Top.Mail.Ru
архив

CeBIT запутался в сетях Интернета

Целую неделю, с 24 февраля по 1 марта, выставочный комплекс "Ганновер Мессе", где на территории общей площадью более 408 тыс. кв. м разместились стенды свыше 7,5 тыс. компаний из 63 стран, осаждали интернациональные толпы посетителей. По предварительным подсчетам, CeBIT-2000 должен был принять около 700 тыс. визитеров из 100 стран мира. Однако интерес к экспозиции превзошел все ожидания: поглазеть на чудеса "Ганновер Мессе" пришли 1,5 млн человек.

Небывалый наплыв посетителей выставки объясняется магией чисел. На пороге третьего тысячелетия ведущие мировые компании просто обязаны были представить что-нибудь захватывающее и интересное. Так оно и случилось: со своими новинками выступили практически все участники CeBIT-2000 - от производителей компьютеров и программного обеспечения до Интернет-провайдеров и телекоммуникационных операторов.

Рекордное представительство на ярмарке у тайваньских компаний. Как и полагается китайцам, особо крупных среди них нет, зато их очень много - около 500. Основа тайваньской экспозиции - "компьютерное железо", в производстве которого китайцы традиционно сильны. Чуть скромнее представлены американские фирмы. Их на выставке 481. Однако на стендах американцев, исторически лидирующих в сфере IT (информационные технологии), почти сплошь громкие имена: IBM, Intel, Oracle, Seagate... Личным присутствием CeBIT не почтил разве что "верховный жрец" ультрамодной религии - e-commerce - супер-гигант AOL. Это, однако, имеет вполне логическое объяснение: вся информация о корпорации транслируется через Интернет.

Надо сказать, что нынешний CeBIT окончательно запутался в сетях всемирной паутины. Добрых две трети экспозиции посвящено решениям в области телекоммуникаций и программного обеспечения для Интернета. Микропроцессорами, материнскими платами, мониторами и т.д. интересовались в основном специалисты. Любопытство дилетантов (а именно рядовые пользователи Интернета и обладатели мобильных телефонов составляли подавляющее большинство посетителей) было приковано к стендам компаний, предлагающих программное обеспечение и телекоммуникационные услуги.

"Окна" в будущее

Огромная толпа собралась у экспозиции Microsoft, демонстрирующей возможности новой операционной системы Windows-2000. Четырехлетние усилия корпорации увенчались появлением системы, рассчитанной на использование как в обычных персональных компьютерах, так и в мощных интернетовских серверах. Настойчивое стремление Microsoft закрепиться на рынке программного обеспечения для серверов объясняется тем, что вычислительные системы, опирающиеся на Интернет, вытесняют операционные системы, на которых работают PC.

Основное преимущество Windows-2000 заключается, по словам Кита Уайта, возглавляющего отдел маркетинга Microsoft, в том, что она "способна положить конец ненавистным фатальным сбоям компьютеров". Впрочем, достоинства программы, демонстрирующей согласно рекламным буклетам "почти безупречное сочетание надежности, гибкости и удобства", отнюдь не бесспорны. Так, по утверждению специалистов консультационной фирмы Gardner, с Windows-2000 плохо совмещаются программы других изготовителей, а при переходе на новую систему серьезные проблемы возникнут на каждом четвертом компьютере. Конкурент Microsoft - компания Novell утверждает, что обнаружила в Windows-2000 серьезные ошибки, касающиеся защиты информации от несанкционированного доступа. А ряд малых и средних европейских фирм обвиняют Microsoft в том, что новая система, будучи установлена на домашнем компьютере, обеспечивает бесперебойную коммуникацию в Интернете только с теми серверами, которые также работают с Windows. В настоящий момент жалоба разбирается Европейской комиссией. Так что от перехода на новую операционную систему, возможно, стоит воздержаться по крайней мере до конца июня, когда, как ожидается, будут устранены наиболее явные ошибки и недоработки. Впрочем, вопреки всему топ-менеджеры корпорации полны оптимизма. Уже в этом году Microsoft рассчитывает получить от продажи Windows-2000 не менее $10 млрд.

Хороший бизнес - электронный бизнес

Безусловными фаворитами CeBIT-2000 оказались мобильный Интернет и электронная коммерция. Буковка "е" навязчиво преследовала буквально повсюду. Создается впечатление, что уже на следующей Ганноверской ярмарке изголодавшимся посетителям придется покупать пиво и сосиски исключительно через Интернет.

При этом всем и каждому вбивается в голову, что e-commerce более не является последним писком мировой моды. Лейтмотив нынешней выставки - "Забудьте об электронной коммерции: CeBIT-2000 несет вам электронный бизнес". Не следует, впрочем, думать, будто "он-лайновые" продажи уступают место чему-то абсолютно новому. Просто к привычной технологии B2C (Business to Consumer), символизирующей бизнес с частным потребителем, добавляется B2B (Business to Business), расширяющая возможности Интернет-общения между самими компаниями. В общем, вспоминается известное выражение про "вид на яйца, только сбоку".

Тем не менее виртуальная торговля получает все большее распространение. Во всяком случае, контракты на программное и техническое обеспечение электронной коммерции разлетались на выставке как горячие пирожки. Вслед за американскими все большее число европейских компаний не мыслят себя вне Интернета. Например, германский концерн Siemens считает развитие электронной коммерции одним из приоритетных направлений своей работы. В 2001 году концерн предполагает продать (в том числе и через Интернет) 60 млн мобильных телефонов. Если концерну это удастся, Siemens станет третьим крупнейшим мировым производителем сотовых трубок - вслед за Nokia и Ericsson.

Позвони мне в Интернет

Навязчивая идея обручить сотовый телефон с Интернетом, господствующая в последнее время в умах производителей средств мобильной связи, реализовалась благодаря появлению нового стандарта - WAP. Протокол беспроводной передачи информации (а именно так переводится с английского эта аббревиатура) сам по себе новинкой не является. Технология была продемонстрирована еще в прошлом году на телекоммуникационной выставке в Женеве. Однако на CeBIT-2000 беспроводная передача информации получила реальное коммерческое воплощение. Практически все ведущие компании предложили свои варианты телефонов, позволяющих читать на дисплее интернетовские сайты. Правда, свобода передвижения в сети Интернет обладателя новомодного WAP-телефона пока существенно ограниченна. Во-первых, в числе доступных сайтов лишь новостная дорожка, сводка погоды, биржевые курсы. Во-вторых, а это куда более серьезная проблема, пропускная способность существующих сотовых телефонов все еще очень мала - 9600 бит в секунду. Поэтому реальный доступ во всемирную паутину пользователи мобильных телефонов получат лишь с приходом нового стандарта сотовой связи - UMTS (в переводе на русский: "универсальная система мобильной телекоммуникации"). Телефоны, работающие в этом стандарте, способны передавать информацию со скоростью до двух мегабит в секунду.

Вот тогда-то абонент и оценит все преимущества мобильной связи будущего. Телефон превратится в универсального помощника. Трубка (форма, впрочем, может быть практически любой) совместит функции секретаря, следящего за графиком деловых встреч; сиделки, напоминающей о времени приема лекарства; биржевого маклера, информирующего вас о курсе акций, и сможет скачивать для владельца любимую музыку из Интернета. Кстати, уже сегодня шведский концерн Ericsson предлагает владельцам сотовых телефонов новую услугу: через Интернет они могут загрузить прямо на трубку новые мелодии звонка - до полутысячи. Идея Ericsson не осталась незамеченной: немецкое агентство GEMA, занимающееся охраной авторских прав музыкантов, прислало шведам счет. За каждую мелодию, написанную ныне живущим или скончавшимся не позднее 70 лет назад композитором, концерну придется заплатить 5 пфеннигов.

Помимо технологических новшеств производители мобильных телефонов удивляли посетителей дизайнерскими изысками. Тот же Ericsson представил на CeBIT-2000 первый сотовый телефон в корпусе, выполненном из титана. Этот металл отличается высокой твердостью, пластичностью и стойкостью к химическим воздействиям, а также малым удельным весом. В сущности у титана лишь один недостаток - он очень дорог. Поэтому в качестве пробного шара на рынок будет выпущен лишь один вариант титанового телефона (модель R320s).

Гвоздь программы Samsung - сотовый телефон Anycall, выполненный в форме наручных часов. Разработчики этого аппарата явно ориентировались на молодежную аудиторию, причем американскую (дизайн корпуса стилистически выдержан в духе баскетбольных кроссовок). И пусть идея на первый взгляд выглядит несколько вольно, новинка от Samsung вполне вписывается в рамки господствующей ныне среди производителей тенденции к созданию продуктов для определенных сегментов рынка.

Своеобразными стилистическими решениями отметилась и Nokia. Финны справедливо рассудили, что пыле- и водонепроницаемый ударопрочный телефон не должен смотреться слишком спортивно или стильно. Модель 6250 таковой и не выглядит. Мощный корпус новинки ассоциируется скорее с приснопамятными милицейскими рациями, традиционно использовавшимися стражами порядка как достойная альтернатива резиновой дубинке.

Популярное "железо"

Компьютер нового столетия должен быть максимально простым, удобным в обращении и занимать как можно меньше места. На нынешней выставке, например, практически не увидишь привычных мониторов размером с телевизор. Практически на всех стендах стоят плоские мониторы на жидких кристаллах. Все большая роль отводится переносным компьютерам (современный пользователь должен быть максимально мобилен). При этом сами "ноутбуки" становятся все меньше. Многие фирмы пытаются превратить в полноценные компьютеры мобильные телефоны и электронные записные книжки. Прототип устройства, сочетающего в одном корпусе мобильный телефон, телевизор и портативный компьютер, можно было увидеть на стенде фирмы Alcatel. Аппарат размером с сигаретную пачку выполнен в виде кулона. Такое украшение позволит владельцу путешествовать по сети, смотреть видео, ну и, конечно, звонить. Серийное производство компания планирует начать уже через два-три года.

Как бы там ни было, а производство компьютерного "железа" - в отличие от программ - неуклонно снижается. Компьютеры становятся все более мощными и долговечными, так что менять их столь часто, как раньше, уже не имеет смысла. Изменившаяся конъюнктура рынка заставляет производителей комплектующих приспосабливаться к новым реалиям. Например, американская Seagate Technology, традиционно специализировавшаяся на производстве дисковых и ленточных накопителей, активно осваивает новые сегменты рынка. Инициативы Seagate направлены прежде всего на потребительский рынок, где компания планирует предложить комплекс бытовых устройств на базе дисковых накопителей. Простейший пример применения жесткого диска в быту (то есть в устройстве, отличном от компьютера) - цифровой видеомагнитофон, или DVR, который придет на смену традиционному видеомагнитофону VCR. Вместо того чтобы использовать кассету с магнитной лентой, теперь фильмы и программы можно будет записывать на дисковые накопители внутри DVR.

Жесткий диск внутри DVR хранит определенный объем видеопрограмм. Объем этот, однако, небесконечен. Можно, разумеется, стереть полюбившийся фильм ради записи нового, но есть способ лучше. Просто отправьте ваше видео в дополнительный ящик для хранения данных (Expansion Storage Box) - устройство, аналогичное DVR, которое используется для хранения вашей видеоколлекции. Опять не хватает места? Отправьте файлы в домашнее информационное хранилище (Media Tank) - огромный ящик с множеством накопителей, который стоит где-нибудь в кладовке, скрытый от посторонних глаз. Здесь хранятся ваши видео, электронная почта, фотографии - все что угодно.

"В Группе потребительских решений Seagate мы видим свою главную задачу в том, чтобы дать потребителю недорогой, тихий накопитель, вмещающий большие объемы информации, - говорит Боб Тил, вице-президент Группы потребительских решений Seagate. - Хранение видео на дисковых накопителях требует много места. Даже единицы измерения меняются: сегодня покупателей интересуют не гигабайты емкости, а сколько "часов воспроизведения" вмещает данный накопитель".

Впрочем, домашние цифровые сети - дело будущего. А главной премьерой Seagate в Ганновере стала новинка перспективного семейства дисководов Cheetah - модель Х15. Феноменально быстрое действие нового дисковода (15 000 оборотов в минуту) открывает пользователям новые возможности в области профессионального видео, компьютерной графики и конечно же вездесущего e-business. По словам Давида Викермана, вице-президента Seagate Technology, потребности электронной коммерции существенно изменили запросы рынка. Теперь ценность сервера измеряется не объемом памяти, а скоростью проведения операций. "Всем нам знакомо томительное ожидание ответа Интернет-сервера. Cheetah X15 способна ускорить процесс минимум на 50%", - заявил Давид Викерман.

Цифровые "игрушки"

Потрясающим успехом пользовалась на выставке и обычная потребительская электроника. Толпы любопытствующих осаждали стенды с цифровыми фотокамерами, MP3 плейерами, игровыми приставками.

Подлинный фурор произвела любительская цифровая камера QV-3000EX/1r от фирмы Casio. Фотоаппарат с разрешением в 3,34 млн пикселей "распознает" 16,7 млн цветовых оттенков. На серийном элементе памяти емкостью 8 мегабайт помещается 113 кадров. Камера имеет ряд стандартных режимов съемки: портретная, панорамная, ночная, крупный план и т.д.

Разрешающая способность последних моделей любительских камер поистине потрясает. Но что вы скажете о профессиональном оборудовании, обладающем разрешением в 6,1 млн растровых точек?! Именно такие характеристики у камеры S1, представленной фирмой Fuji. Даже очень маленькие фрагменты кадра могут быть увеличены без видимой потери качества.

Не меньший восторг вызывали у посетителей и оригинальные модели MP3 плейеров. Предмет, на первый взгляд выглядевший как короткая толстенькая авторучка, оказался при ближайшем рассмотрении новым цифровым аудиоплейером от Sony. Японская "авторучка" под названием Music-Clip весом менее 50 г способна хранить в своей памяти около двух часов музыки, записанной с компьютера или компакт-диска.

Цифровые плейеры компании Creative Labs, известной своими инновационными проектами в области персональных мультимедийных развлечений, хоть и не отличались причудливыми формами, но по своим характеристикам и потребительским свойствам оказались вполне способны потягаться с любыми конкурентами. Новинка в серии Project NOMAD - модель II MG совмещает в одном корпусе плейер и FM-приемник, способный хранить в памяти до 20 предустановленных станций.

Если память плейера II MG способна хранить лишь несколько часов музыки, то Jukebox без труда вместит фонотеку из 150 альбомов. Внутри аппарата, напоминающего привычный "дискман", действительно спрятан диск - жесткий диск. По сути Jukebox - настоящий маленький компьютер, способный принимать, хранить в памяти и передавать не только файлы в формате MP3, но и любые другие данные: текстовые документы, картинки и т. д.

Магия цифр на рубеже третьего тысячелетия оказала CeBIT-2000 хорошую услугу. Полтора миллиона посетителей теперь точно знают, что производители еще долго не оставят их без своей опеки. В общем, включайте свой мобильный телефон, заходите в Интернет и занимайтесь там e-commerce. Сейчас это модно.

Еще по теме