Top.Mail.Ru

ЦБ обяжет банки закрывать онлайн-доступ к счетам по просьбе клиентов

12.03.202108:04
Иллюстрация: «Ко» Иллюстрация: «Ко»

Банк России может обязать финансовые организации ограничить по требованию клиента онлайн-доступ к его счетам. Часть банков уже делает так, но теперь подобная мера может стать обязательной.

Первый замглавы департамента информационной безопасности Центробанка Артем Сычев рассказал, что регулятор работает над тем, «чтобы у клиента было право, а у банка — обязанность ограничить дистанционный доступ к своим счетам».

По его словам, такая мера затруднит возможность мошенников влиять на клиента. Однако существенному сокращению хищений такая мера способствовать не будет. 

«Эта работа ведется, сейчас [временные] границы по этой работе я не скажу, потому что она требует внесения изменений, скорее всего, не столько в профильные законы, которые находятся в компетенции ЦБ или Минфина, а немножко в другое законодательство», — процитировал РБК слова Сычева.  

Представитель Центробанка не исключил, что поправки могут внести в законодательство по защите прав потребителей. Технологически функционал для реализации меры уже есть у ряда банков. Он действует в тех случаях, когда клиента финансовой организации провоцируют дистанционно совершить действия с депозитными счетами в пользу злоумышленников.

В ВТБ сообщили, что в случае необходимости банк уже предоставляет своим клиентам выбор. По их желанию он может ограничить им удаленный доступ к счетам. В Новикомбанке поддержали инициативу ЦБ. 

В Росбанке считают, что мера действительно может сказаться на снижении уровня мошенничества. Однако в финансовой организации отметили необходимость соблюдать баланс между клиентским опытом и уровнем безопасности. Жесткие ограничения и усиление уровня безопасности могут привести к ухудшению уровня клиентского сервиса. 

Руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова отметила, что инициатива Центробанка может замедлить развитие цифровых банковских продуктов и снизить их доступность для клиентов. По ее мнению, новой опцией могут заинтересоваться консервативные слои населения, которые не доверяют новым технологиям. 

По данным ЦБ, за девять месяцев 2020 года мошенники украли около 6,5 миллиарда рублей с карт и счетов банковских клиентов. При этом злоумышленники чаще всего используют социальную инженерию. Они обращаются к жертве от имени службы безопасности банка и убеждают ее перевести деньги на чужую карту или назвать данные, которые позволят получить доступ к счету.