Top.Mail.Ru
архив

Добро с кулаками

Боксерский ринг сейчас – единственное место, где мужчины дерутся за деньги в открытую. Здесь тоже не обходится без интриг и запутанных многоходовых комбинаций, но после того, как ударили в гонг, все становится ясно – или ты его, или он тебя. В эту индустрию, где главным товаром были и остаются первобытные эмоции, пришли западные инвесторы. Сделают ли они ее цивилизованной?

 

Любительским боксом в России управляют профессионалы, а профессиональным – любители. Этот парадокс, сформулированный известным американским промоутером (в очень далеком прошлом советским спортсменом) Эдуардом Гумашяном, весьма точно отражал ситуацию, сложившуюся в отечественном боксе в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

С любительскими федерациями связаны воспоминания о былой спортивной славе СССР и надежды на ее возрождение. В системе, ориентированной на Олимпиады, сохранился дух старой школы, которая некогда выпускала на потоке непобедимых бойцов – таких как Василий Шишов, Серик Конакбаев, Виктор Рыбаков и Александр Ягубкин.

Здесь продолжали работать те же тренеры и управленцы из советской спортивной номенклатуры. За счет этого «любители» сохранили за собой оставшиеся с советских времен спортивные сооружения и спортинвентарь, а также продолжали получать, пусть и не очень щедрые, государственные дотации.

Профессиональный бокс начал развиваться в нашей стране в конце 1980-х годов с нуля, причем общество восприняло его появление резко негативно. Выпускники спортивных секций тогда потянулись в рэкетиры, и «олимпийки» с надписью «СССР» у многих тогда ассоциировались с далеко не олимпийскими видами борьбы. Имена «заслуженных» и «мастеров спорта международного класса» в то время куда чаще встречались в оперативных сводках МВД, нежели в газетной спортивной хронике.

Тренеры спортшкол нашли неплохой источник дополнительного заработка – они выставляли своих воспитанников на бои без правил, но с коммерческим тотализатором. При удачном раскладе с выручки от одной такой встречи тренер мог купить новую квартиру. Для хорошо зарабатывающих экс-спортсменов подобные мероприятия были своего рода формой культурного досуга. А ставки в сотни тысяч долларов – каналом сублимации нереализованного спортивного азарта.

 

Золотые перчатки

 

Организацией подпольных боев, как правило, занимались все те же выходцы из советского спорта, которым не посчастливилось взять под контроль мелкооптовый рынок возле стадионов ЦСКА или «Динамо». Зато им благодаря старым связям удалось одолжить у своих бывших оппонентов на ринге десятку-другую тысяч долларов, на которые можно было снять заброшенный ангар и заплатить гонорары начинающим боксерам.

Современный спортивный промоутер, вспоминая «золотую эру» конца 1980-х – начала 1990-х годов, непременно сочно причмокнет губами, расплющенными некогда вражеской перчаткой. Тогда не составляло большого труда найти инвестора, мучившегося размышлениями о том, куда вложить случайно упавшие на него сто или двести тысяч долларов. На вопрос «построить завод или вложить в спортивный бизнес?» старые друзья отвечали, что «скоро у нас все будет как в Штатах, и в профессиональном боксе закрутятся миллиарды».

Впрочем, спустя некоторое время интерес к боям без правил стал угасать. Исход поединка был слишком предсказуем – его практически всегда определяли ставки на тотализаторе. Бойцы послушно ложились на ринг по отмашке промоутеров. Большинство тех, кто пытался зарабатывать деньги в профессиональном боксе, признали необходимость создания некоей надрыночной структуры, которая не станет зарабатывать деньги на организации боев, а будет обеспечивать соблюдение правил игры всеми игроками.

Созданная в 1992 году Федерация профессионального бокса России (ФПБР) с самого начала строилась как часть мировой спортиндустрии. Она входила во Всемирную боксерскую ассоциацию – WBA. Все профессиональные бои с тех пор проводятся под контролем супервайзеров – официальных представителей федерации. Они передают в ФПБР отчеты с результатами встреч, которые позже поступают в международные базы данных и служат источником для формирования официального перечня боев боксера. Юридически федерация руководствуется системой международных правил, признанной в странах, культивирующих профессиональный бокс десятилетиями.

В итоге российские боксеры получили возможность встречаться в бою с чемпионами мира и заключать контракты с именитыми западными менеджерами, а бизнесмены от спорта – получать с этого комиссионные. Прежде бойцов, которым удалось вырваться из постсоветской системы профессионального спорта и сделать карьеру на западных рингах, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Александр Золкин – единственный профессионал из России, которому в начале 1990-х годов удалось покорить Америку. В Азии прославились Орзубек Назаров и Юрий Арбачаков. Федерация стала тем мостиком, по которому российские профессиональные боксеры массово устремились на мировой рынок.

 

Изматывающая техника

 

После создания Федерации профессионального бокса организаторы боев начали регистрировать промоутерские компании. В 1993 году на этом рынке появились первые официальные коммерческие структуры. Лишь очень немногие из них всерьез пытались зарабатывать на боксе, остальные занимались отмыванием и обналичиванием денег инвесторов. Большая часть этих компаний к настоящему времени уже перестала существовать, остались лишь крупнейшие – «ЮКА» и TUNDRA. Но в первой полностью сменился состав учредителей, и о ней сегодня почти не слышно. А вторая и вовсе переехала в Испанию, откуда в свое время получила стартовый капитал.

Статистика свидетельствует о постоянном сокращении числа российских промоутеров. Если в начале 1990-х их насчитывалось несколько сотен, то сейчас – не более полутора десятков. Самые успешные уехали на Запад, те, кому повезло меньше, разорились – этот бизнес часто не оправдывал ожиданий.

Сложились определенные правила организации профессиональных боксерских матчей. Прежде всего промоутер должен получить лицензию на проведение матча в Федерации профессионального бокса. После этого необходимо решить организационные вопросы, связанные с подбором судей, ведущего вечера, супервайзеров, медиков и т.д. Выплаты каждому из них обычно составляют от $50 до $500.

Одновременно обсуждается состав пар участников. Обычно это четыре пары спортсменов разного уровня. Боксеры в последней паре обязательно должны драться за чемпионский титул в одной из весовых категорий. Если их представляют разные промоутерские организации, между ними заключается контракт о долевом участии в прибыли от мероприятия.

За выступление в рейтинговых боях боксер получает $400 – 800, гонорары участников боя за звание чемпиона России составляют около $5000. Это далеко не самые крупные затраты промоутера. Аренда подходящего зала, например в спорткомплексе «Крылья Советов», может обойтись ему в $4000 – 5000. Помимо этого необходима рекламная поддержка мероприятия, стоимость качественной кампании начинается с $20 000.

Окупить такие расходы только за счет продажи билетов получается редко. В крупных городах интерес к боксу невысок, собрать полный зал стадиона «Лужники» на 7000 мест удается разве что бойцам уровня Николая Валуева и Романа Кармазина. Спортивные тотализаторы тоже не оправдывают надежд промоутеров – в течение всего прошлого десятилетия их пытались организовать и федерации и спортивные бизнесмены. Но, как оказалось, бокс не очень интересен российским игрокам. Кроме того, тотализаторы могли повредить репутации бойцов: если возникнут слухи об участии в «договорном» поединке, дорога на Запад им будет закрыта. Ставки на поединки сейчас принимают только универсальные спортивные тотализаторы, такие как «Марафон» или «Фаворит», которые никак не связаны с миром профессионального бокса.

 

Хук справа

 

Главным источником доходов в мировой спортивной индустрии в настоящее время стали спонсорские контракты и поступления от телевизионных трансляций боев. Промоутеры называют телеканалы «бойцами-тяжеловесами», поскольку их представители способны продавить свою линию в переговорах с любым спортивным бизнесменом. В американском профессиональном боксе тон задают кабельные спортивные каналы Showtime, HBO и ESPN-2. За просмотр трансляции титульного боя за звание чемпиона мира американцы платят им от $25 до $50. Продажи платных трансляций одного боя, случалось, зашкаливали за $1,5 млн.

В России платное телевидение пока развивается довольно вяло, а каналы, живущие за счет продаж рекламного времени, покупают права на трансляцию боев очень неохотно. Предполагается, что промоутер уже получил деньги от спонсора – в кадре присутствуют торговые марки, и хотя шоу может обеспечить хороший рейтинг, платить за него никто не собирается. По словам продюсера, отвечающего за трансляции профессиональных боев на одном из российских каналов, интерес рекламодателей к «боксерскому» времени даже по сравнению с прошлым годом вырос в несколько раз. Но промоутер, собирающийся продать права на съемку организованного им поединка на телевидение, все равно должен быть готов к тому, что деньги потребуют с него.

В последние два года российские каналы проявляют все больший интерес к профессиональному боксу – НТВ делает ставку на западных боксеров, ОРТ транслирует «звездные» бои наших бойцов. Профессиональный бокс занял достойное место в сетке вещания «7ТВ», «Спорта», на ТВЦ. Но практически на всех каналах трансляции боксерских боев спонсируют фирмы-рекламодатели.

Первый подобный контракт был предложен шесть лет назад украинской водочной компанией Nemiroff. При ее поддержке боксерские матчи стали постоянно показывать на Первом канале, РТР-Спорт и НТВ. В 2004 году Nemiroff выступала генеральным спонсором целого ряда престижных турниров на Западе, в том числе и «Шоу Дона Кинга». Компания полностью финансировала трансляции супербоев Кости Цзю и Шармбы Митчелла, Эвандера Холифилда и Ларри Дональда, Виталия Кличко и Дэнни Уильямса.

Президент Nemiroff Яков Грибов неоднократно подчеркивал, что компания ставит своей целью максимально повысить интерес зрительской аудитории к профессиональному боксу. «Финансируя показы боев с участием российских профессионалов, мы верим, что поддерживаем перспективных боксеров в их стремлении выйти на мировой уровень».

Стоит заметить, что и к американским героям ринга Nemiroff не равнодушна. В сентябре 2005 года на украинский берег в Одессе с борта яхты Summer Wind сошел легендарный Майк Тайсон. Он встретился с представителями бизнеса, пообедал с Виталием Кличко, приценился к местной недвижимости. Главным поводом для визита «железного человека» в Киев было предложение о сотрудничестве с компанией Nemiroff. Руководство компании предложило Тайсону контракт на использование его образа на этикетке новой водки «Це добре бьет у голову». Видимо, Грибову не удалось договориться с боксером – напиток до сих пор не появился в продаже.

 

Обратный ход глобализации

 

«Скажи, кто твой промоутер, и я скажу, какой ты боец». Профессиональные боксеры доверяют этому принципу куда больше, чем международным рейтингам, званиям и статистике боев. Известные спортивные бизнесмены – такие как Дон Кинг, Гери Шо, Боб Арум и Лу Ди Белла внимательно следят за развитием бокса в странах бывшего Советского Союза. Профессионал, хорошо показавший себя на ринге, практически сразу попадает в обойму одного из «капитанов индустрии».

Нельзя сказать, что после этого материальные проблемы спортсмена будут решены навсегда. Глобальные промоутеры не раз обманывали своих подопечных. Например, в прошлом году вспыхнул конфликт между чемпионом мира Романом Кармазиным и Доном Кингом. «Как и все русские боксеры, я, что называется, «попал», – жаловался Кармазин. – Кинг обещал заплатить $40 000, а перевел $15 000. Смотрит своими наглыми глазами и говорит: извини, больше не дам, если что не нравится – езжай домой. А куда я поеду? Мне семью кормить надо!» Чтобы впредь не попадать в подобные ситуации, Кармазину пришлось собрать команду высококлассных юристов.

Зато гонорары в мировом профессиональном боксе несоизмеримо выше российских, «рейтинговые» боксеры кроме денег из призового фонда получают еще и отчисления от кабельных каналов. Абсолютным чемпионом по сумме, когда-либо выплаченной боксеру, является Оскар Де Ла Хойя: за проигранный им бой против Бернарда Хопкинса он получил около $30 млн. Хопкинс заработал в этом бою лишь $10 млн.

Российским боксерам до подобных высот еще далеко, но уже сейчас у некоторых из них гонорары исчисляются семизначными цифрами. Константин Цзю за бой против Рикки Хаттона получил $5 млн. Украинец Виталий Кличко в бою за звание чемпиона мира заработал $7,5 млн.

Контракт с глобальным промоутером обещает не только деньги, но и спортивную славу. Несколько лет Роман Кармазин не мог провести судьбоносный для его карьеры бой: оппонент Оскар Де Ла Хойа по разным причинам отменял встречу. Лишь после того, как Кармазин заключил контракт с Доном Кингом, он получил право драться за титул чемпиона мира.

Питерский спортсмен, нынешняя звезда российского бокса Николай Валуев, много лет подряд провел в безвестности, выступая где придется. После заключения контракта с ведущим немецким продюсером Вилфридом Зауэрландом он моментально вышел из тени. И сразу у него появились титулованные американские соперники. Получив грозную кличку The Beast from the East («Зверюга с Востока»), Валуев вышел на бой за титул чемпиона мира по версии WBA с Джоном Руисом и одержал победу.

Николай Валуев и Роман Кармазин пока не могут похвастаться миллионными гонорарами. Сейчас оба они стали чемпионами, и их контракты в финансовом отношении скоро заметно потяжелеют. Без грамотных и сильных промоутеров успехи всех этих боксеров были бы менее значительны или вовсе невозможны.

Российские промоутеры не могут на равных конкурировать с глобальными. Отечественный профессиональный бокс за последние годы отстоялся, структурировался, и в нем четко определились компании-лидеры. Ведущими промоутерами сейчас считаются Герман Титов, компании «Ягупов и К», «Пушка» и «ЮКА».

По словам одного из учредителей «Пушки» Андрея Шкаликова, своей главной задачей российские промоутеры видят развитие профессионального бокса как бизнеса. Пока ни высокими прибылями, ни масштабом операций они похвастать не могут. Ведущие промоутеры зарабатывают на организации одного боя от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов, в зависимости от уровня приглашенных боксеров.

Зато теперь к ним начинают возвращаться известные российские боксеры, успевшие разочароваться в своих западных менеджерах. Так, у промоутера из Екатеринбурга Германа Титова на постоянном контракте работают Григорий Дрозд, который успешно выступал в Европе и в США, а также Марат Мазимбаев, интерконтинентальный чемпион по версии WBO.

Компания «Пушка» была создана год назад и за это время успела провести более 80 матчей.

Ее руководители решили сконцентрировать усилия на поиске перспективных спортсменов в регионах. Им уже удалось зажечь несколько своих «звезд», к примеру, Дмитрия Пирога из Краснодара. Схема давно отработана: боксер выигрывает 10 – 12 боев. В основном нокаутами. Затем его выставляют на ринге против титулованного спортсмена на спаде спортивной карьеры, которого претендент, естественно, побеждает. Дальше его можно «продавать» глобальным промоутерам или возить по регионам, где интерес к боксу еще не угас.

 

 

1. Американский боксер Оскар Де Ла Хойа за один бой зарабатывает от $1,5 млн. За бой, проигранный Бернарду Хопкинсу он получил $30 млн.

2. Костя Цзю получил $5 млн за проигранный бой против Рикки Хаттона.3. Майк Тайсон в 1995 – 1997 годах заработал по контрактам около $140 млн. Львиная доля гонораров осела в карманах его менеджера Дона Кинга.4. В 1999 году было продано 1,4 млн платных трансляций боя Оскара Де Ла Хойи против Феликса Тринидада. Цена платной трансляции чемпионского боя в США составляет $25 – 50.

5. Участник рейтингового боя в России сегодня получает около $5000, малоизвестный боксер берет за выступление $400 – 800.

6. $4000 стоит аренда площадки в СК «Крылья Советов».7. Изготовление чемпионского пояса в России обходится в $700 – 800.8. Чтобы провести качественную рекламную кампанию вечера профессионального бокса, придется потратить от $20 000. 9. 208 профессиональных боксеров насчитывалось в России в 2005 году (по данным ФПБР).

 

 

Еще по теме