Top.Mail.Ru
архив

Виза от Казанской матери

В процессе традиционно долгих майских праздников произошло одно небольшое событие, которое при определенном стечении обстоятельств может перерасти в столь же традиционный небольшой (или большой – тут уж как повезет) скандал. В эти дни было начато проведение экспертизы с целью определения подлинности иконы Казанской Божьей матери. Икону эту предполагал передать России Папа Римский во время своей – опять же предполагаемой – остановки в пока еще российском городе Казани на пути планируемого следования в далекую Монголию. Известно, как любит современная Русская православная церковь (РПЦ) католицизм и его главу Папу Римского. Прозелитизм, то да се да просто наглая конкуренция и все такое прочее. Так что и иконы никакой не надо, лишь бы не ступала нога главы католиков на исконные православные территории. Так вот, по поводу экспертизы. Родное ТВ тут же данное событие откомментировало, между прочим, и в том смысле, что от подлинности иконы многое зависит. Что можно было понять довольно однозначно: подлинная икона – тогда, может быть, патриарх и даст добро на короткое посещение понтифика. Сам премьер Михаил Касьянов на вопрос о возможном приезде Иоанна-Павла тоже сказал, что вот, пусть церковь решает. Не вмешивается государство в дела церкви. Что, конечно, правильно. Вот еще и нашей церкви перенять бы этот добрый пример и перестать влезать в дела государства – но это, похоже, тема не сегодняшнего дня. Так или иначе, именно в силу контекста отношений двух церквей возможность приезда Папы в Россию придает экспертизе вольный или невольный, но политический смысл. Россия несколько лет назад уже вдоволь налюбовалась на политические игры вокруг другой экспертизы – царских останков. Там тоже с помощью результатов разные стороны добивались своих целей.

В сегодняшнем случае интерес тоже понятен. Подлинная икона – тогда достаточно странно будет выглядеть позиция нашей церкви: не надо исторической святыни, лишь бы нога вражья в нашей вотчине не объявилась. Как-то уж совсем не по-божески. А копия – тогда уж извините, подвиньтесь, совсем незачем в нашей родной Казани появляться.

Ну да бог с ней, с экспертизой. Вернемся, собственно, к проблеме невъездного Папы. Или, скорее, к более широкому вопросу. О свободе совести и, главное, свободе вероисповедания, закрепленных в российской Конституции. Логично будет предположить, что свобода вероисповедания предполагает и свободу выбора веры или церкви. Секты и коммерческо-психопатические образования здесь не учитываются, вообще обо всем, что имеет больше отношения к правоохранительным или медицинским организациям, нежели к религиозным, речь не идет. Разговор только о давних и традиционных религиях и их церквях (или храмах, мечетях, синагогах, костелах, кирхах – кому что нравится). Или, возможно, о сравнительно новых, но, опять же, не связанных с аферистами или психопатами. Ни в одной из глав Конституции РФ, включая шестую главу, не написано, что руководящей и направляющей религией на территории России является православие в версии Русской православной церкви. А значит, никакому гражданину России не следует создавать препятствий, препон и неудобств для отправления его конфессиональных потребностей, вне зависимости от того, нравится эта конфессия РПЦ или нет. Разумеется, и речи нет о том, чтобы строить, скажем, костелы за государственный счет. Просто российские граждане, склонные, например, к лютеранству или даже – чур меня, чур – к самому католицизму, должны иметь возможность ходить на службы в свои, специально предназначенные для этого заведения. И обязанность государства следить за тем, чтобы им, гражданам, никто в этом не мог препятствовать. В том числе и сама Русская православная церковь. И принадлежность к действительно главной и традиционной для России церкви высшего руководства страны ни в коей мере не может означать для этой самой церкви эксклюзивных, а в сущности, монопольных прав на определение того, какие конфессии могут существовать на территории РФ, а какие для нее нежелательны. Это, во всяком случае, по Конституции, имеют право определять только сами граждане. Извините за банальность, но самое время напомнить, что демократия – это защита прав меньшинства. В том числе и права на выбор вероисповедания. Так что не все здесь должно зависеть только от решения самой РПЦ. Как бы деликатно ни выражался по этому поводу уважаемый премьер Михаил Касьянов.

Еще по теме

архив
Цвет звезд
Будучи зрителем – прости, Господи! – простоватым, я глух к мощным децибелам катарсиса. Это выше моих физических возможностей – просидеть, например, четыре часа в театре (пусть даже с антрактом), чтобы все это время прислушиваться к раскатам древнегреческого рока, окропляя программку слезами горькими, как разлука Одиссея с Пенелопой, а в финале пролиться очистительным плачем по своей грешной жизни. Пусть режиссер будет сто пятьдесят раз гений, а актеры будут завывать совершенно натуральными голосами, но за четыре часа внимание мое расстраивается и идет себе гулять налево: вот зрительница через ряд комкает платочек, вон на балконе две коротко – под Шарон Стоун – стриженые блондинки сидят, наверное, держа друг дружку за руки. Портьера пыльная, лепнина пышная, тоска, в общем, или, как писал Даль, мление скуки.
Цвет звезд