Top.Mail.Ru
архив

Виллами по водe

 

НедвижимостьНа аренду вилл и апартаментов приходится около 15–20% рынка индивидуального туризма, при этом сегмент растет на 10–15% в год. Однако компаний, предлагающих на выбор более 3000 объектов недвижимости, единицы, 100 – 500 предложений – примерно у десятка фирм. Дело в том, что развивать этот бизнес в России игрокам пока довольно сложно. Так, петербургская компания «АМТ», владеющая тремя проектами по зарубежной недвижимости, в октябре прошлого года объявила об открытии филиала в Москве. Но у АМТ не получилось создать самостоятельную московскую фирму – офис пришлось закрыть через несколько месяцев.

 

На деревню к дедушке

Компания «АМТ» считается одним из старожилов этого рынка, так как начала свою работу еще в 2002 г., запустив портал по самостоятельной аренде квартир в Санкт-Петербурге. На тот момент сегмент был прерогативой агентств по недвижимости, наценка которых доходила до 100%. По словам генерального директора АМТ Дмитрия Рабкина, их проект, как и другие первые интернет-проекты, был малобюджетной попыткой сделать что-то новое. При этом АМТ брала меньшую наценку – 15–20% и наняла профессиональных сотрудников, что привлекало клиентов. Затем технологии, отработанные на квартирах в Северной столице, решено было направить на новый проект по аренде коттеджей в Финляндии. Проект стартовал успешно, и на сегодняшний день в его базе уже 5000 коттеджей в различных регионах Финляндии. В 2007 году АМТ запустила также порталы по летней аренде вилл и апартаментов в Европе и аренде квартир в европейских столицах, в основном в Испании, Италии, Черногории и Болгарии. По собственным оценкам АМТ, каждый портал ежедневно посещают около 1000 человек, из них 2–3% пишут заявки. 50% «заявившихся» становятся клиентами.

Следующим шагом в развитии компании должно было стать открытие московского представительства, однако добиться такого же успеха в столице АМТ не удалось. В настоящий момент, по словам Дмитрия Рабкина, АМТ выполняет «ограниченный ряд функций»: вся работа с московскими клиентами идет из Санкт-Петербурга, а в Москве можно только заключить договор и оплатить услуги компании. «Нам не хватило сил открыть офис как самостоятельную фирму. Для открытия новой фирмы в Москве нужно, чтобы ее руководство посвятило этому большое количество времени», – объясняет Дмитрий Рабкин. По словам заместителя руководителя GDN Property Нелли Моисеенко, столичный потребитель достаточно избалован разнообразием предложений и богатым выбором стран для туризма. Однако причины поражения АМТ на рынке Москвы могут быть гораздо глубже.


Сколько стоит аренда

Исходя из оценок опрошенных «Ко» экспертов, стоимость аренды для отдыха за границей варьируется в очень широком диапазоне. Если не брать в расчет совсем бюджетные студенческие варианты и спецпредложения, то нижняя планка – это, к примеру, 6000 рублей в неделю за апартаменты на горнолыжном курорте или $200 за виллу в Индии. Верхняя планка – понятие очень относительное, но, например, поместье с несколькими гектарами земли на Лазурном берегу может обойтись арендателю в 150 тыс. евро в неделю. Впрочем, тот же Лазурный берег располагает и «скромными» вариантами – от 1500 евро в неделю. По оценкам GDN Property, в настоящее время страной – лидером по рентабельности от сдачи в аренду является Турция: в среднем доходность составляет 5–6% годовых.


 

Конкурентное поле

Глава АМТ характеризует свою компанию как агентство по продаже средств индивидуального отдыха, но в целом ее можно отнести к туроператорам, специализирующимся на аренде недвижимости за рубежом. На сегодняшний день одним из крупнейших игроков в этом сегменте является швейцарская Interhome, в арсенале которой более 32 000 объектов в 27 странах мира. В Россию компания вышла только в 2007 году. «Для Европы это обычный стиль отдыха, – рассказывает Наталья Кулигина, директор по маркетингу и продажам Interhome в Москве. – Для нас он был непонятен, но во время кризиса все изменилось: спрос на наши объекты вырос в несколько раз». В основном Interhome работает с владельцами, однако сотрудничает также с агентствами, управляющими компаниями и пр. При этом Наталья Кулигина отказалась озвучивать условия сотрудничества, сославшись на коммерческую тайну и отметив, что они адаптируются к местным условиям. По словам директора агентства зарубежной недвижимости «Евро-Резидент» Софии Аксютиной, комиссия на этом рынке составляет около 10–15%. Преимущество туроператоров – в гарантиях туристам и технологиях обслуживания. Однако система в целом продвинулась еще очень слабо. «Самое сильное наше качество – это онлайн, которого ни у кого практически нет. У нас есть собственная система онлайн-бронирования, действующая в разных странах, а наличными клиенты платят все меньше и меньше», – подчеркивает Наталья Кулигина.

Между тем связаться с владельцами вилл можно также через порталы рекламных объявлений, которые, по сути, выступают агрегаторами большого количества предложений, однако ответственности за своих арендодателей не несут. Один из них – русскоязычный портал Datscha-Booking (часть международного проекта в сфере онлайн-туризма), запущенный в 2006 г. в Германии. На сегодняшний день на портале размещено более 100 000 предложений по аренде по всему миру – от Аляски до Австралии. По словам главного редактора Datscha-Booking Ильи Калачева, Россия изначально была интересна авторам проекта как огромный рынок с большим потенциалом. Арендодатели платят 99 евро в год за размещение одного предложения, а пользователи портала видят при этом фотографии, условия проживания, размер залога. «Главная неприятность, с которой сталкиваются туристы, заключается в том, что фото недвижимости может не соответствовать действительности. Это как на сайте знакомств: при реальной встрече с избранником выясняется, что он разместил в Интернете вовсе не свое, а более привлекательное фото. И это серьезная опасность. А в отличие от туроператора, который может заменить вам дом на другой, владелец этого не сделает», – рассуждает Наталья Кулигина. Однако подобные посредники не зарабатывают непосредственно на туристах, что делает их привлекательными для желающих сэкономить на свой страх и риск.

На данный момент рынок создают компании, специализирующиеся на предоставлении такого рода туруслуг. Однако определенную конкуренцию им могут составить иностранные девелоперы, продающие свои проекты в РФ, а также агентства недвижимости в России – отечественные и зарубежные. Например, как рассказал «Ко» директор по развитию бизнеса российского представительства кипрского застройщика Pafilia Сергей Филатов, когда компания разместила на своем русском сайте раздел «аренда», офис был парализован постоянными звонками. В результате интернет-страницу пришлось убрать и в дальнейшем перенаправлять подобные запросы в управляющую компанию, однако российский проект по-прежнему в планах компании. При этом, по словам эксперта, любой арендатор – это в принципе потенциальный покупатель для Pafilia. По данным Кипрской организации по туризму, из 100% всех приезжающих туристов 52% останавливаются в частном секторе. По словам Софии Аксютиной, часть клиентов предпочитает пожить на вилле, перед тем как ее купить. Если сравнивать цены по аренде и покупке, то, по подсчетам директора департамента инвестиций в зарубежную недвижимость IntermarkSavills Игоря Индриксона, годовая аренда в Европе составляет около 4% от стоимости жилья. По данным партнера, директора департамента жилой недвижимости Chesterton Екатерины Тейн, в среднем неплохую виллу в престижном месте можно арендовать за 30 000 – 40 000 евро в месяц, при продаже такой объект будет стоить порядка 5 – 6 млн  евро.

 

Места у моря

Исследования издания «Prian.Ru – Недвижимость за рубежом» показали, что ниша аренды зарубежной недвижимости в Интернете на данный момент занята слабо, и значительная часть потенциальных клиентов не могут найти подходящих предложений и компаний. «Причин этому несколько, – рассказывает генеральный директор проекта Prian.Ru Михаил Келим. – Самая важная из них заключается в том, что пока не существует интегрирующего ресурса по аренде, который предлагал бы полный срез предложений и не был бы ангажирован определенной компанией и – одновременно – был бы максимально удобен в использовании». У потенциальных клиентов много опасений, и им надо дать почувствовать, что предложению можно доверять. При этом российским партнерам зарубежных компаний очень сложно: нужно быть на 100% уверенными в том, что клиента встретят представители другой стороны, поселят и так далее. «В результате любого сбоя в цепочке пострадает репутация российской компании. Аренда также предполагает большой объем работы с клиентом в России: под это требуется большой штат, целая система, и не все хотят в это «ввязываться», учитывая, что сумма на выходе не так велика по сравнению с продажей дома», – поясняет эксперт. Еще одна опасность, о которой свидетельствуют участники рынка, для отечественного игрока заключается в том, что, выбрав через него заветную виллу, турист может связаться через его голову с компанией за границей, чтобы сэкономить в итоге на посреднике.

Заработать же на аренде наши компании, профилирующиеся на недвижимости, могут в среднем столько же, сколько туроператоры: комиссия составляет 10–15% от суммы аренды. «Немногие агентства целенаправленно развивают этот сегмент, – соглашается Екатерина Тейн. – Дело в том, что достаточно сложно заниматься арендой зарубежной недвижимости на расстоянии. Должен быть опыт работы в стране, наработанные связи или представительство». Тем не менее некоторые участники рынка считают нишу очень перспективной. «Поскольку прошедший год показал активный рост спроса на аренду за рубежом – более 26%, мы усиленно развиваем данное направление и считаем его одним из наиболее приоритетных в нашей работе, – рассказывает Нелля Моисеенко. – Это позволяет не только увеличить прибыль, но и расширить базу клиентов – потенциальных покупателей недвижимости». Однако в любом случае этот бизнес направлен в основном на продажу. По данным эксперта, как правило, каждый третий клиент, арендующий виллу или апартаменты, в последующие два года приобретает недвижимость за рубежом.

О возможности аренды вилл уже задумались некоторые «классические» крупные туроператоры. Так, тот же Interhome работает с солидными туроператорами, в том числе с Pac Group, «Джет Тревел», «Натали турс». По словам Сергея Филатова, Pafilia планирует сотрудничать с Thomas Cook и другими мировыми лидерами. «Мы сейчас часто встречаемся с туркомпаниями, которые хотят параллельно заниматься и арендой недвижимости», – говорит эксперт. Остальным игрокам, по мнению специалистов, придется серьезно вложиться в продвижение, рекламу и доверие клиентов. «В российском Интернете пока нет заметных игроков, занимающихся бронированием вилл и апартаментов для частных лиц онлайн, – констатирует директор по развитию бизнеса OZON.travel Дмитрий Яковлев. – В настоящий момент даже рынок бронирования отелей в Рунете не развит, а виллы и апартаменты – это следующий шаг». Создатели Prian.Ru уже вынашивают план «подготовки» туристов – развития своего проекта и в сторону аренды. «На рынке должен быть портал, объединяющий предложения разных, заслуживающих доверия компаний», – резюмирует Михаил Келим.


Еще по теме