Top.Mail.Ru
архив

Двоечки у Вовочки...

Акции российской торговой сети "Пятерочка" в течение одного дня подешевели на 35%. Это самое резкое падение российских ценных бумаг на западной площадке. Обвальное снижение котировок негативно сказалось и на акциях других российских ритейлеров, в частности сети супермаркетов "Седьмой континент". "Подобных падений акций российских компаний еще не было, - говорит аналитик ИК "Ренессанс капитал" Наталья Загвоздина. - Разве что падение ADR МТС на Нью-Йоркской бирже, но тогда акции подешевели лишь на 10%".

Владеющая "Пятерочкой" нидерландская компания Pyaterochka Holding, следуя нормам работы эмитентов западных бирж, 9 декабря была вынуждена предупредить акционеров о возможном снижении выручки за 2005 год с $1,595 млрд до $1,3 млрд. Как утверждают представители компании, прогнозы по выручке пришлось пересмотреть из-за падения посещаемости магазинов на 10% за последний год.

Акционеры бросились сбывать "непредсказуемые" русские активы. Если до заявления о пересмотре прогноза цена акции составляла $23, то к вечеру следующего дня за нее давали только $15,5. За один день капитализация компании снизилась с $3,7 млрд до $2,34 млрд, после чего падение продолжилось уже меньшими темпами.

"Пятерочка" вышла на IPO в мае 2005 года, когда на Лондонской бирже было размещено 30% ее акций, в июле было дополнительно продано еще 2%. У аналитиков почти сразу же возникли сомнения в перспективах ценных бумаг компании. "Стоимость в $23 за акцию нам изначально казалась высокой, мы давали рекомендацию "продавать", - говорит старший аналитик Альфа-банка Светлана Суханова. Эксперты не очень доверяли прогнозам менеджеров "Пятерочки" о возможном росте прибылей. Их также смущало появление у акционеров компании параллельного розничного проекта в Санкт-Петербурге - сети гипермаркетов "Карусель". Деньги, полученные от продажи акций "Пятерочки" были направлены именно на ее развитие. В результате компания в 2005 году серьезно уступала по темпам роста ведущим российским ритейлерам. Если выручка "Перекрестка" за 9 месяцев этого года выросла на 56%, "Седьмого континента" - на 45%, то у "Пятерочки" - лишь на 18%. "Санкт-Петербургская команда сконцентрировалась на задаче перевыполнения плана открытия новых магазинов и несколько ослабила внимание к текущим операциям", - объясняет эти цифры управляющий сетью Олег Высоцкий. "Пятерочка" в этом году открыла 50 новых магазинов сети и провела ребрендинг 18 дискаунтеров "Копейка". Все магазины начнут работу в полную силу лишь в следующем году.

Впрочем, аналитики убеждены, что дело скорее в структурных проблемах компании. "Ведь продовольственный рынок Санкт-Петербурга растет на 20 - 25% в год, - говорит аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Красноперов. - А обороты магазинов сети падают. Объяснения менеджеров "Пятерочки" выглядят неубедительно". "Компании нужно было закрывать магазины, ремонтировать их, проводить рестайлинг, менять продуктовый ассортимент, ведь дешевая и плохо упакованная продукция на рынке больше не требуется, владельцы магазинов слишком увлеклись IPO и своими новыми проектами, а тем временем "Пятерочку" стали теснить конкуренты "Лента" и "Дикси", - говорит Наталья Загвоздина. - Если бы "Пятерочка" была западной компанией, ее менеджмент давно бы ушел в отставку".

 

Еще по теме