Top.Mail.Ru
архив

Чтоб не пропасть поодиночке

До начала летнего сезона - самого активного и доходного времени для авиакомпаний и туроператоров - осталось около месяца. И те и другие начинают пробуждаться от зимнего оцепенения. Именно сейчас формируются тарифы, по которым туристические компании в наступающем сезоне будут выкупать чартерные рейсы. Факты свидетельствует, что в этом году билеты (а значит, и турпакеты) будут дороже, чем в предыдущем. В конце февраля крупнейшие московские чартерные перевозчики предприняли первую "массовую" попытку координации своей деятельности, направленную на повышение общего уровня тарифов и вытеснение со столичного рынка активно пробивающихся на него регионалов. За год в несколько раз возросли цены на топливо и обслуживание самолетов, начал действовать ряд ограничений для полетов российских самолетов по мировым воздушным трассам. Авиакомпаниям, которым пришлось модернизировать самолеты, срочно необходимо компенсировать расходы.

Возьмемся за руки, друзья

Чартерные перевозки составляют порядка 10% отечественного авиарынка и традиционно являются самой беспорядочной его частью. Лицензии на нерегулярные полеты по тем или иным маршрутам получить гораздо легче, чем разрешение на соответствующие регулярные линии, при этом обязательства авиакомпании перед пассажирами "весьма приблизительные". Чартерные рейсы продаются, как правило, туроператорам и турагентам блоками мест или даже полностью "самолетами". Они гораздо более надежны для авиакомпании с точки зрения гарантированной оплаты, хотя в расчете на одного пассажира и существенно дешевле, нежели регулярные рейсы.

В прошлом году в связи со значительным снижением туристического потока за границу, чартерные перевозки сократились гораздо сильнее, чем регулярные, - в целом на 23,6%. Конкуренция между перевозчиками обострилась, да и платежеспособность населения после кризиса уменьшилась, так что на рынке процветал демпинг. Тут-то авиакомпании и осознали необходимость упорядочения работы на чартерных маршрутах.

По словам представителя одного из перевозчиков, "пока можно было заработать рубль, отняв его у конкурента, никто и не дергался, а зашевелились, когда начали летать в убыток себе". До недавних пор разговоры о координации деятельности компании вели в основном попарно и не могли переломить общей тенденции к необоснованному снижению цен. Однако в середине февраля за стол переговоров наконец-то уселись ведущие столичные чартерники, которых помимо общих проблем с демпинговыми тарифами волновало и вторжение на высокодоходный московский рынок региональных авиакомпаний.

Соглашение об антидемпинге

Документ, описывающий состояние рынка и определяющий основные направления совместной работы компаний, был подписан 11 февраля AJT International, авиакомпанией "Ист-Лайн", "Трансъевропейскими авиалиниями", "Континентальными авиалиниями", "Атлант-Союзом", "Внуковскими авиалиниями". "Аэрофлот", второй в России по чартерным объемам, выступил наблюдателем. По словам Владимира Тихонова, советника гендиректора авиакомпании, представлявшего ее на "картельных встречах", "Аэрофлот" "не может на равных садиться за стол переговоров с мелкими чартерными компаниями". Хочется отметить, правда, что та же сугубо чартерная AJT International является третьей среди российских авиакомпаний по объемам перевозок на международных рейсах, не слишком сильно отставая от занимающего вторую позицию "Пулкова", а в целом входит в десятку крупнейших перевозчиков.

Похоже, каждый из участников договора вкладывает в него свой смысл. Так, гендиректор "Ист-Лайна" Амиран Куртанидзе называет это "соглашением о минимальных тарифах". Заместитель гендиректора "Атлант-Союз" по пассажирским перевозкам Олег Колтунов видит его как "меморандум о состоянии рынка и механизмах его регулирования" и особо выделяет предложения о введении квотирования на чартерных рейсах и минимальных тарифов. По мнению главы AJT Сергея Гусака, в первую очередь необходимо покончить с демпингом; Куртанидзе уточняет: с демпингом со стороны региональных компаний. Леонид Ицков, подписавший соглашение от лица "Внучки", возражает, что регионалы не играют на этом рынке существенной роли, и документ, подписанный московскими перевозчиками, направлен в первую очередь "против" них самих.

При этом никто из участников не тешит себя иллюзиями относительно быстрого и принципиального влияния его на ситуацию на рынке. Не один год воевавшие авиакомпании так быстро не договорятся - например, Ассоциация авиаперевозчиков московского авиаузла, создание которой в рамках совместной работы было намечено на прошлую среду, так пока и осталась в проекте.

Страшилка для турфирм

Все это понимает и рынок: заявления москвичей не вызвали смятения ни среди их коллег, ни в рядах турфирм. Однако инициатива чартерных перевозчиков помимо реальной координации тарифов и стратегий на рынке с очевидностью выполняет и чисто психологическую задачу по "подготовке" турфирм к повышению цен. После громких, раскрученных в прессе заявлений о создании мощного столичного картеля авиакомпаниям наверняка будет гораздо легче увеличить расценки на турецкие рейсы на 20% (что, кстати, вполне правомерно с точки зрения закона). И перевозчики эти "психологические" возможности активно используют. Так, на презентации для туроператоров аэропорта "Домодедово" (и, естественно, авиакомпании "Ист-Лайн") Амиран Куртанидзе гипнотизировал участников туристического бизнеса: "Всех вас конечно же волнует вопрос о создании ассоциации чартерных перевозчиков... Так вот, демпинга мы в этом году не допустим!"

Представители некоторых туристических компаний предположили, что московские чартерники спохватились слишком поздно и на текущий сезон цен уже не изменить, однако авиакомпании в один голос утверждают, что практически никто контрактов еще не заключал. По словам Олега Колтунова, в заявлениях туроператоров много блефа: сейчас все выжидают и по крайней мере не подписывают договоров по демпинговым ценам. Леонид Ицков предполагает, что тарифы на чартеры в этом году вырастут в любом случае и их реальный уровень станет понятным после грядущей весенней туристической выставки. На ней всегда заключается много контрактов, и к этому моменту авиакомпании должны окончательно определиться с расценками.

Скоро сказка сказывается…

Конечно, пока соглашение не может реально разграничивать действия заключивших его перевозчиков. Так, Леонид Ицков в беседе с корреспондентом "Ко" заметил, что "в руках думающего человека это не более чем декларация". В принципе и в самом тексте, и в идеях, в него заложенных, масса недоработанных и просто непродуманных моментов, так что он легко обходится даже легальным путем. Аналогичные точки зрения высказывают и другие участники соглашения. Так, гендиректор AJT Сергей Гусак с грустью отметил, что уже сейчас понятно: нарушать его будут. Не сомневается в способности туроператоров "развести" перевозчиков на такой ранней стадии совместной деятельности и глава авиакомпании "Ист-Лайн" Амиран Куртанидзе.

Однако представители авиакомпаний сходятся в оценке: начало координации усилий чартерных перевозчиков положено, и если оно не потерпит сокрушительного краха (что стимулировало бы, по мнению некоторых экспертов, действительно обвальный демпинг и всеобщее умирание), то по крайней мере к следующему сезону рынок нерегулярных перевозок станет гораздо более "культурным", упорядоченным. И дорогим.

Еще по теме