Top.Mail.Ru
архив

Анатолийцы в Северной Венеции

На рынок Санкт-Петербурга выходит Yimpas Holding. Турецкая компания будет создавать в северной столице сеть моллов под своей маркой. О том, как преобразится через пару лет питерский ритейл, можно только догадываться. Три года назад первый гипермаркет компании "Рамэнка" кардинально изменил расклад сил в Москве. Северную столицу, похоже, ожидает то же самое.

"Письмо от турецкого султана"

Международных розничных операторов на российском рынке ждали с опаской. В преддверии их прихода в Москве стали появляться магазины, более или менее похожие на магазины западных сетей.

К счастью для российского ритейла, у него еще есть время для развития: пока вовсю осваивают наш розничный рынок только турки. "Рамэнка" в конце декабря открывает еще два супермаркета - в Марьине и на Соколе, а в январе 2001-го - третий гипермаркет. Согласно планам компании в Москве должно быть четыре гипермаркета и двадцать супермаркетов "Рамстор". Yimpas Holding собирается строить магазины в Санкт-Петербурге. На первом этапе планируется открыть три гипермаркета. Они будут крупнее московских "Рамсторов". Торговая площадь самого большого "Рамстора" на Каширке около 10 тыс. кв.м, инвестиции компании в него составили $50 млн. Предполагается, что гипермаркеты Yimpas будут стоить компании по $100 млн и иметь площадь порядка 18 тыс. кв. м.

Турецкий поход в Россию связан с обострением конкуренции в странах Европы и в самой Турции. По словам генерального директора "Рамэнки" Мустафы Саглама, именно конкуренция на турецком рынке привела в 1995 году к идее выхода на российский рынок. Аналогичное решение Yimpas Holding обусловлено тем, что конкуренция стала еще жестче. Теперь компаниям негде развиваться не только на родине, но и в других европейских странах. Моллы, принадлежащие холдингу Yimpas, расположены помимо Турции в Германии, Австрии и Бельгии. "Западный рынок перенасыщен, и развиваться на нем можно только за счет поглощения части бизнеса менее динамичных конкурентов, постоянно улучшая сервис и снижая цены. Российский же рынок практически свободен. Собственное know-how турецких компаний позволяет им нормально входить на рынки, сложные либо неинтересные для немецких, французских и английских операторов", - считает Олег Войцеховский, директор проектного бюро компании "Русский проект", представитель программ Европейского торгового института.

А мы пойдем на Север

Выбор Санкт-Петербурга в качестве стартовой площадки для проекта кажется странным только на первый взгляд. В действительности в этом был резон. Не нужно было даже договариваться с "Рамэнкой" о разделе сфер интересов. "Никаких переговоров не было, - говорит Анастасия Кармазина. - Санкт-Петербург, видимо, выбран потому, что тамошний рынок до недавнего времени был абсолютно пуст". У "Рамэнки" также есть планы относительно развития в Санкт-Петербурге, но пока не слишком определенные. Монтекки и Капулетти

Коч и Сабанжи - самые богатые и влиятельные семьи в Турции. Принадлежащие Koc Holding компании Ram Foreign Trade Company и Migros стали соучредителями "Рамэнки". Выходящий на рынок Санкт-Петербурга Yimpas Holding контролируется семейством Сабанжи. По активности и капитализации холдинги идут почти в ногу. Компания Yimpas Holding появилась на турецком рынке в 1982 году. Как и Koc Holding, на лидирующие позиции Yimpas вышла благодаря правительственной поддержке развития розничной торговли. Помимо ритейла обе компании активно занимаются строительством и другими бизнесами. Yimpas Holding, например, имеет интересы в пищевой отрасли, легкой, электронной и металлургической промышленности. Компания владеет также сетью отелей в 22 странах мира. В октябре 2000 года начато строительство первого пятизвездочного отеля в Бишкеке. Турки планируют инвестировать в проект $100 млн. После окончания проекта бизнес в киргизской столице будет продолжен. Возле аэропорта "Манас" в Бишкеке планируется организовать фермы, где будет производиться молочная и мясная продукция. Освоение традиционно мусульманских столиц республик РФ и стран СНГ - типичная для турков стратегия. "Рамэнка" построила супермаркеты в Алма-Ате и Баку, собирается открывать магазин в Казани. Обе турецкие компании предпочитают турецкий же менеджмент, в какой бы стране мира они ни вели бизнес. В "Рамэнке" до сих пор нет ни одного русского на уровне среднего звена и выше, хотя компания уже имеет в нашей стране восемь магазинов. Гипермаркеты Yimpas в Германии прежде всего посещаются и обслуживаются турецкой же диаспорой, численность которой - восемь миллионов человек. В России турецких строителей тоже много, но все же меньше, чем в Германии. Поэтому возможен отход от некоторых фундаментальных принципов корпоративного построения бизнеса. Однако Коран будут чтить и в питерских магазинах: по заявлениям представителей холдинга, спиртное там продаваться не будет. В магазинах же "Рамэнки" крепкие напитки продаются. Анастасия Кармазина, пресс-секретарь компании, говорит, что идея отказа от спиртного даже не обсуждалась. "Бизнес диктует свои условия. Соблюдая исламские законы, мы отсекли бы значительную часть оборота". Возможно, начав работать в России, Yimpas Holding тоже откорректирует стратегию. В европейских магазинах холдинга алкоголь не продается, но там и пьют "не по-русски".

Вообще иностранные ритейлеры не всегда начинают освоение России с Москвы. Немецкая Rewe планирует создавать сеть с Калининграда через Питер на Москву. "Первым иностранцам на рынке надо было строить в Москве, - говорит Родион Толпушов, директор консалт-бюро "Современные розничные технологии". - Российская столица воспринимается как имиджевый город. Сюда готовы "вбухивать" деньги без счета. Чтобы бросить якорь. А потом уже развиваться дальше. В Питере - другая ситуация. Там потребительский уровень ниже, поэтому все заняты подсчетами, сколько стоит открыть там бизнес и когда вложения окупятся".

К тому же в Санкт-Петербурге Yimpas со своими моллами будет как в чистом поле. "Здесь с сетями плохо, есть только дискаунты "Пятерочка" и "Копейка" с принципиально иным уровнем вложений, - говорит Олег Войцеховский. - Супермаркеты в Петербурге в сети не объединены. Пока конкуренции с серьезными отечественными сетевиками в Питере не будет. В Германии Yimpas использует стратегию для перенасыщенного рынка, а в России будет применять стратегию для свободного рынка".

Моллов европейского уровня в Санкт-Петербурге нет вообще. Yimpas мог бы стать явлением на питерском рынке, как в свое время первый гипермаркет "Рамстор" - на московском. "Yimpas - очень интересная турецкая компания, которая является чуть ли не единственным иностранным сетевым оператором на немецком рынке. У нее дешевые супермаркеты с минимальным дизайном торгового зала, довольно большой долей специфического национального ассортимента и турецкий персонал. Это позволяет снизить издержки чуть ли не до дискаунтного уровня", - подтверждает Войцеховский. Экономичность сети - еще одна причина, по которой выбран Питер, а не Москва. В городе на Неве издержки гораздо ниже, власти не столь коррумпированы, да и рабочая сила дешевле.

Карта меняется

Конечно, появление иностранных инвестиций подхлестнет питерский рынок, как это произошло в свое время в Москве. По мнению Родиона Толпушова, некоторую конкуренцию Yimpas могли бы составить cash & carry "Мегамарт". Около 15% оборота сети из пяти магазинов приходится на розничные продажи. К тому же магазины "Мегамарт" достаточно крупны: в сети есть два магазина площадью по 5 тыс. кв. м, один - площадью 10 тыс. кв. м. Самая крупная питерская сеть "Пятерочка", в которой сейчас 36 магазинов, а концу года будет 40, составит туркам конкуренцию по цене. Гипермаркеты за счет большого оборота могут удерживать цены на уровне рыночных, как и дискаунты. В отличие от московских дискаунтов, питерские в убыток не работают. Тем более что размеры сети позволяют "Пятерочке" удерживать низкие цены.

В то же время приход международного оператора может ускорить развитие розничного проекта компании "БалтСтальПрокатПлюс". Компания владеет участком земли в районе метро "Пионерская", где предусмотрено строительство торгово-развлекательного центра "Пионер" с полезной площадью 16 тыс. кв. м. "БалтСтальПрокатПлюс" выступает в роли собственника земли и девелопера. Непосредственно для управления проектом будет привлечен торговый оператор. По словам Андрея Грудина, генерального директора компании, с Yimpas Holding ведутся переговоры. Других иностранных кандидатов, кроме Yimpas, пока нет, хотя проект вызвал интерес на выставке MAPIC в Канне. Бюджет строительства и запуска центра - около $13,5 млн. Предполагается, что молл будет построен к 2002 году. С турками или без. Так что через два года питерский ритейл станет похожим на московский. Во всяком случае, по насыщенности и наличию всех размеров.

Еще по теме