Top.Mail.Ru
первые лица

Жизнь под санкциями и слияние с UC Rusal: главное из интервью Владимира Потанина

Фото: Bloomberg / Contributor / Getty Images Фото: Bloomberg / Contributor / Getty Images

На прошлой неделе президент «Норникеля» Владимир Потанин попал под санкции Великобритании. Ограничения против него ввели в связи с покупкой Росбанка — британские власти посчитали, что, контролируя этот актив, Потанин косвенно оказывает поддержку правительству РФ. Миллиардер говорит, что прямой угрозы для «Норникеля» в связи с санкциями нет, — компания переориентируется на другие рынки и продолжит сотрудничать с теми, кто не отказывается от партнерства. При этом обсуждаются и более масштабные планы — по слиянию «Норникеля» с UC Rusal.

Жизнь «в управляемом режиме»

О своей жизни в первые дни после попадания в санкционный список Владимир Потанин рассказал в интервью РБК. 29 июня власти Великобритании заморозили его британские активы (тогда же под санкции попал Саид Гуцериев, глава совета директоров «СПБ Биржи» Иван Тырышкин и еще ряд физических и юридических лиц). По словам Потанина, санкции касаются персонально его, а потому не затрагивают «Норникель».

«Наши партнеры, контрагенты, — они это знают. Конечно, на них это оказывает давление, эта санкционная шумиха. Но они являются солидными компаниями, в которых работают порядочные люди, которые стремятся сохранить свою деловую репутацию <...>. Поэтому компания действует в условиях давления, но в управляемом режиме»

Миллиардер признал, что определенные сложности у «Норникеля» возникают. Они появляются из-за «добровольных санкций» — ограничений, которые партнеры компании накладывают сами на себя. Из-за этого компания сталкивается с логистическими сложностями, трудностями в получении кредитов и обычном торговом финансировании.

Чтобы бороться с «санкционным ветром», компания переориентирует поставки в дружественные страны, создает собственные логистические центры (например, в ОАЭ и Северной Африке), расширяет флот. «Все это, конечно, стоит денег и является дополнительным налогом, налогом на санкции», — сказал миллиардер.

Он также напомнил, что около половины выручки «Норникеля» приходится на страны Европы. С этих рынков компания не планирует уходить — за них, по словам Потанина, наоборот, необходимо бороться.

«Но, когда я говорю "бороться" и "цепляться", это предусматривает, что поведение наших партнеров и отношение к нам будет достойным. И мы будем сотрудничать с теми, кто хочет с нами сотрудничать, кто нуждается в этом партнерстве», — пояснил он.

Санкции и экономика

Беседуя с журналистами, Потанин также порассуждал о целях антироссийских санкций. Миллиардер отметил, что, вводя ограничения, страны Запада пытаются выбить РФ, ее предприятия и экономику в целом из «международных цепочек создания ценности». Президент «Норникеля» полагает:

«Стимулируя людей, занимающихся бизнесом, уходить из бизнеса, отказываться от части своей собственности, переставать управлять теми бизнесами, которыми они занимаются и которые без них слабеют, — это тоже один из способов ослабления нашей экономики в целом».

Сейчас в России, по словам Потанина, происходит «пожарная» смена менеджеров. Многие руководители крупных компаний покинули посты, попав под санкции, а кто-то — опасаясь под них попасть. Такая экстренная смена управленцев порождает в людях боязнь занимать высокие посты и ведет к ослаблению бизнеса, говорит Потанин. В частности, миллиардер вспомнил об Олеге Дерипаске. «В 2018 году, когда он ушел от руководства UC Rusal, это ослабило UC Rusal. И я это вижу просто на своем конкретном примере. Там после его ухода не с кем стало разговаривать», — заявил Потанин.

Еще одна проблема санкций — дискредитация незыблемости права собственности, считает глава «Норникеля». По его словам, страны Запада, «отбирая» посты у российских бизнесменов, «попрали» это право, однако в РФ этого делать не должны.

«Наша кадровая политика будет основана на том, что мы будем защищать каждую менеджерскую позицию, от позиции президента компании до любого другого менеджера, с тем чтобы не создавать эффект того, что занимать какую-то руководящую позицию в российской компании — это санкционно опасно. На эту истерию мы не поддадимся», — пообещал бизнесмен.

Сохранить капитал в стране

Говоря о рубле, который в правительстве сейчас называют переукрепленным, Потанин признал, что некоторое время россиянам придется жить в ситуации довольно крепкой нацвалюты. Для «Норникеля», как и для других экспортеров, это будет иметь отрицательный эффект, однако меры по приближению курса к более сбалансированному значению будут продолжаться.

Одной из мер ослабления рубля, по словам Потанина, должен стать переход на нетвердые валюты — это позволит стимулировать приток «других» денег в страну.

В то же время глава «Норникеля» выступил резко против вывоза капитала из России. По этой причине он и «Интеррос» стараются выводить активы из-за рубежа в долларовом и евро-эквиваленте и переводить их в другие валюты либо покупать привлекательные активы. Так, в конце апреля «Интеррос» выкупил долю в Тинькофф Банке, а в мае приобрел Росбанк у французской Societe Generale.

«В этот момент рационально, наоборот, стимулировать инвестиционную деятельность в России, а не уход капитала как таковой. Даже если временный уход капитала стимулирует укрепление доллара по отношению к рублю и более сбалансированный курс, все равно, знаете, есть некоторые лекарства, которые наносят слишком большой вред организму. И к числу таких лекарств я отношу стимулирование бегства капитала».

Возврат к идее слияния

Одно из самых громких заявлений этого интервью — идея о возможном слиянии «Норникеля» и UC Rusal. Потанин рассказал, что 4 июля подтвердил, что согласен обсуждать начало этого процесса. Ранее с таким предложением к нему обратилось руководство UC Rusal.

«Это [соглашение] позволяет создать национального чемпиона. Это позволяет еще больше диверсифицировать акционерную базу», — заявил миллиардер.

Обсуждать слияние компании начали давно, после того как в 2008 году UC Rusal купил четверть акций «Норникеля», однако в 2017-м от этой идеи было решено отказаться. Причиной стало отсутствие синергии между «Норникелем» и UC Rusal.

Решение о слиянии Потанин назвал альтернативой продлению соглашения, заключенного в 2012 году. Его подписали акционеры «Норникеля» —  «Интеррос» Потанина, бизнесмен Роман Абрамович и UC Rusal, на тот момент контролируемая Дерипаской. Документ действует до 1 января 2023 года, его смысл — урегулировать конфликт Потанина и Дерипаски по поводу дивидендной политики и управления. Потанин выступал за снижение дивидендов, чтобы больше тратить на развитие компании из-за масштабной программы капитальных вложений, а UC Rusal — резко против этого. По нынешнему соглашению «Норникель» платит дивиденды в размере не менее 60% показателя EBITDA, но не меньше $1 млрд.

В интервью Потанин отметил, что в «Норникеле» ранее отрицательно относились к слиянию крупных индустриальных компаний, однако теперь для этого появилась веская причина — зеленая повестка. Миллиардер напомнил, что UC Rusal производит самый зеленый алюминий, в то время как «Норникель» — палладий и никель для зеленой экономики. Также слияние позволит диверсифицировать в компании акционерный состав и, как следствие, придать ей большую санкционную устойчивость.

Кроме того, с истечением срока действия соглашения «Норникель» сможет скорректировать политику по дивидендам. «…У компании наконец-то появляется возможность принять разумные корпоративные решения о том объеме дивидендов, который нужно будет выплачивать», — заявил миллиардер.