Top.Mail.Ru
$ 57.93
£ 62.65
¥ 40.17
 58.43
 8.07
Нефть WTI 78.67
GOLD 1640.94
РТС 1060.03
DJIA 29590.41
NASDAQ 10867.93
BTC/USD 18849.00
рынки

Аэропорты и города: дальневосточным столицам придумали мастер-планы

Фото: Александр Петров / ТАСС Фото: Александр Петров / ТАСС

На ВЭФ-2021 глава государства поставил перед губернаторами дальневосточных регионов задачу подготовить мастер-планы для административных центров и городов с населением более 50 тысяч человек. Цель — системное развитие территорий и системное же привлечение инвестиций. В фокусе внимания — туристический поток, развитие бизнеса и повышение уровня занятости, а также качество жизни на местах. Год спустя, на ВЭФ-2022, были представлены программы, прошедшие экспертизу квалифицированного жюри, для Улан-Удэ, Петропавловска-Камчатского и Магадана.

В рамках форума Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, ВЭБ.РФ и власти регионов дали старт реализации планов, подписав трехсторонние соглашения.

Они предусматривают открытие туристических объектов и промпредприятий, строительство дорог и логистической инфраструктуры, благоустройство и социальные программы на принципах государственно-частного партнерства до 2025 года.

«Это первый шаг в огромной работе по реновации крупнейших городов Дальнего Востока, по превращению их в комфортное, удобное состояние для жизни людей», — подчеркнул зампред российского правительства — полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

По словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, работа по созданию и реализации мастер-планов — дорога длиной в годы, промежуточные результаты которой решено подводить на каждом ВЭФ.

еще по теме:
Дальний Восток: форпост становится авангардом
Какие меры господдержки могут вывести экономику региона на качественно новый уровень
Алексей Чекунков

Три плана для Дальнего Востока

Первым мастер-планом, который получил одобрение президента Владимира Путина, стала программа развития Петропавловско-Камчатской агломерации, которая включает столицу края и город Елизово. 

Губернатор региона Владимир Солодов назвал плановые ориентиры: к 2030 году население города вырастет на 5%, в нем появится до 20 тысяч новых рабочих мест, а турпоток на Камчатку увеличится в три раза — до 750 тысяч человек в год.

Презентация конкретных инвестпроектов прошла в рамках Восточного экономического форума. Среди них — строительство жилья и апартаментов, прокладка бульваров по сопкам к океану, обустройство стоянки для маломерных судов с яхт-клубом. 

Магадану приготовили «умное» и комфортное будущее. Ключевой проект для города — реновация существующей застройки и возведение большого объема нового жилья впервые с советских времен. По словам губернатора Магаданской области Сергея Носова, планируется строительство более двух тысяч квартир, а еще — спорткомплекса «Президентский».

Для улучшения транспортной доступности будут реконструированы аэропорт и морской порт. Уже до конца 2022 года в Магадане будет запущено производство фармпрепаратов из морских биоресурсов. 

Реализация мастер-плана Улан-Удэ оценивается в 183 млрд рублей: 60 — из федерального бюджета, 120 млрд — из региональной казны и от частных инвесторов. За восемь лет будут построены несколько путепроводов через транссибирскую железную дорогу, мост через Уду, студенческий кампус.

Программа развития опирается на модернизации электрических сетей, что позволит в том числе при отоплении отказаться от угля и дров.

Главное, что ожидают авторы программы, — превращение столицы Бурятии из бессистемно разросшегося частного сектора, преимущественно деревянного, в современный благоустроенный город с рекреационными пространствами на набережных Селенги и Уды. Все — с сохранением восточного колорита, чтобы привлечь побольше туристов.

еще по теме:
Перезагрузка Дальнего Востока
Регион имеет шанс превратиться из ресурсной провинции в точку опоры для разворота России на Восток. Что станет главными драйверами этого развития, почему нужно уходить от ресурсной модели краевой экономики и почему инфраструктура решает все
Владивосток

Владивосток

К мастер-плану Владивостока, по словам Юрия Трутнева, требования повышенные: это ворота России для стран АТР, а статус обязывает. Помимо самого города мастер-план учитывает ближайшие населенные пункты. 

«Владивосток — это не только одноименный город, но и четыре прилегающих муниципалитета. Это наша агломерация, над комплексным развитием которой мы работаем в связке с командой края, бизнесом и организациями развития — в первую очередь с ВЭБ.РФ», — отметил Константин Шестаков.

В ближайшие годы у Владивостока должен появиться спутник. Город площадью 373 га построят в Надеждинском районе, вблизи ТОР «Надеждинская».

Ранее Алексей Чекунков оценил стоимость первого этапа строительства спутника в 300 млрд руб. Инвестиции пойдут на возведение 8 млн кв. м жилья, строительство набережной, спортивных, торговых и развлекательные комплексов. В инфраструктуру запланированы инвестиции в 30 млрд руб.

Строительство нового города на 300 тыс. человек и объединение Владивостока (население 600 тыс. человек) с Артемом (100 тыс. человек) позволит вывести столицу Приморья в число городов-миллионников.

«Владивосток нужен как большая экономика, — отметил в ходе одной из сессий ВЭФ-2022 председатель ВЭБа Игорь Шувалов. — Если Владивосток не будет городом с населением больше миллиона и с экономикой, которая будет значительно больше, чем сейчас, плохо будет всем: и Петропавловску, и Магадану, и всем на свете», — сказал Шувалов.

Мастер-план Владивостока, первоначально оцененный в «не очень приличный», по словам Трутнева, триллион рублей, корректировали уже дважды. В облегченной версии остались легкое метро (на основе действующих ж/д путей), кольцевая автодорога, чтобы разгрузить город от фур, сплошная благоустроенная набережная вдоль Амурского залива, парки и современная жилая застройка, которые вместе изменят морской фасад города. 

Власти рассчитывают, что к 2030 году им удастся сделать Владивосток равным крупным городам АТР.

«Есть все предпосылки для того, чтобы Владивосток превратился в федеральный центр — логистический, научный и культурный, — сказал Константин Шестаков. — Вокруг нас — азиатский тигр, бурно развивающиеся города АТР. Мы не можем плестись у них в хвосте. Нам нужно предложить такое качество жизни и такое качество ведения бизнеса, чтобы Владивосток стал признанным центром финансов и торговли в АТР».

Планы посчитают по весне

Мастер-планы для остальных городов должны быть готовы к началу весны 2023 года. «Это не будет ежегодным мероприятием, — сказал на итоговом брифинге форума Юрий Трутнев. — До 1 марта мы должны их все закончить. Этот процесс мы не собираемся растягивать. Сейчас надо заканчивать работу с ними, определяться с источниками финансирования. Дальше — переходить к проектированию и строительству, чтобы города скорее преображались».

Как отметил в ходе ВЭФ глава корпорации «ДОМ.РФ» Виталий Мутко, разработка мастер-планов уже обошлась бюджету в 1 млрд рублей.

Затраты на их реализацию уже будут в триллионном измерении. Впрочем, формулу финансирования определил управляющий банкир бизнес-блока ВЭБ.РФ Антон Перин: «Инвесторы и банки видят, что поддержка идет, и они активнее работают: на один рубль бюджетных средств идут восемь рублей банковского финансирования».