Top.Mail.Ru
архив

Автонаезд

Правительство по инициативе Внешэкономбанка отказалось от идеи продажи госпакета акций «КамАЗа».

Внешэкономбанк (ВЭБ) потребовал через суд взыскать с автозавода $151 млн задолженности по кредиту, предоставленному "КамАЗу" девять лет назад EximBank of Japan под гарантии российского правительства. Эти средства были потрачены на восстановление после пожара на заводе двигателей. Но рассчитаться по кредиту "КамАЗ" не может до сих пор.

На предприятии заявляют, что выплата долга может привести к ухудшению финансовых показателей или потребует дополнительных займов. В следующем году государство планировало продать 34% акций компании, но в такой ситуации это совершенно невыгодно, говорят эксперты.

Основными противниками приватизации "КамАЗа" можно считать правительство Татарии, которое владеет 11,6% акций автозавода, и Внешторгбанк (ВТБ), обладающий 19,41% акций. В августе этого года правительство республики, наряду с некоторыми другими акционерами "КамАЗа", передало свои бумаги в уставный капитал компании ОАО "КамАЗ-Капитал". Кто именно является конечными владельцами этой фирмы, неизвестно. Но аналитики предполагают, что за этой компанией стоят Внешторгбанк и правительство Татарии. Еще в 2002 году банк заключил соглашение с республиканским правительством о сотрудничестве в промышленной сфере. ВТБ осуществлял кредитование завода, а взамен предприятие перевело на него свои финансовые потоки. Участники рынка не исключают, что "Внешторг" мог приобрести еще 6,78% акций "КамАЗа" у ЕБРР.

Таким образом, Внешторгбанк и региональные власти сформировали в "КамАЗ-Капитал" блокирующий пакет акций автомобильного завода на случай возможного недружественного поглощения со стороны Олега Дерипаски при продаже госпакета. Его холдинг "Руспромавто" не раз заявлял об интересе к татарскому предприятию.

Иск Внешэкономбанка к "КамАЗу" можно расценивать как первый шаг в "двухходовке" правительства, решившего отыграть назад с приватизацией крупнейшего производителя грузовых автомобилей в России. Вторым шагом стало распоряжение премьера Михаила Фрадкова, в соответствии с которым "КамАЗ" и его дочерние предприятия включены в перечень стратегических предприятий. Теперь автозавод не может быть обанкрочен, несмотря на иск Внешэкономбанка.

Руководство "КамАЗа" в данном конфликте сохраняет спокойствие. Пресс-секретарь завода Ирина Быстрова обещает, что "предприятие останавливаться не будет, и, скорее всего, вопрос будет урегулирован". Гендиректор предприятия Сергей Когогин спокойно ожидает судебного разбирательства. Он чувствует поддержку со стороны Минпромэнерго. Руководство этого ведомства не раз заявляло, что продавать "КамАЗ" надо тогда, когда он освободится от долгов и будет стоить дороже.

 

 

 

Еще по теме