Top.Mail.Ru
авто

Электромобиль — это звучит дорого. Пока

Фото: Антон Родник / Атомэкспо Фото: Антон Родник / Атомэкспо

Беспилотный электромобиль сам зарядится, сам при необходимости съездит в сервис или в шиномонтаж на смену колес. Мечта, которая в ближайшее время может стать реальностью, уверены эксперты и энтузиасты, принимавшие участие в «АТОМЭКСПО-2024». Первые практические шаги для ее реализации уже предпринимаются: в стране запускаются производства электротранспорта и тяговых батарей, развивается зарядная инфраструктура. 

Когда в 2016 году Калининград решил заняться электромобильностью, в области было зарегистрировано всего четыре электрокара, а сегодня парк составляет 1,5 тыс. транспортных средств. Число зарядок за это же время выросло до 37. Еще 22 планируют открыть до конца этого года, а к 2030-му — довести показатель до 800 электрозаправок, чтобы возможность зарядить автомобиль была через каждые 50 км. Впрочем, дефицит зарядной инфраструктуры не единственный фактор, который влияет на распространенность электромобилей. 

По словам Александра Рольбинова, заместителя председателя правительства Калининградской области, электрокар сегодня в среднем на 750 тыс. рублей дороже техники с ДВС и окупается эта разница только после пяти лет пробега (при ежегодном пробеге в 45 тыс. км). 

В самом Калининграде на заводе «Автотор» в том году планируют выпустить около 1000 электромобилей. Местная продукция уже ходит по дорогам региона в качестве такси, и россияне постепенно привыкают к новому виду транспорта.

Формирование потребителя — задача, которую считает основной и компания «РусГидро», реализующая проект шелкового пути для электромобилей. По словам Романа Бердникова, первого заместителя гендиректора «РусГидро», программа подразумевает установку 282 быстрых зарядных станций от Владивостока до Москвы. Кроме того, в июле 2022 года фирма запустила электрокаршеринг во Владивостоке. Сейчас в парке 130 транспортных средств, и их число планируют увеличить еще на 30. По статистике компании, средний пробег арендного электрокара составляет около 60 км в день, время работы — 5 часов в день в низкий сезон и 10 — в высокий. 

Зарадка для электроавтомобилейФото: Антон Родник / Атомэкспо

Жители столицы к электротранспорту более привычные. Сегодня в Москве около 80% пассажирских перевозок осуществляется на транспорте с электрической тягой. За счет этого решили три городские проблемы: повысили комфорт пассажиров, снизили уровень загрязнения и шума и улучшили эстетический вид улиц (с них убрали лишние столбы и провода). 

В сентябре 2023 года было подписано трехстороннее соглашение «Росатома», правительства Москвы и ПАО «КАМАЗ», которое стало драйвером для развития электромобильности, а также офисный контракт на строительство в Красной Пахре. 

Создание универсальной платформы — единственный путь увеличить тиражность и снизить итоговую стоимость электромобилей. 

Унифицированные платформы

Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) и электромобилист со стажем Ия Гордеева уверена, что, несмотря на понятное стремление каждого производителя к технологической независимости, создание универсальной российской батареи и платформы для электромобилей — единственный способ снизить их стоимость. 

«Потребителю не придется выбирать между 5–6 платформами, которые “так себе”, ему сразу будет доступна одна, в которую все вложились, это значит, что она будет максимально комфортна, технологична и экономична», — говорит Ия Гордеева.

А будущее, по ее словам, — в широком внедрении беспроводных технологий, в развитии сервисов типа ресвоп (замена батарей вместо заправки) и постепенном переходе к полной автономности. 

Во время «АТОМЭКСПО-2024» состоялась презентация универсальной аккумуляторной батареи, разработанной специалистами «Росатома» для общественного и коммерческого электротранспорта. «Серийное производство универсальных батарей позволит предложить российскому рынку доступный продукт на уровне ведущих мировых производителей по оптимальной цене», — отметил Александр Камашев, директор бизнес-направления «Накопители энергии» топливного дивизиона «Росатома».

На форуме было подписано соглашение о запуске производства аккумуляторных батарей. В начале 2025 года на заводе «Автотор», по требованиям «Росатома», будет осуществляться сборка накопителей на основе литийионных модулей, а также монтаж электрокомпонентов и плат управления.

Подписание соглашенияПодписание соглашения о создании на площадке «Автотор» сборочного производства аккумуляторных батарей для электромобилей. Фото: Атомэкспо

Мощность площадки в Калининграде — около 10 тыс. батарей в год с перспективой увеличения. Президент АО «ТВЭЛ» (управляющая компания Топливного дивизиона «Росатома») Наталья Никипелова отметила: «Когда мы говорим, что батарея российская, это не значит, что она собрана в России из китайских или корейских ячеек. Мы говорим о настолько глубокой локализации, при которой “Росатом” приобрел литиевые месторождения, чтобы даже сырье было полностью своим, а наши разработки в области электротранспорта можно увидеть на выставке».

По мнению Натальи Никипеловой, зарождающийся в России рынок электромобильности вполне можно строить по лекалу атомного рынка, что подразумевает в том числе тесную кооперацию игроков: ни одна компания, даже самого большого формата, создание целой отрасли с нуля не потянет. 

«“Росатом” пока не собирается становиться производителем электромобилей. Но мы призываем всех автопроизводителей консолидировать усилия, чтобы совместно дать внутреннему рынку такие объемы, которые позволят отечественным электромобилям быть конкурентными по цене», — подчеркнула Никипелова. 

Она отметила, что в стране сформировались очаги электромобильности, из которых инновации распространятся по всей стране. Создавать массированное присутствие в каком-либо регионе — самый быстрый и простой путь распространения электромобильности. 

Как считают энтузиасты, новый вид транспорта — это новый образ жизни. И когда вся страна тихо едет (в смысле — бесшумно) — дальше будет.

Электромобильное будущее

Будущее российской городской мобильности можно было увидеть на экспозиции. Калининградский «Автотор» презентовал электрокар «Амберавто А5», созданный, по словам представителя компании, с участием восточных технологических партнеров. Седан с электрическим синхронным двигателем на постоянных магнитах мощностью 160 л. с. разгоняется до «сотни» за 10,2 секунды, его максимальная скорость — 140 км/ч. На одном заряде транспортное средство может пройти 520 км. Заявленная стоимость янтарного электромобиля — 3,4 млн рублей.

ЭлектромобильФото: Антон Родник / Атомэкспо

Показанный на выставке концепт электромобиля от «Росатома» Никипелова назвала «опытным полигоном». Он носит название Voyt — по имени создавшего его дизайнера: Роман Войт руководит проектами в области электромобильности в композитном дивизионе «Росатома».

Заявленные характеристики выставочного фургончика, который позиционируется как транспорт «последней мили» (последнее звено логистической цепочки, ориентированное на доставку по городу на небольшие расстояния):

  • число мест — 2;

  • объем грузового пространства — 3 м3;

  • грузоподъемность — 600 кг;

  • пробег — около 300 км на одном заряде (с учетом зимней эксплуатации, когда включается печка). 

В основе Voyt — универсальная платформа, на которой можно выпускать транспортные средства с любыми кузовами, от хетчбэков до кроссоверов. Поскольку кузов сделан из углепластика, он прочный, но легкий, и это позволяет снизить объем используемого элемента питания, а это, в свою очередь, в значительной мере удешевляет производство самого электромобиля. Даже на небольших объемах, до 10 тысяч авто в год, можно добиться того, что цена на такую технику сравняется со стоимостью техники с ДВС. В компании говорят о готовности запустить мелкосерийное производство на площадях российских автопроизводителей, однако точные сроки пока не назвали.