Top.Mail.Ru
архив

Вы – к нам, мы – к вам

ПОКА ВЫХОДЦЫ из Санкт-Петербурга теснят москвичей на ниве управления системообразующими корпорациями, обратная ситуация складывается в банковском секторе. МДМ-банк на днях официально объявил о приобретении контрольного пакета питерского банка «Петровский».

Обновленный совет директоров «Петровского» (в котором шесть из девяти мест теперь занимают представители банка-покупателя) возглавил зампредседателя правления МДМ Юлиан Краснопольский. Юрий Головин, бессменный руководитель и в прошлом фактический владелец питерского банка, сложил с себя полномочия председателя правления. На эту должность временно назначен Юрий Барановский – бывший сослуживец и партнер Головина. Очевидно, таким образом руководители МДМ-банка попытались обезопасить себя от проявлений некоторого непостоянства, которые, как уже отмечал «Ко», свойственны основателю «Петровского».

Впрочем, Юрий Головин не исключает для себя возможности «остаться работать в системе МДМ-банка». По некоторым данным, новоиспеченному отставнику сделано соответствующее предложение, которое он сейчас обдумывает.

В связи с этим нельзя исключать, что Головину отводится роль координатора проектов банка во всем Северо-Западном регионе. Тем более что МДМ сравнительно недавно прикупил еще и Комисоцбанк. И там тоже уже произведены соответствующие интересам МДМ-банка кадровые перестановки. В частности, совет директоров Комисоцбанка возглавил старший вице-президент МДМ Андрей Середюк. К слову, тактика, которую избрал МДМ-банк при продвижении на Северо-Запад, существенно отличается от той, которую прежде применяли «старшие товарищи» вроде Инкомбанка, ОНЭКСИМа или МЕНАТЕПа. Отказавшись от политики укрупнения региональных филиалов (как это делал Владимир Виноградов), Андрей Мельниченко вместе с тем и не создает, подобно Владимиру Потанину и Михаилу Ходорковскому*, дочерние банки с нуля. А именно так появились БалтОНЭКСИМ и МЕНАТЕП-СПб. МДМ решил преобразовывать в «дочки» уже устоявшиеся банки.

Однако до сих пор Республика Коми считалась практически безраздельной вотчиной питерского Промышленно-строительного банка. В этом регионе находится Сыктывкарский ЛПК – один из VIP-клиентов ПСБ.

Так что своей активностью в Коми МДМ опять создает серьезные неудобства банку Владимира Когана. Причем если в случае с «Петровским» владелец ПСБ мог сокрушаться разве что о так и не реализованных возможностях, то на сей раз Коган вправе усмотреть прямую экспансию.

Благо ему – как никому другому – известно, как через «социалку» можно получить доступ к системообразующим предприятиям региона. Ведь именно по такой схеме питерский Промстройбанк действовал, подбираясь к «Северстали». Сначала купил в Вологде банк «Советский», обслуживающий региональную инфраструктуру. А уже потом принялся «объединять бизнес» с Меткомбанком –опорным банком металлургического гиганта.

Правда, в случае с «Северсталью» Когану облегчало задачу то, что он действовал в благоприятной среде. Честолюбивый руководитель меткомбината Алексей Мордашов сам был не против альянса с близким к президенту банкиром.

У МДМ-банка ситуация иная. Недовольство того же Когана способно серьезно осложнить реализацию планов Андрея Мельниченко. К тому же ПСБ далеко не единственный банк, испытывающий дискомфорт от экспансии МДМ. Дополнительные инвестиции в розничный бизнес «Петровского» могут создать проблемы и Северо-Западному филиалу Сбербанка, который и ранее уступал банку Головина по части обслуживания питерских пенсионеров.

Впрочем, у обиженных на МДМ питерских финансистов есть утешительный приз. «Ко» уже писал о весьма вероятном переводе в ПСБ бизнеса СВА-банка, специализирующегося на обслуживании ВПК. А недавняя смена руководства «Госинкора» (согласно указу президента Юрия Петрова сменил бывший зампред НРБ Владимир Чернов) едва ли пройдет незаметно для ГУТА-банка. И, стало быть, у Владимира Когана появляется возможность более интенсивно реализовывать свои планы в отношении телекоммуникационного рынка Московской области. Поговаривают также, что в Кремле появились банкоматы НОМОС-банка, который, хотя формально и является московским, фактически контролируется бизнесменами, близкими к питерской команде.

Наконец, бэкграунд нового руководителя «Газпрома» Алексея Миллера позволяет крупнейшим банкам Санкт-Петербурга рассчитывать на более тесное сотрудничество с газовым концерном. Ведь, как еще раз показали недавние события на улице Наметкина, выходцы из города на Неве больше склонны доверять своим землякам, нежели кому-нибудь иному. К тому же как минимум один питерский банк – МЕНАТЕП СПб связан с «Газпромом» даже отношениями собственности. А зампред «Газпрома» Петр Родионов возглавляет совет директоров МЕНАТЕПа СПб.

* признан в России иностранным агентом.


Еще по теме