Top.Mail.Ru
$ 60.43
£ 73.95
¥ 45.57
 64.24
 9.00
Нефть WTI 92.40
GOLD 1785.86
РТС 1118.40
DJIA 33309.51
NASDAQ 12854.80
BTC/USD 24562.00
lifestyle

Всю жизнь в солнечных очках

Фото: Luxottica Фото: Luxottica

На этой неделе не стало одного из самых известных бизнесменов Италии Леонардо дель Веккьо. Основатель крупнейшего в мире производителя очков и линз Luxottica и владелец бренда Ray-Ban ушел из жизни в возрасте 87 лет. За эти годы он прошел длинный путь — от мальчика из бедной семьи, вынужденной сдать его в приют, до одного из богатейших людей Италии. История «магната в очках» родом из Милана — в материале журнала «Компания».

Детство, которого не было

Дель Веккьо, ушедший из жизни в статусе одного из богатейших итальянцев, выходец вовсе не из богатой семьи. Будущий миллиардер родился в 1935 году в Милане, в семье уличного торговца овощами. Его отец, в честь которого назвали мальчика, умер еще до его рождения. Мать будущего бизнесмена осталась одна с пятью детьми на руках. Чтобы прокормить их, она бралась за самую низкооплачиваемую работу и подрабатывала служанкой, однако денег на то, чтобы прокормить семью, ей все равно не хватало.

Трудности вынудили мать дель Веккьо на непростое решение. В возрасте семи лет мальчика отдали в католический приют «Мартинитт», в котором он воспитывался до 14 лет. Здесь будущий владелец бизнес-империи узнал, что такое строгие монашеские правила.

Каждый день отец-келарь начинал с вопроса «Где очки?». Не исключено, что именно этот вопрос породил в мальчике интерес к его будущему бизнесу.

Так и не успев начаться, детство дель Веккьо закончилось в 14 лет. Тогда он вышел из сиротского приюта и устроился на свою первую работу. Получить образование будущий бизнесмен к тому моменту не успел: шел послевоенный 1949 год, в Италии восстанавливались заводы, строились дома и катастрофически не хватало рабочих рук. Однако это помогло подростку устроиться на работу и без «корочки».

Подмастерье без имени

Трудовой путь дель Веккьо начался вовсе не с производства очков. 14-летнего юношу взяли подмастерьем на завод, выпускающий пресс-формы для автозапчастей. Здесь же он стал проявлять интерес к очкам — компания, на которую работал мальчик, производила также оправы.

Довольно быстро Леонардо почувствовал потенциал отрасли. Юноша был подмастерьем гравера по металлу. Вечерами он учился дизайну и гравюре в Академии Брера в Милане, но, несмотря на усердие, неприятных моментов в работе мальчика было не мало. Миллиардер позже вспоминал:

«Это сейчас на работе тебя уважают. Тогда, если ты был подмастерьем, никто тебя даже по имени не называл»,

В статусе подмастерья дель Веккьо провел несколько лет. Затем ему предложили стать главным гравером в компании по производству деталей очков в Милане. Поворотный момент в карьере бизнесмена случился в начале 1960-х годов, когда из Милана он перебрался в альпийский городок Агордо в провинции Беллуно. Именно в ней сосредоточена большая часть итальянской индустрии очков.

Леонард дель Веккио Леонардо дель Веккьо. Фото: Luxottica

Luxottica: начало

Переезд дель Веккьо из мегаполиса в крохотный Агордо был настоящей авантюрой. В то время местные жители стали покидать альпийский городок — в нем стало негде работать из-за закрытия шахты. Чтобы дать городу новую жизнь, власти стали привлекать в него людей, бесплатно раздавая земельные участки.

Именно тогда дель Веккьо обзавелся землей для своего предприятия и открыл в Агордо производство деталей для очков. Позже бизнесмен называл это решение бесшабашным.

«Только в 26 лет можно найти в себе смелость совершить что-то такое. Встань передо мной этот выбор сейчас, я бы ни за что его не сделал».

Одним из клиентов фирмы дель Веккьо стал производитель очков Metalflex. Со временем предприниматель предложил ему объединиться и создать новую компанию. Так в 1961 году появилась известная ныне Luxottica (название возникло от итальянских слов luce — «свет» и ottica — «оптика»).

Дель Веккьо создал компанию вместе с партнерами из Metalflex, однако довольно быстро ему надоело быть просто поставщиком — он захотел создавать очки под собственными брендом. Партнеров эта идея не устроила, после чего дель Веккьо выкупил их доли, и уже в 1967 году представил первые собственные очки.

Поглощение конкурентов и уход в люкс

Первые очки, которые фирма дель Веккьо показала на Международной выставке оптики в Милане, произвели на рынке настоящий фурор. И это несмотря на то, что в Luxottica эти оправы собрали чуть меньше чем за три недели. Очки от нового производителя стремительно дорожали: в первый день их продавали за 700 лир, на второй — за 1100, а на третий день цена поднялась уже до 1800 лир.

Через четыре года компания отказалась производить детали для других и сосредоточилась на собственном продукте. Параллельно дель Веккьо раздумывал о выходе Luxottica на международный рынок. Именно под таким знаком для компании прошли семидесятые и восьмидесятые годы: в это время она купила нескольких крупных дистрибьюторов оптики, обзавелась «дочкой» в Германии и увеличила свою долю на американском рынке в несколько раз.

В конце 1980-х к очкам в обществе появился особый интерес — они перешли из разряда инструментов для коррекции зрения в разряд модных аксессуаров. Дель Веккьо быстро уловил этот тренд:

  • в 1988 году он стал производить очки для Giorgio Armani;

  • в 1992-м — для Brooks Brothers;

  • в 1997-м — для Bulgari;

  • в конце 1990-х — для Chanel.

Уход в люкс, вероятно, стал для Luxottica судьбоносным. Уже через год после сделки с Armani бывший воспитанник приюта дель Веккьо стал крупнейшим налогоплательщиком Италии.

В 1990 году акции Luxottica стали торговаться на бирже в Нью-Йорке. В это время у компании уже было около 30 тысяч клиентов в одних только США.

Дистрибьюторы оптики — далеко не единственные игроки, поглощение которых интересовало Luxottica. Со временем компания купила производителей очков Persol и Vogue Eyewear, своего американского конкурента LensCrafters вместе с владеющим им конгломератом US Shoe.

В конце 1990-х дель Веккьо перешел всем известный Ray-Ban. Бренд, за который бизнесмен выложил $645 млн, уже тогда был самым популярным брендом солнцезащитных очков в мире. Впрочем, это звание американский Ray-Ban удерживает до сих пор.

прочитать весь текст

Пенсия и передел империи

К началу нового века Luxottica подошла уже настоящей империей. У компании были подписаны контракты с крупнейшими модными домами (их число пополнили Prada, Versace, Salvatore Ferragamo и другие громкие имена). В 2004 году продажи концерна преодолели отметку в €3 млрд. В этот момент дель Веккьо решил, что готов передать бразды правления своим детищем и уйти на пенсию. Управлять компанией поручили Андреа Гуэрре, на тот момент исполняющему директору производителя техники Indesit.

Дела у компании при новом руководителе шли неплохо. СМИ писали, что компания стала более стабильной, а ее производство — более рациональным за счет сборки в Китае. Кроме того, акции Luxottica при Гуэрре выросли втрое.

Тем не менее на пенсии дель Веккьо не задержался. Через 10 лет он вернулся в бизнес (поговаривали, что основатель империи спорил с новым управленцем насчет стратегии развития). Сотрудники Luxottica стали жаловаться, что после этого рабочий процесс стал более хаотичным.

Через несколько лет дель Веккьо решил, что акциям компании стоит торговаться только на итальянской бирже, а в 2018 году Luxottica и вовсе продали французскому производителю очковых линз Essilor. Утверждалось, что, продав бизнес другому крупному игроку, дель Веккьо стремился сделать свое детище вечным.

Прощание с Леонардо дель ВеккиоФото: Andrea Solero / Keystone Press Agency / Global Look Press

Наследие бывшего «сироты»

С чем же оставил свою империю дель Веккьо, ушедший из жизни в 87 лет? Luxottica, начинавшая свою работу при штате в 14 человек, — теперь крупнейший производитель очков и линз во всем мире. В компании работает более 100 тысяч человек. В ее портфеле — сотни брендов оправ для линз и очков.

После слияния со своим некогда конкурентом выручка EssilorLuxottica в разы увеличилась. В 2019 году она достигла €17,4 млрд, а в первом квартале 2022-го — перевалила за €5,5 млрд. Бизнесмен так отзывался о многомиллиардной сделке с Essilor:

«Мечта, которая была у меня на протяжении 50 лет, сбылась»

В умах потребителей Luxottica — не только модный, но и передовой бренд. Компания сотрудничала с Google для создания «умных» очков, а также разработала очки с системой тренировок. Солнцезащитные очки, маски, шлемы для горных лыж и сноуборда продаются под брендом Oakley. Помимо этого, компания помогает людям с проблемами со зрением: она открыла несколько глазных клиник в Северной Америке, Мексике и ежегодно учреждает гранты для слабовидящих детей.

Сам дель Веккьо, вышедший из приюта в Милане, стал одним из богатейших людей Италии. Forbes посмертно оценил его состояние в $27,3 млрд. Богаче него в стране только глава кондитерского гиганта Ferrero SpA Джованни Ферреро, чей капитал оценивается в $34,5 млрд.