Top.Mail.Ru
рынки

«Это золотое дно»: зачем России налоговое соглашение с Оманом

Фото: SOPA Images / Contributor / Getty Images Фото: SOPA Images / Contributor / Getty Images

Правительство РФ готовится подписать соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Оманом. Работа в этом направлении ускорилась после майского визита главы МИД Сергея Лаврова в страну. Эксперты, опрошенные «Компанией», называют султанат перспективным направлением, которое заинтересует крупный российский бизнес (в первую очередь нефтегазовый) и IT-компании. Само соглашение они называют продолжением тренда на консолидацию стран, «тяготеющих к восточной зоне экономического развития».

Разморозка документа

Заключение соглашения, которое позволяло бы избегать двойного налогообложения в результате применения внутренних законов двух стран, Россия и Оман обсуждают уже не одно десятилетие. В 2001 году такое соглашение даже было подписано, однако документ не вступил в силу до сих пор. Впоследствии к этой теме возвращались.

«Мы ожидаем, что в самое ближайшее время будет подписано соглашение с Гонконгом, и мы возвращаемся к соглашению с Оманом, которое достаточно много лет было замороженным, несмотря на то что оно было подписано, но не ратифицировалось», — говорил в 2015 году Сергей Шаталов, занимавший на тот момент пост замминистра финансов РФ.

В 2022 году, после масштабных санкций Запада против РФ, переговоры на эту тему активизировались. В мае глава российского МИД Сергей Лавров посетил столицу Омана Маскат, где провел встречу с вице-премьером по делам Совета министров Фахдом бен Махмудом Аль Саидом, а затем с главой местного МИД Бадром бен Хамадом бен Хамудом аль-Бусаиди. В последний раз до этой поездки глава российского МИД посещал Оман в 2016 году.

На встрече министры иностранных дел затронули две важные темы: безвизовый режим и налоговое соглашение. Конкретики по второму пункту тогда не приводилось. «Приоритетом для нас является соглашение о двойном налогообложении, по которому мы ждем комментариев от российской стороны», — подтверждал на пресс-конференции после встречи глава МИД Омана.

2 августа «Ведомости» сообщили, что правительство РФ уже планирует подписание СИДН с Оманом. Газета сослалась на распоряжение Михаила Мишустина от 28 июля, в котором сказано, что проект документа, предварительно проработанный с представителями султаната, получил одобрение.

Теперь переговоры с Оманом должен провести российский Минфин. «На данный момент ведется работа по подготовке к подписанию соглашения», — подтвердили ТАСС в министерстве. Однако когда примерно документ может быть подписан, в Минфине не уточнили.

Что такое СИДН

СИДН — документ, позволяющий избегать ситуаций, при которых налог на один и тот же объект или доход уплачивается дважды. Такие ситуации возникают, когда компания или бизнесмен зарегистрированы в одной стране, а бизнес ведут на территории другой. Кроме того, двойное налогообложение может произойти и с физлицами, которые имеют гражданство в одной стране, а живут, работают или владеют собственностью в другой.

В СИДН, которые подписывают страны-партнеры, устраняется двойное налогообложение по налогу на прибыль организаций, имущество организаций, а также НДФЛ. На сегодняшний день у России заключены СИДН более чем с 80 странами. В их числе — Кипр, Люксембург и Мальта.

В последние годы РФ активно пересматривает эти соглашения. В марте прошлого года Путин поручил обложить налогом в размере 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом. После этого часть договоров была пересмотрена, однако договориться удалось не со всеми. По этой причине, например, было денонсировано соглашение с Нидерландами в 2022 году.

прочитать весь текст

Соглашение в деталях

Новое СИДН с Оманом, которое сейчас находится в проработке, отличается от того, которое стороны подписали в 2001 году. Оно предусматривает более высокие налоговые ставки по пассивным доходам. Например, в старом документе было прописано: «Взимаемый налог не должен превышать 5% общей суммы дивидендов, если резидент другого договаривающегося государства прямо инвестировал в капитал этой компании сумму, эквивалентную 500 000 американских долларов или более». Во всех других случаях налог с дивидендов не должен был превышать 10%.

Согласно проекту нового соглашения, ставка налога на доходы по дивидендам составит 10% при условии владения 20% капитала компании в течение 365 дней. В других случаях она будет составлять уже 15%. Ставку на проценты и роялти хотят закрепить на уровне 10%.

Таким образом, документ в целом отличается от тех, что страна подписывала с партнерами до начала пересмотра соглашений. Ранее в большинстве СИДН проценты и роялти были полностью освобождены от налогообложения. По дивидендам же можно было получить ставку в 5%.

Тем не менее документ предполагает освобождение от налогообложения процентов и дивидендов, в случае если они выплачиваются правительству, центробанку или пенсионным фондам обеих стран. На такие льготы, по данным «Ведомостей», смогут претендовать «Росатом», Ростех, «Роснано», а также РФПИ, Роскосмос и ВЭБ.

Ожидается, что документ вступит в силу с 1 января календарного года, следующего за годом подписания. Предварительно документ должна ратифицировать Госдума (сейчас депутаты находятся на каникулах).

«С Оманом немножко затянули»

Оман — одна из ведущих стран Персидского залива, заявил «Компании» Константин Труевцев, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН. «Она развивается очень быстро, и сейчас речь идет о том, чтобы развивать наши торгово-экономические отношения», — говорит он.

По словам Труевцева, в вопросе подписания СИДН с Оманом власти РФ «немножко затянули». «Соглашение создаст почву для развития бизнеса и налаживания связей. Как и все страны Персидского залива, Оман популярен у российского бизнеса. Все понимают, что это золотое дно», — утверждает он.

В Российско-арабском деловом совете Оман называют «одним из богатейших государств планеты». В 2021 году Международный валютный фонд (МВФ) поместил страну на 45-ю строчку в списке государств по величине номинального ВВП на душу населения. Россия заняла в этом списке 63-ю строчку. Показатели у стран составил $17 632 и $11 273 соответственно.

Экономика Омана основана на добыче нефти и экспорте нефти и нефтепродуктов. По данным NCSI, прошлом году султанат экспортировал 288,9 млн баррелей нефти. В июне власти Омана заявили, что хотят удвоить добычу топлива в ближайшие годы, доведя ее до 100 тыс. баррелей в сутки.

прочитать весь текст

Оман — нефте- и газодобывающая страна Ближнего Востока, заключение соглашения с которой укладывается в общую тенденцию мирового развития, говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. По его словам, это станет частью процесса консолидации стран, которые «тяготеют к восточной зоне экономического развития».

«Чтобы в дальнейшем наши отношения с Оманом и вообще с арабскими странами развивались, нужно принимать меры и решения, которые позволят наиболее полно и эффективно реализовать эти возможности. Думаю, это первый шаг в данном направлении, и вскоре мы увидим заключение подобных договоров с другими странами Персидского залива», — говорит он.

С ним согласна Ирина Айдрус, руководитель программы «Мировая экономика» РУДН. Она отметила, что заключение СИДН между странами-партнерами — это глобальный тренд. В сегодняшних условиях российскому бизнесу приходится искать альтернативные западным юрисдикции для структурирования своего бизнеса.

«Сейчас подобные соглашения у России уже подписаны с Катаром и ОАЭ. После Омана на очереди — Саудовская Аравия и Бахрейн. Думаю, что Кувейт будет последним замыкать аравийскую шестерку», — полагает она.

Говорить о том, почему следующим для подписания СИДН власти РФ выбрали Оман, сложно. Это могут быть и регламентные соглашения (то есть подошли сроки заключения этих соглашений или их пересмотра), допускает Беляев. «Также это может быть один из пробных вариантов, который позволит понять, как отработать эту технику и впоследствии тиражировать ее на другие страны», — добавил он.

При этом Айдрус считает, что выбор пал на Оман по целому ряду причин. Во-первых, потому что султанат среди стран региона залива отличается нейтральной внешнеполитической стратегией.

«Благодаря своему стратегическому «хеджированию» он развивает экономические связи с разными государствами, в том числе с Ираном, с которым большинство стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) разорвали дипотношения. Султанат также не поддержал блокаду Катара», — говорит она.

Айдрус также напомнила, что Оман вошел в пятерку первых стран, которые Лавров посетил после начала спецоперации на Украине. Вместе с султанатом в нее попали Турция, Китай, Индия и Алжир.

прочитать весь текст

Кому выгодно соглашение?

Сам Оман сейчас заинтересован в том, чтобы развиваться в сфере технологий, говорит Беляев. Однако в силу своих масштабов султанат не может построить полномасштабную и высокодиверсифицированную экономику, утверждает он.

«Для этого Оману нужны компании, связанные с наукой, информационными технологиями, коммуникацией и так далее. Именно поэтому российские компании, которые представляют передовой научно-технический прогресс, и получают дополнительные льготы. Они будут развивать сотрудничество с султанатом», — убежден Беляев.

Айдрус уточнила, что крупного бизнеса — ВЭБа, «Ростеха», «Росатома», «Роснано» и Роскосмоса — «в Омане пока нет». Однако Россия и отечественные компании уже торгуют на территории султаната, поставляя туда свою продукцию и услуги.

По словам Айдрус, Оман как площадка особенно интересен компаниям из нефтегазовой отрасли, сервисным компаниям и игрокам из сферы IT. «Особенно это касается крупного бизнеса (металлургического, нефтегазового, технологического, финансового), который раньше не рассматривал султанат как свое направление. Они не видели его, потому что там были рынки Европы и США», — говорит эксперт.

Он отметила, что для бизнеса Оман перспективен, в частности за счет прозрачного законодательства. «В деловом плане это достойное направление», — убеждена она.

Пока сложно прогнозировать, будет ли Оман пользоваться популярностью у российских инвесторов в случае заключения соглашения, говорит налоговый юрист UFG Wealth Management Илья Хейфец. Так, налоговые ставки, заложенные в проект документа, менее привлекательны, чем в соглашениях с Катаром или Гонконгом.

Тем не менее преимущества, помимо льготных ставок налога на доходы, в нем есть. Эксперт отметил, что соглашение позволит российским контролирующим лицам:

  • предоставлять финансовую отчетность своей контролирующей иностранной компании (КИК) в Омане без аудиторского заключения;

  • применять освобождение от уплаты российского налога с прибыли КИК по критерию эффективной ставки.

Это будет выполнимо при условии, что Оман будет исключен из черного списка ФНС России (в него включены страны и территории, которые не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения с РФ).

«Наконец, налоговые правила в Омане предоставляют незначительные ставки корпоративного налога (15%) и НДС (5%) для местных компаний, что также может быть привлекательным для российского бизнеса», — заключил Хейфец.