Top.Mail.Ru
архив

Даже не думай

Youneverknow, или «это русская рулетка». Именно так отвечают голливудские продюсеры, когда их спрашивают о том, насколько успешным будет новый фильм. У их российских коллег определенности больше – коммерческим успехом пока могут похвастаться лишь единицы. И победа российского фильма «Возвращение» на Венецианском кинофестивале вряд ли серьезно изменит ситуацию. Триумф режиссера Андрея Звягинцева и продюсера Дмитрия Лесневского будет способствовать возрождению интереса российского зрителя к отечественному кино, но вряд ли заставит бизнесменов инвестировать в его производство.

Пока российские компании рискуют вкладываться только в прокат. И это неудивительно. В первой половине 2003 года отечественные кинокомпании собрали $80 млн, каждая картина принесла им в среднем $580 000. По прогнозам издания «Кинобизнес сегодня», касса кинопроката в 2003 году составит $175 млн – $180 млн.

Съемка фильмов пока приносит гораздо менее существенные доходы (см. таблицу «Самые кассовые российские фильмы в кинопрокате СНГ»). Фильмы уровня «Антикиллера», «Бумера» или «Даже не думай» стоили своим создателям около $1 млн, и почти столько же составили сборы от проката. «Если вы хотите снять ликвидное кино, вам необходимо инвестировать не менее $1 млн, – говорит Сергей Грибков, продюсер компании Toplineproduction («Даже не думай!», «Мечтать не вредно»). – Из них порядка $300 000 нужно вложить в продвижение фильма».

Как ни парадоксально, производство телесериалов в России стало более выгодным бизнесом, чем съемка кино. Вложенные средства отбиваются уже после второго показа сериала по телевидению. В случае с кино деньги становятся гораздо более длинными: в некоторых случаях продюсеры «выходят в ноль» только после продаж прав на показ фильма одному из телеканалов (от $50 000 до $300 000). Самым успешным «мыльным» проектом остается «Бригада» (продюсер – Валерий Тодоровский). Создание сериала стоило каналу «Россия» $3 млн. После первого же показа фильм окупился. А недавно один из крупнейших европейских кинодистрибуторов – компания BetaFilm заключила контракт на показ «Бригады» на международном рынке. Специалисты считают, что продажа прав на показ фильма только в одной из стран Европы принесет «России» не менее $1 млн.

Ирина Борисова, продюсер фильма «Танцуй со мной» (1999 год), объясняет непопулярность кино у инвесторов тем, что оно по-прежнему остается бизнесом с крайне высокой степенью рисков. Причин тому несколько. «Во-первых, рынок сбыта пока невелик. Для того чтобы снимать кино хотя бы за $10 млн, кинотеатров нужно на порядок больше, – считает Борисова. – Во-вторых, в отличие от Запада в России практически нет компаний, страхующих риски инвесторов в кинобизнесе. Американские контракты предусматривают даже страхование от неблагоприятных погодных условий, в России в лучшем случае возможно только страхование прав интеллектуальной собственности. Однако никому не известно, сколько усилий и средств будет потрачено на то, чтобы доказать сам факт наступления страхового случая. Наконец, есть и национальная специфика: российский продюсер может взять у инвестора, скажем, миллион на производство фильма, а в итоге снять его за существенно меньшие деньги».

Конечно, и голливудские компании рискуют каждый раз, выпуская новый фильм. По статистике, из 10 фильмов прибыль приносит только один. Другое дело, что размер этой прибыли позволяет киностудии произвести еще 10 фильмов. Так, сборы второй части «Гарри Поттера» составили $568,2 млн, поставив картину на третье место в списке самых кассовых фильмов за всю историю кинопроката. Российским кинокомпаниям до такого уровня далеко.

Вряд ли ждет            коммерческий успех и один из самых успешных фестивальных российских фильмов – «Возвращение». Режиссер Бахтиер Худойназаров («Лунный папа», «Шик») считает, что «Возвращение» вряд ли догонит «Сибирского цирюльника» (на сегодняшний момент – самый «кассовый» российский фильм. «Во-первых, картина Звягинцева менее коммерческая. Во-вторых, популярность «Цирюльника» связана с авторитетом Михалкова у отечественных зрителей», – считает Худойназаров.

Вообще большинство успешных российских проектов ориентированы на подростков и молодежь – основных посетителей кинотеатров. «Мы выбрали для себя эту нишу и не жалеем, – говорит Сергей Грибков. – В следующем году планируем сделать пять фильмов, большинство из которых сняты для этой аудитории». Худойназаров также считает, что бизнесмены охотнее будут инвестировать в молодежное кино: «Компании уже занялись строительством кинотеатров, а инвестиции в производство – следующий этап».

Еще по теме

архив
Вас не догонят
Скандал с правами на песни группы «Тату», громыхнувший на прошлой неделе, стал одним из самых долгожданных событий на культурной российской сцене. Как же так, удивлялись понимающие люди, уж скоро год, как две московские девочки соблазнили окружающий мир, устроив такое глобальное пип-шоу и заработав на этом для себя и для продюсирующих и звукозаписывающих дядей какое-то количество миллионов, а до сих пор никто не кинул предъяву на свою долю в бизнесе. Тем более что, как шептались те же понимающие люди, у Ивана Шаповалова, продюсера «Тату», с правами на девочек были напряги. Это у поражения находится один, реже два козла отпущения, а вот успех, тем более финансовый, всегда требует группы соавторов. Кто-то сказал «а», кто-то вовремя купил бутербродов, а кто-то вовремя разделил постель.И вот громыхнуло. Лена Кипер, соавтор двух главных хитов – «Нас не догонят» и «Я сошла с ума», собственно, и превративших «Тату» в золотых телочек, заявила, что ее авторские права ущемлены. Дело пошло в Тимирязевский народный суд и в прессу. В этой запутанной истории пусть действительно разбирается суд, а не пресса. По-человечески, гадая на костях успеха, можно допустить все что угодно. Нынешние правообладатели «Тату», одурев от успеха и денег, раздумали делиться (версия истца). Что ж, бывает. Очень по-человечески. Лена Кипер, запускающая собственный проект, решила сделать себе имя на «Тату», а заодно и – по возможности – подзаработать (версия ответчика). Тоже бывает и тоже выглядит достоверно – не корежит человеческую натуру.Это все и называется в шоу-бизнесе платой за успех. Что-то мне подсказывает, что нас еще ждет громкое продолжение истории «Тату». Девочки скоро подрастут и, наверное, выйдут замуж, народят милых детишек или как минимум станут регулярно попадать в таблоиды на пару с очередным (как это у них называется) бойфрендом. В любом случае придуманный для девочек образ не долгоиграющая пластинка. Гумбертианская трагедия состоит в том, что Лолита вырастает – неумолимо и быстро. Трудно представить «Тату», и через три-четыре года поющих про подростковый секс вдвоем и трудности взаимопонимания с родителями. Еще труднее – про тяжелую женскую долю, неверность любимого и про все то, что составляет основной репертуар российских эстрадных девушек от 23 до 53. Наклеенный на «Тату» облик потому и сработал настолько эффективно, что наклеен был идеально – не отлепишь до конца жизни. Даже если через пару лет кому-то из них вдруг захочется петь про женскую долю и рассказывать таблоидам, как Карабас Барабас заставлял играть в ролевые лесби-игры. Так верить, как сегодня, им уже не будут никогда. Свое главное в жизни признание они уже сделали.Это тоже плата за успех и куда более серьезная, чем дележ денег, зависть коллег и прочее театрализованное бизнес-шоу. Популярная фраза про то, что искусство требует жертв, к сожалению, абсолютно истинна. Другой вопрос – кто и что приносит в жертву. Это уже личный выбор каждого, с чем прощаться – с репутацией, здоровьем, семейной жизнью, материальным положением или с талантом.По некоторым – особо суровым – версиям, искусство еще требует и полной гибели всерьез, такой священной самоинквизиции: облить свои чувства, мысли, желания бензином и подпалиться на главной площади города на глазах у тысяч благодарных зрителей. Это, на мой взгляд, кокетство. Даже автор строк про полную гибель проснулся следующим утром, а не задохнулся ночью от идущей горлом поэзии. Тем не менее любой человек, живущий искусством, даже таким конвейерным его подразделением, как поп-музыка, должен иногда задумываться о завтрашнем дне, когда расплата может наступить не только в Тимирязевском нарсуде.
Вас не догонят