Top.Mail.Ru
архив

Даже не думай

Youneverknow, или «это русская рулетка». Именно так отвечают голливудские продюсеры, когда их спрашивают о том, насколько успешным будет новый фильм. У их российских коллег определенности больше – коммерческим успехом пока могут похвастаться лишь единицы. И победа российского фильма «Возвращение» на Венецианском кинофестивале вряд ли серьезно изменит ситуацию. Триумф режиссера Андрея Звягинцева и продюсера Дмитрия Лесневского будет способствовать возрождению интереса российского зрителя к отечественному кино, но вряд ли заставит бизнесменов инвестировать в его производство.

Пока российские компании рискуют вкладываться только в прокат. И это неудивительно. В первой половине 2003 года отечественные кинокомпании собрали $80 млн, каждая картина принесла им в среднем $580 000. По прогнозам издания «Кинобизнес сегодня», касса кинопроката в 2003 году составит $175 млн – $180 млн.

Съемка фильмов пока приносит гораздо менее существенные доходы (см. таблицу «Самые кассовые российские фильмы в кинопрокате СНГ»). Фильмы уровня «Антикиллера», «Бумера» или «Даже не думай» стоили своим создателям около $1 млн, и почти столько же составили сборы от проката. «Если вы хотите снять ликвидное кино, вам необходимо инвестировать не менее $1 млн, – говорит Сергей Грибков, продюсер компании Toplineproduction («Даже не думай!», «Мечтать не вредно»). – Из них порядка $300 000 нужно вложить в продвижение фильма».

Как ни парадоксально, производство телесериалов в России стало более выгодным бизнесом, чем съемка кино. Вложенные средства отбиваются уже после второго показа сериала по телевидению. В случае с кино деньги становятся гораздо более длинными: в некоторых случаях продюсеры «выходят в ноль» только после продаж прав на показ фильма одному из телеканалов (от $50 000 до $300 000). Самым успешным «мыльным» проектом остается «Бригада» (продюсер – Валерий Тодоровский). Создание сериала стоило каналу «Россия» $3 млн. После первого же показа фильм окупился. А недавно один из крупнейших европейских кинодистрибуторов – компания BetaFilm заключила контракт на показ «Бригады» на международном рынке. Специалисты считают, что продажа прав на показ фильма только в одной из стран Европы принесет «России» не менее $1 млн.

Ирина Борисова, продюсер фильма «Танцуй со мной» (1999 год), объясняет непопулярность кино у инвесторов тем, что оно по-прежнему остается бизнесом с крайне высокой степенью рисков. Причин тому несколько. «Во-первых, рынок сбыта пока невелик. Для того чтобы снимать кино хотя бы за $10 млн, кинотеатров нужно на порядок больше, – считает Борисова. – Во-вторых, в отличие от Запада в России практически нет компаний, страхующих риски инвесторов в кинобизнесе. Американские контракты предусматривают даже страхование от неблагоприятных погодных условий, в России в лучшем случае возможно только страхование прав интеллектуальной собственности. Однако никому не известно, сколько усилий и средств будет потрачено на то, чтобы доказать сам факт наступления страхового случая. Наконец, есть и национальная специфика: российский продюсер может взять у инвестора, скажем, миллион на производство фильма, а в итоге снять его за существенно меньшие деньги».

Конечно, и голливудские компании рискуют каждый раз, выпуская новый фильм. По статистике, из 10 фильмов прибыль приносит только один. Другое дело, что размер этой прибыли позволяет киностудии произвести еще 10 фильмов. Так, сборы второй части «Гарри Поттера» составили $568,2 млн, поставив картину на третье место в списке самых кассовых фильмов за всю историю кинопроката. Российским кинокомпаниям до такого уровня далеко.

Вряд ли ждет            коммерческий успех и один из самых успешных фестивальных российских фильмов – «Возвращение». Режиссер Бахтиер Худойназаров («Лунный папа», «Шик») считает, что «Возвращение» вряд ли догонит «Сибирского цирюльника» (на сегодняшний момент – самый «кассовый» российский фильм. «Во-первых, картина Звягинцева менее коммерческая. Во-вторых, популярность «Цирюльника» связана с авторитетом Михалкова у отечественных зрителей», – считает Худойназаров.

Вообще большинство успешных российских проектов ориентированы на подростков и молодежь – основных посетителей кинотеатров. «Мы выбрали для себя эту нишу и не жалеем, – говорит Сергей Грибков. – В следующем году планируем сделать пять фильмов, большинство из которых сняты для этой аудитории». Худойназаров также считает, что бизнесмены охотнее будут инвестировать в молодежное кино: «Компании уже занялись строительством кинотеатров, а инвестиции в производство – следующий этап».

Еще по теме