Top.Mail.Ru
архив

Депо для коммерсантов

За пять месяцев работы компании "Компьютер Депо", входящей в холдинг IBS, число выполняемых ею через Интернет заказов достигло 50%. В результате было принято решение изменить торговую марку на Depo.Ru. По замыслу основателей компании новое имя должно подчеркнуть особое внимание "Компьютер Депо" к Интернету.

По мнению генерального директора "Компьютер Депо" Ольги Наумовой, Интернет становится доминирующим средством работы с корпоративными клиентами. Всего три месяца назад через Интернет приходило лишь 12% всех заказов компании, а теперь этот показатель возрос до 50%. Остальные клиенты продолжают делать заказы традиционным способом - по телефону, но многие из них предварительно выбирают товары на веб-сайте "Компьютер Депо". К концу нынешнего года компания планирует довести уровень Интернет-продаж до 75%. Другая причина смены торговой марки - изменение дизайна и структуры сайта "Компьютер Депо", который является торговой площадкой, ориентированной на бизнес-пользователей компании.

Мотивом для создания новой компании внутри холдинга IBS было стремление освоить сектор малого и среднего бизнеса - круг предприятий с численностью персонала до 500 человек. По данным директора "Компьютер Депо" по маркетингу Дмитрия Лебединского, в настоящий момент компания работает с 1200 клиентами. Сюда Лебединский включает и те компании, с которыми уже идет работа над проектами, и те, с кем подобная деятельность еще только обсуждается. По словам Лебединского, о поле деятельности "Компьютер Депо" судить еще рано: практика показывает, что круг клиентов компании формируется не раньше чем через 9 месяцев после ее возникновения.

Ассортимент товаров и услуг "Компьютер Депо" весьма широк. Кроме собственно компьютерной техники (серверы, ПК) компания предлагает расходные материалы (от картриджей до дискет и бумаги), услуги полиграфии и телефонии (установку телефонных станций, продажу мобильных телефонов). "Нас нельзя назвать компьютерной компанией, мы компания сервисная, - говорит генеральный директор "Компьютер Депо" Ольга Наумова. - Мы продаем не только товары, но и предоставляем клиентам всевозможные услуги, связанные с эксплуатацией оборудования на протяжении всего срока службы этой техники".

Потребность в сервисных компаниях возникла вскоре после августовского кризиса 1998 года. Московские компании, которые уже не могли позволить себе держать большой "бэк-офис" - службу эксплуатации, отдел системной интеграции и т.д., - начали активно отсекать убыточные подразделения. Кто-то должен был взять на себя функции сервиса, и на рынке образовалась соответствующая ниша.

Использование сетевых технологий дает возможность предложить принципиально новые виды услуг, расширить их спектр и повысить качество обслуживания. Например, товар, не требующий материальной доставки (программное обеспечение, макет рекламы и т.д.), можно получить по проводам, не вставая со своего рабочего места.

Однако это не означает, что "Депо" поворачивается спиной к офф-лайновому клиенту. Обслуживание клиентов по традиционным каналам - телефону или факсу будет производиться в прежнем порядке. Говорит Ольга Наумова: "Концентрация нашего внимания на Интернете вызвана не тем, что меняются профиль компании и ее клиенты. Изменяются приоритеты в способах нашей коммуникации с клиентом". Хотя сайт depo.ru посещают реже, чем новостные и развлекательные ресурсы, его создатели могут похвастать очень большим уровнем повторных посещений. По словам Лебединского, проект новой компании именно так и задумывался: его создатели рассчитывали не на кратковременную выгоду, а на долгосрочную перспективу.

Переход от товарного маркетинга к маркетингу клиентскому - мировая тенденция в IT-секторе. По словам Ольги Наумовой, по мере насыщения рынка, увеличения доступности товара и развития виртуального пространства маркетинг стал ориентироваться на клиента. Правда, в России эта тенденция выражена слабее, чем в мире, и наша страна пока находится в хвосте этого процесса. Ранее в российском компьютерном бизнесе было модным выстраивать идеологию компании в зависимости от продаваемого продукта. Попытки отличиться от конкурентов строились по принципу: "Мы специалисты вот по этим продуктам". Подобная тенденция ранее прослеживалась и в развитых странах. Теперь же в США и Европе появилось множество компаний, работающих на определенную социально-демографическую группу. И этой группе одна компания может предлагать товары и услуги самого различного спектра.

По аналогичной схеме строится и бизнес "Компьютер Депо". Сегодня мелким и средним компаниям приходится покупать технику и расходные материалы у большого числа дилеров. Задача новой компании холдинга IBS - предложить малому бизнесу весь спектр услуг. Возможность консолидировать закупки, по словам Лебединского, позволит компаниям в конечном итоге экономить на издержках - транспортных, временных и прочих.

Еще по теме