Top.Mail.Ru
архив

Быков голосует из камеры

НА СОСТОЯВШЕМСЯ 3 мая внеочередном собрании акционеров КрАЗа Анатолий Быков сумел из тюрьмы проголосовать своими 28% акций красноярского завода. В итоге, несмотря на наличие контрольного пакета общества в руках аффилированных фирм Абрамовича, в совет директоров вновь просочились два "быковских" человека. Это бывший заместитель гендиректора КрАЗа по финансам Ирина Чехвалова и некий Родни Стюард, представлявший в предыдущем совете интересы TWG. Остальные пятеро новоиспеченных членов совета, включая и председателя Владимира Фарафонова, как и положено, представляют "Сибнефть". Гендиректором завода совет решил оставить Алексея Баранцева.

Можно предположить, что владельцы контрольного пакета акций КрАЗа продолжат давление на Быкова и в будущем могут состояться еще одни перевыборы совета директоров - до сухого счета в пользу Абрамовича. Хотя уже сейчас видно, что Быков больше не имеет реального влияния на КрАЗе. Маловероятно, что директора "от Быкова" будут реально участвовать в определении стратегии КрАЗа. Ирина Чехвалова находится в декретном отпуске, а Родни Стюарта никто в Красноярске не видел. К тому же с начала апреля по договоренности с Абрамовичем на заводе работала команда "Сибирского алюминия" во главе с вице-президентом группы Виктором Гейнце. По сути это была "зачистка" менеджмента КрАЗа от ставленников Быкова. По сообщениям красноярской прессы, Гейнце ввел в штатное расписание несколько новых должностей: первого зама по правовым вопросам и управлению собственностью, зама по экономике и финансам, четырех помощников гендиректора и трех консультантов. На все эти должности были назначены сотрудники "Сибала". За месяц антикризисная команда перевела все торговые контракты с фирм, близких к Анатолию Быкову и Василию Анисимову (глава группы "Трастконсалт", бывший акционер КрАЗа) на трейдеров Абрамовича. Причем любопытно, что, по данным красноярской прессы, толлинговые контракты были переведены на фирму с красноречивым названием Sibirsky Aluminium U.K. Ltd, а по словам самого Гейнце, - на компанию Абрамовича "Руником" (трейдер и акционер "Сибнефти").

Кроме того, менеджеры "Сибала" обнаружили, что на КрАЗе есть серьезные финансовые проблемы - неурегулированный долг перед близкими Быкову банковскими структурами в размере $47 млн и 3,2 млрд руб. кредиторской задолженности перед "Красэнерго". Команда Гейнце добилась через арбитражный суд приостановления решения региональной энергетической комиссии об увеличении с 1 апреля тарифов на электроэнергию в 1,5 раза. Судебный пристав вынес протест на решение РЭК и весь апрель КрАЗ платил по старому тарифу. По словам Виктора Гейнце, к намеченному на лето очередному собранию акционеров антикризисная группа намерена представить свой бизнес-план деятельности завода. "Реформу на заводе может провести его директор Алексей Баранцев, самостоятельно или с помощью акционеров", - сказал Гейнце.

Баранцев на брифинге после внеочередного собрания акционеров сказал журналистам, что у него есть собственная программа развития предприятия. В пресс-службе холдинга Абрамовича "Русский алюминий" говорят, что в ближайшее время все назначенцы из "Сибала" уйдут с КрАЗа и, вероятно, будут заменены представителями "Сибнефти" и, таким образом, "Сибал" вновь потеряет влияние на КрАЗе. Пока непонятно, свидетельствует ли это об охлаждении отношений между Дерипаской и Абрамовичем. Возможно, столь короткий срок пребывания на КрАЗе менеджеров Дерипаски был оговорен заранее. Стоит отметить, что в случае принятия полной ответственности за политику КрАЗа Дерипаска ставит себя в двусмысленное положение по отношению к партнеру по Саянской энергометаллургической компании Чубайсу. В первоочередных интересах КрАЗа сейчас - замять огромный долг перед "Красэнерго", но для Чубайса простить алюминиевому заводу 3,2 млрд руб. - значит подставить себя под удар перед очередным собранием акционеров "ЕЭС России". Главный энергетик страны уже дважды через прессу посылал лидеру "Сибала" предупреждения, и Дерипаска, вероятно, внял им.

"Энергетическая" тема весьма актуальна и на втором крупном алюминиевом участке Романа Абрамовича - БрАЗе. Собрание акционеров Братского алюминиевого завода намечено на 3 июня. На этом заводе "младшим" акционерам (гендиректору Борису Громову и главе фирмы "Росал" Юрию Шляйфштейну) принадлежит блокирующий пакет акций - 33%. Говорят, Громов публично объявил, что уйдет со своего поста. Однако у Громова и Шляйфштейна есть весьма важный "ресурс" для переговоров с Абрамовичем. Им принадлежит крупный пакет акций "Иркутскэнерго". По предположениям гендиректора "Иркутскэнерго" Виктора Боровского, ранее Шляйфштейн намеревался использовать этот пакет для давления на энергетиков в вопросе создания энергометаллургической компании с участием "Иркутсэнерго" и БрАЗа.

Виктор Боровский говорит: "В 1999 году Шляйфштейн купил 11% акций "Иркутскэнерго". Возможно, он это сделал через приобретение ADR на американском рынке. По крайней мере у нас было выпущено ADR на 34% уставного капитала. Вместе с аффилированными фирмами у БрАЗа набирается около 18% акций нашей компании. Еще есть 6% свободных акций у трудового коллектива и 40% в руках областной администрации. Шляйфштейн не скрывал, что собирается создать энергометаллургическую компанию. Он увидел, что Братскую ГЭС невозможно "выдрать" из состава "Иркутскэнерго", и тогда решил скупать акции самой энергосистемы. Но зачем нам энергометаллургическая компания? Это нужно алюминщикам, чтобы удешевить производство металла. Возьмите Саянское ЭМО. СаАЗу для удовлетворения потребностей нужно всего 25% энергии Саяно-Шушенской ГЭС. О развитии мощностей станции он может не заботиться. По сути ГЭС становится цехом завода. Моя неуступчивость Шляйфштейну оказалась "не к столу". Первый шаг он вместе с губернатором Говориным предпринял в направлении создания Иркутского ЭМО - проявил инициативу о пересмотре устава на внеочередном собрании акционеров "Иркутскэнерго" (оно состоялось 28 апреля. - "Ко"). Но сейчас в связи с появлением на БрАЗе новых собственников Шляйфштейну, видимо, не до этого".

Действительно, 28 апреля энергетикам удалось принять свой вариант поправок в устав, согласно которому директором может стать только энергетик с большим стажем. Без поддержки 18% пакета акций, приобретенных на алюминиевые деньги, губернатор Говорин и его ставленники - братья Ерощенко (фирма "Истлэнд" и Восточно-Сибирская ФПГ, которая управляет 20% из госпакета акций "Иркутсэнерго") уже не смогут сменить менеджмент энергосистемы. Роман Абрамович, видимо, еще не определился, на чьей он стороне в этом конфликте. Известно только, что сейчас он активно ведет со Шляйфштейном переговоры о выкупе акций "Иркутскэнерго". Возможно, в результате соглашения у "Росала" сохранится часть торговых контрактов с БрАЗом.

Еще по теме