Top.Mail.Ru

На горнолыжных склонах России катается 3 млн человек

16.06.202513:10
Фото: пресс-служба РУСЛЕТ Фото: пресс-служба РУСЛЕТ

С 10 по 15 июня в Москве на площадке ВДНХ прошел пятый юбилейный Международный туристический форум «Путешествуй!» — якорное мероприятие в сфере туризма и гостеприимства. В рамках деловой программы форума представители туротрасли и ведущих российских производителей оборудования для сектора обсудили задачи импортозамещения с целью поддержки развития туризма в России.

Организатором форума выступил фонд Росконгресс совместно с Министерством экономического развития РФ при поддержке правительства и комитета по туризму города Москвы. В ходе деловой программы форума участники сессии «Импортозамещение в туротрасли: приоритеты государственной политики и отраслевые решения» обсудили вызовы сегодняшних реалий для туристического сектора России и практические решения отечественных производителей.

Модератор сессии, заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков, напомнил, что задачей, с которой начали справляться, это превратить вызовы и ограничения в возможности.

«Бурное развитие туристической отрасли создает ряд возможностей не только для туристов и для инвестиций в туризм, но и развивает смежные отрасли. Каждый рубль, который государство тратит на поддержку туризма, который инвесторы вкладывают в туристическую индустрию, имеет существенный мультипликатор, поддерживая развитие гостиничного сектора, крупных курортов, и, конечно же, влияет на спрос в смежных отраслях», — подчеркнул Вахруков.

Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков также подчеркнул, что сегодняшняя ситуация в туристической отрасли России — интересный вызов, и производители уже отвечают на него. Он отметил успехи производителей канатных дорог, в частности, открытие нового завода «ТверьКанатДор» в Тверской области (площадка холдинга РУСЛЕТ, который масштабирует свое производство, закрывая спрос курортов на канатные дороги), а также упомянул необходимость производства отечественных ратраков и снежных пушек.

«Главное — качество, безопасность и доступная среда. Важно сертифицировать импортную продукцию с точки зрения безопасности — китайскую и не только китайскую», — подчеркнул Василий Осьмаков, говоря об оборудовании, которое должно обеспечивать работу инфраструктуры курортов страны.

Он напомнил, что требования к безопасности канатного оборудования уже включены в ГОСТы — внедрены в действие шесть национальных стандартов, которые начнут действовать с сентября 2025 года, отметил Осьмаков.

По его словам, крайне важен долгосрочный спрос для обеспечения загрузки мощностей российских предприятий. В этом вопросе он отметил и важность поддержки государства: субсидии для курортов при покупке ими отечественного оборудования могут составить до 45%.

Заместитель председателя правления Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса Светлана Данилина отметила, что года полтора было затишье, в Ассоциации не понимали, с какими продуктами будут работать. «Но наш рынок быстро переобулся, собрался, и на данный момент мы имеем серьезные достижения», — оценила она успешный ход импортозамещения в туротрасли.

Данилина сообщила, что на горнолыжных склонах России сегодня катается три миллиона человек, в этом сезоне их количество увеличилось на 24%. При этом в России 1,5 тысяч километров трасс, и эта цифра будет расти. 16% курортов имеют более пяти подъемников, остальные ставят целью свое развитие, появляются и новые курорты. «Поэтому мы имеем большие перспективы развития производства канатных дорог», — отметила она.

Об успехах в сфере производства канатных дорог в России рассказал гендиректор ведущего российского производителя канатно-транспортных систем РУСЛЕТ Дмитрий Сидорович. Он сообщил о техническом открытии современного завода «ТверьКанатДор».

«Сейчас идет отладка работы, 140 станков поставлено, 19 находится в стадии пусконаладочных работ, еще шесть станков на пути на завод. В сентябре мы ожидаем полноценного открытия и запуска в три смены. Завод будет производить 15 канатных дорог в год и закроет потребности нашего рынка», — сказал он.

Также Дмитрий Сидорович напомнил, что в ноябре 2024 года РУСЛЕТ разработал совместно с промышленным дизайн-бюро Андрея Кружилина первую отечественную кабину канатной дороги гондольного типа на восемь человек. В мае 2025 года на КИФ (Кавказский инвестиционный форум) РУСЛЕТ представил уже 10-местную кабину. Эта кабина была представлена и на турфоруме «Путешествуй» на ВДНХ. Еще одно достижение РУСЛЕТ — разработка отечественного отцепляемого зажима, сердца канатной дороги.

Генеральный директор ООО «КБ Ратрак Урал» Александр Пашнин рассказал, что его компания начала развивать модель российского ратрака в 2021 году. «Нам говорили: "Есть замечательные импортные машины, зачем вы это делаете?". А в 2022 году все поменялось». Сегодня ратрак этого производителя уже включен в реестр, также компания выпускает запчасти к импортным ратракам», — сказал он.

Производители подчеркнули важность поддержки отечественного производителя на фоне конкуренции со стороны китайских предложений. Россия живет на глобальном рынке, и китайские партнеры активно демпингуют. Рынку надо обеспечить большой заказ и государственную систему субсидирования.