Top.Mail.Ru
рынки

Дельта-штамм коронавируса продолжит бить по экономике

Фото: Коммерсант/Легион медиа Фото: Коммерсант/Легион медиа

Дельта-штамм коронавируса уже привел ко всемирным сбоям в цепочках поставок. И в первой половине следующего года, как отмечают эксперты, эта тенденция получит продолжение — цены на транспортировку все еще будут расти, а за ними — и на конечный продукт.

Казавшийся временным явлением кризис в цепочке поставок, судя по всему, продлится и в следующем году, пишет Bloomberg. Дельта-штамм коронавирусной инфекции может создать новые потрясения для мировой экономики, нарушив работу судоходства и подорвав азиатское производство. Многие производители уже сейчас страдают от нехватки ключевых компонентов и более высоких цен на сырье и энергию. Им приходится торговаться за места на судах. Из-за этого фрахтовые стоимости повышаются до рекордных значений. Этот фактор, в свою очередь, побуждает экспортеров поднимать цены или же заявлять об отмене поставок.

Гонконгская компания Musical Electronics Ltd., производящая потребительские товары от динамиков Bluetooth до наушников Rubik, не может получить контейнеры и достаточное количество компонентов, необходимых для нормального функционирования. Затраты фирмы уже сильно выросли, сказал генеральный директор компании Кристофер Це. По его словам, в игрушке-пазле, к примеру, используются магниты, которые стали дороже на 50%. В итоге стоимость производства увеличилась на 7%. Бизнесмен не уверен, сможет ли его компания заработать на определенных товарах, ведь цены продолжают меняться.

Последствия «нулевой терпимости» Китая

Отдельной проблемой для экономики стала политика «нулевой терпимости» китайских властей к коронавирусу. В частности, она выражается в том, что единичные выявленные случаи заражения приводят к закрытию целых предприятий. Так, к примеру, в августе правительство КНР ограничило работу третьего по загруженности контейнерного порта в мире Нинбо. Это решение было принято после обнаружения инфекции у одного докера. Главный терминал порта закрыли на две недели. Ранее в этом году работа других портов в Китае также останавливалась. У экспертов нет сомнений, что локдауны в Китае продолжатся, фрахт в этом направлении будет дорожать, а дефицит контейнеров, застрявших в портах из-за перебоев, только усилится.

Нехватка контейнерных мощностей и перегрузка портов продолжатся в четвертом квартале 2021 года и, может быть, в середине 2022-го, приводит Bloomberg слова президента тайваньской Evergreen Marine Corp. Се Хуэй-чуана. На брифинге 20 августа он сказал, что перегрузка портов может превратиться в новую норму, если пандемия не будет остановлена.

В настоящее время отправить контейнер из Азии в Европу стоит в десять раз дороже, чем в мае прошлого года, свидетельствуют данные Drewry World Container Index. Стоимость аналогичной отправки из Шанхая в Лос-Анджелес выросла более чем в шесть раз. Глобальная цепочка поставок стала очень хрупкой. Усугубить последствия происходящего может любая авария, подчеркивают в HSBC Holdings Plc.

Инфляционные ожидания

Повышение фрахтовых ставок и цен на полупроводники могут привести к инфляции, заметил старший экономист Maybank Kim Eng Research Pte Чуа Хак Бин. В самой крупной в мире компании по производству велосипедов, Giant Manufacturing Co. в Тайване, уже заявили, что поднимут цены в качестве ответного шага на рост затрат.

Американские прогнозисты повысили инфляционные ожидания на следующий год и уменьшили прогнозы роста на 2021-й. Индекс потребительских цен, как ожидается, в третьем квартале в сравнении с прошлогодними цифрами вырастет на 4%. В четвертом квартале значения подскочат на 4,1%. Это в два раза выше целевых показателей Федеральной резервной системы.

Предпосылок к ослаблению кризиса в течение нескольких месяцев не наблюдается, считает исполнительный директор Town Ray Holdings Ltd. Эрик Чан. У этой компании 90% продаж кофемашин приходится на европейских покупателей. Фирма Чана разработала модель поведения в сложившейся ситуации. Производитель кофемашин хранит критически важные компоненты с запасом на год. В противном случае у компании есть риск оказаться в положении, когда ее специалисты не смогут производить продукцию.

Проблемы коснулись и Toyota Motor Corp. Компания в августе сообщила о приостановке работ на 14 заводах в Японии. Автопроизводитель из-за перебоев в поставках сократит производство на 40%.

Также под угрозой находится восстановление Германии. Показатели деловой уверенности в ФРГ упали сильнее, чем предсказывали специалисты. Падение эксперты объясняют нехваткой металлов, пластмассовых изделий и полупроводников.