Top.Mail.Ru
архив

Железнодорожные магнаты

Из знаменитых российских купцов первой гильдии Мамонтовы были среди тех немногих, кто принадлежал к православной вере. Они проявили себя не только на торговом поприще. Мамонтовы были железнодорожными, металлургическими и машиностроительными магнатами.

Мамонтовы - фамилия традиционно сибирская, но наиболее достоверные сведения о родоначальниках династии появляются в исторических документах Тамбовской губернии. В это время основным занятием Мамонтовых было возведение православных монастырей.

В источниках более позднего периода появляются данные и об их торговой деятельности. Со временем представители этого рода становятся предприимчивыми и весьма состоятельными купцами. Известно, что на протяжении нескольких поколений судьба не раз связывала это семейство с прославленными родами Сапожниковых, Морозовых, Третьяковых - самыми маститыми русскими купеческими династиями. Несколько Мамонтовых породнились и с дворянскими родами. Так, Всеволод Мамонтов женился на Елене Свербеевой, представительнице одного из древнейших дворянских родов. Известно, что Свербий пришел служить к Ивану Калите еще в XIII веке.

Федор Мамонтов происходил из мещан Калужской губернии. Всю свою жизнь он прожил в подмосковном Звенигороде, зарабатывая на жизнь винной торговлей. Однако прожил он недолго, оставив после себя троих детей. Его сын Иван Федорович Мамонтов (р. 1807) слыл довольно удачливым деловым человеком. Он принадлежал к десятке крупнейших винных откупщиков России, чьи доходы превышали три миллиона рублей.

Помимо торговли Иван серьезно занимался и строительством. В 1858 году он решился стать главным вкладчиком акционерного общества по строительству железной дороги от Москвы до Ярославля. Это был первый опыт вовлечения русского частного капитала в малоизученное дело.

В 1862 году на дороге началось движение поездов от Москвы до Сергиева Посада, а в 1867-м строительство Ярославской дороги было полностью закончено. Кстати, тогда все дороги строились не более четырех лет - по теперешним технологическим представлениям это немыслимо короткие сроки. И уже с первых лет после пуска дороги приносили такие доходы, что мамонтовские капиталы были быстро приумножены в несколько раз.

Иван добился такого результата благодаря своей прозорливости и расчетливости. Прежде чем принять решение об инвестициях в дорогу до Сергиева Пасада, он велел своим приказчикам подсчитать, "сколько народу туда идет и какие они везут грузы". Такой вот маркетинг XIX века.

После Ивана семейный бизнес продолжил его брат Николай. А следующим был сын Ивана - Савва, самая выдающаяся фигура из династии Мамонтовых.

Творческий работник

Савва Мамонтов родился 4 октября 1841 года в городе Ялуторовск Тобольской губернии. В 1849 году Мамонтовы переехали в Москву, где Савва и получил начальное образование. В 1855 году вместе со своими двоюродными братьями Виктором и Валерьяном он был отправлен на учебу в Петербург - в Институт корпуса гражданских инженеров. Именно в то время их отцы, Иван и Николай Мамонтовы, задумали создать нефтеторговую компанию. Для этого им нужно было заручиться поддержкой образованных продолжателей начатого дела.

В 1862 году Савва по настоянию отца занялся предпринимательской деятельностью. В 1865 году после женитьбы на Елизавете Сапожниковой, дочери управляющего шелкопрядильной фабрикой, Савва стал компаньоном фирмы Сапожниковых.

По мнению членов семьи, Савва умел находить себя абсолютно в любой сфере. Чем бы он ни занимался, любому делу Савва придавал творческую окраску. Он был явно натурой артистической. С юных лет Савва был завсегдатаем московских художественных выставок. Уже в зрелом возрасте он создал театр "Русская частная опера", был вдохновителем многих культурных проектов. О значимости театра Саввы Мамонтова говорит хотя бы тот факт, что его солистом в течение четырех сезонов - с 1896 по 1899 год - был Федор Шаляпин.

В своем доме на Садово-Спасской, 6 (ныне Московский полиграфический университет), Мамонтов устраивал оперные спектакли, основными участниками которых были преподаватели и студенты Московской консерватории и музыканты из многих ведущих театров. Савва Мамонтов не только поощрял искусство и давал на него деньги, но и сам порой участвовал в постановках. В некоторых операх он даже спел главные партии.

С раннего возраста Савва общался с крупнейшими деятелями русской культуры. С 1870 по 1890 год подмосковное имение Мамонтовых в Абрамцеве стало центром художественной жизни России. В усадьбе собирались такие знаменитости, как Иван Айвазовский, Иван Репин, Михаил Врубель, и многие другие. Несколько лет Савва прожил в Италии, где занимался пением и изучал живопись.

Деловые успехи Саввы Мамонтова известны гораздо меньше, чем его культурная деятельность. Однако и в бизнесе Савва добился не менее впечатляющих результатов. Савва строил новые железные дороги. Именно по его инициативе и при его активном участии была построена дорога Ярославль - Архангельск. Приобретя солидный опыт финансиста-администратора в деле строительства и эксплуатации железных дорог, Савва в 1875 году занял пост главы правления компании по строительству дороги в Донецком бассейне и стал главным акционером "Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги", "Товарищества Невского механического завода", "Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов". Именно в это время он воплотил в жизнь еще один проект - построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, соединившую Донбасс с Мариупольским портом. На его же деньги строилась окружная железная дорога вокруг Москвы.

На конюшню

Кроме того, Савва Мамонтов занимался металлургией и машиностроением. Ему долгое время принадлежали первое российское производство локомотивов и несколько металлургических заводов, один из которых располагался в подмосковных Мытищах. Завод этот, начинавшийся с простой лесопилки, постепенно развился в крупное предприятие.

Удачно складывавшаяся жизнь Саввы Мамонтова вызывала волну недоброжелательности и зависти у его ближайшего окружения. В 1899 году было возбуждено уголовное дело по факту растраты им средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Несмотря на то что виновность Мамонтова не была доказана, на время расследования все имущество было опечатано, а сам Савва помещен в тюрьму. В конце 1900 года он вышел из тюрьмы и поселился при гончарном заводе "Абрамцево", где и прожил до конца жизни, занимаясь художественной керамикой.

После смерти Саввы в 1918 году все семейные дела перешли к его детям. Однако не все из них смогли полноценно продолжить отцовские начинания. К примеру, Андрей Саввич подавал большие надежды скорее как художник, нежели промышленник. Он много лет работал вместе с Виктором Васнецовым и Михаилом Врубелем над росписью храма Христа Спасителя. Андрей умер в молодом возрасте и был похоронен в семейной усадьбе.

А вот старший сын - Сергей Саввич все же стал членом правления северных железных дорог, которые до него возглавлял отец. Тем же бизнесом занимался и третий сын Саввы - Всеволод. Однако и второй сын повторил трагическую судьбу своего брата Андрея: в 1915 году Сергей Саввич работал корреспондентом "Русского слова" на фронте и там погиб.

В живых к тому времени остался только один из сыновей Саввы - Всеволод. После революции 1917 года он остался в СССР. Благополучно пережив период сталинских гонений, он занялся разведением лошадей и охотничьих пород собак. Несколько лет проработал директором государственной конюшни, а в 1948 году стал хранителем Дома-музея Мамонтовых в Абрамцеве. Много лет дружил с выдающимися художниками - Валентином Серовым, Михаилом Врубелем и Константином Коровиным.

Других представителей рода судьба разбросала по всему свету. Даже сын Всеволода - как участник белого движения - вынужден был во время гражданской войны бежать из Крыма в Сербию. Там он женился и вместе с супругой переехал в Аргентину. В настоящее время Сергей Всеволодович живет то в России, то в Аргентине и занимается бизнесом.

В России проживает дюжина правнуков Саввы Мамонтова. Практически все они занимаются предпринимательством, как и их предки. Всеволод Олегович Волков - правнук Саввы Мамонтова по женской линии - еще в советское время несколько лет проработал консультантом в Госплане, правительстве и Министерстве внешней торговли. В последние годы он возглавлял ряд небольших консалтинговых компаний, работающих с энергетическими компаниями. Сейчас Всеволод Волков - директор по финансам и маркетингу американской консалтинговой компании Hagler Bailly.

Еще по теме