип Smash на песню ShouldHaveLovedYouMore как-то несмело, хотя и знали, что это наш проект, в который мы готовы инвестировать, – рассказывает Ася Калясина. – После победы в Юрмале у ребят появились толпы поклонниц, и телеканалы, включая MTV, как прорвало». А потом появились клип на песню Belle и одноименный сингл. По данным Universal, с момента выпуска этого сингла в октябре 2002 года уже продано 8200 копий. Для сравнения: сингл Алсу Solo, который был выпущен три года назад и признан самым продаваемым синглом российского исполнителя за всю историю нашего шоу-бизнеса, разошелся тиражом 86 000 копий. Но представитель Universal замечает: за последние три года цены на рынке выросли, и пластинки Smash продаются дороже Алсу, так что «прибыли по этим двум проектам полностью соотносимы».

Почти сразу же после Юрмалы начались гастроли Smash по России, а в феврале 2003 года Филипп Киркоров пригласил Smash присоединиться к его гастролям по семи городам США. Для компании Universal гастроли дали дополнительную возможность продемонстрировать группу американским партнерам. По словам Калясиной, найти партнера для записи американского альбома Smash оказалось легче, чем в случае с «Тату». «Успех российских артистов на Западе во многом зависит от элементарного везения, от умения попасть в нужное время в нужное место, – говорит директор по маркетингу UniversalMusicRussia. – В случае с «Тату» нам отказали пять компаний, и только шестая, InterscopeRecords, сказала «да». Теперь первые пять компаний кусают локти. Так и со Smash: нам важно было найти единомышленников – коллег в собственной компании, продюсера в Америке».

В середине марта в России вышел дебютный альбом Smash, выпущенный в двух вариантах – дорогом (издан ограниченным тиражом, прилагается DVD с клипами группы) и обычном. По словам Калясиной, продажи дорогого диска (цена – $8) в первый же день составили тысячу экземпляров, обыкновенного (около $5) – десятки тысяч.

Прежде чем появиться на прилавках американских супермаркетов, альбом подвергнется серьезной доработке, несмотря на то что все песни записаны на английском языке. По утверждению Калясиной, инвестиции Universal в проект Smashуже составили сотни тысяч долларов: приобретение прав на одну песню у западных авторов стоит от $5000 до $15 000, съемка клипа – около $50 000 (а на сегодняшний день у Smash три клипа).

Вернуть деньги Universal надеется после выхода второго альбома дуэта. Так произошло, например, с проектом «Тату». По предварительным подсчетам, доход Universal от продажи второго альбома «Тату» на Западе составил около $16 млн. Учитывая, что вложения в продвижение группы составляют $1 млн – максимум $2 млн, сомневаться в прибыльности проекта не приходится. Осталось только понять, сможет ли Smash повторить успех «Тату».

 

Русская рулетка

Серьезное отличие Smash от «Тату» заключается в том, что за мальчишеским дуэтом не стоит никакой концепции. Козырная карта «Тату» – однополый подростковый секс – участниками Smash, по крайней мере пока, не разыгрывается.

Ася Калясина говорит, что любая концепция – повод для упреков в надуманности. «Концепция необходима проекту, которому больше нечем привлечь к себе внимание. А Smash – это просто артисты, ребята, которые хотят и умеют петь, им не нужно ничего придумывать, навязывать», – считает директор по маркетингу UniversalMusicRussia.

Тем не менее отсутствие пресловутой концепции скорее мешает Smash, нежели помогает. Так считает, например, Андрей Лукинов, исполнительный директор «Продюсерского центра Игоря Матвиенко» (группа «Иванушки International»): «Я не вижу в Smash какой-то яркой «фишки» вроде той, что присутствует в проекте «Тату». А без нее конкурировать с такими же американскими и британскими группами будет очень сложно. Если они надеются проехать на волне якобы существующей моды на все русское, то ее нет. Так что пока Smash – это два худых Баскова для российских тинейджеров, не более», – полагает Лукинов.

Однозначно ответить на вопрос, станет ли Smash звездой мировой величины или группу ждет серьезный успех только на российском рынке, эксперты затрудняются.

Иван Шаповалов, продюсер группы «Тату», по собственному признанию, моды на музыку и исполнителей из России не чувствует, но считает, что Universal удастся раскрутить Smash на Западе. А, например, продюсер Joint Recording Company Валерий Алборов уверен, что успех «Тату» «смэшам не грозит»: «О качестве наших музыкантов и о поп-индустрии в целом говорить всерьез пока что смешно. Мне кажется, «Тату» взяли эпатажем и смелым имиджевым ходом, своеобразной энергией в музыке, но не качеством исполнительского мастерства, музыкой и аранжировками».

По мнению Тофика Садыхова из конкурирующей с Universal рекорд-компании BMG, успех Smash во многом будет зависеть от слаженности действий всей команды, работающей над проектом, правильного менеджмента и серьезных инвестиций. «Шоу-бизнес, несмотря на все «формулы успеха», во многом еще и «русская рулетка», риск, правда зачастую уже заранее просчитанный», – говорит Садыхов. Повезет ли Universal в этой рулетке, станет понятно уже осенью, когда выйдет американская версия первого альбома Smash.

Еще по теме