Top.Mail.Ru
политика

Футбольные фанаты отказались от паспортов

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Фанаты уже 14 футбольных клубов объявили о бойкоте соревнований, для посещения которых нужен будет паспорт болельщика (FanID). Они винят власти в попытке тотального контроля над футбольным сообществом и опасаются, что не попадут на стадионы из-за отсутствия конкретики в законе, вступающим в силу уже 1 июня. Мнение опрошенных «Компанией» экспертов о полезности FanID неоднозначно, однако они сходятся в том, что бойкотами фанаты не смогут ничего добиться.

Паспорт болельщика дает право посещать спортивные соревнования. Эту систему в тестовом режиме впервые использовали на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. Уже в полном объеме FanID заработал на Кубке конфедераций (2017 год), чемпионате мира по футболу (2018) и на матчах Евро-2020 в Санкт-Петербурге.

Российские власти тогда видели в идее благо для болельщиков. Обладатель FanID мог попасть на спортивное мероприятие без дополнительных проверок, воспользоваться им как проездным билетом в общественном транспорте в день игры и даже в междугороднем сообщении для поездки на матч в другой город. Более того, иностранцам FanID заменял визу, что было одним из условий FIFA для введения системы. Чемпионат мира в 2018-м прошел без инцидентов с участием фанатов, поэтому организаторы сочли опыт удачным.

Во время ЧМ-2016 во Франции, в Марселе, между российскими и британскими фанатами произошла массовая драка. В результате инцидента один британский болельщик стал парализованным. Фанат «Спартака» Павел Косов до сих пор находится во французской тюрьме — он был приговорен к 10 годам.

Глава комитета Российского футбольного союза по работе с болельщиками и бывший официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин предупреждал, что участники «марсельской бойни» не получат FanID, что закроет им доступ на матчи ЧМ.

Ближе к самому мундиалю выяснилось, что на матчи не попадут не только хулиганы. Летевшие вместе с ними на одном самолете болельщики также не получили FanID.

прочитать весь текст

Идею ввести паспорта болельщиков на постоянной основе впервые озвучили после ЧМ-2018. Однако фанаты еще тогда пригрозили бойкотом, и инициативу временно отложили.

Олег МатыцинМинистр спорта Олег Матыцин c FanID во время чемпионата Европы по футболу. Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

В июне 2021 года правительство внесло в Госдуму законопроект о внедрении в России «системы идентификации зрителей», закрепляющий в федеральном законе «О физической культуре и спорте» понятие «персонифицированная карта на посещение спортивных соревнований». В пояснительной записке к документу указано, что FanID вводится для «обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и порядка».

На внедрение системы из бюджета в 2021–2022 годах выделили более 773 млн рублей еще после первого чтения документа. По словам замминистра спорта Андрея Федорова, деньги пойдут на адаптацию оборудования с ЧМ-2018, новой системы идентификации болельщиков, которую разрабатывает Минцифры, и оснащение стадионов, где эта система еще не встроена.

В процессе рассмотрения законопроекта Госдумой произошел связанный с фанатами инцидент. В конце ноября прошлого года после матча между московским ЦСКА и петербургским «Зенитом» полицейские задержали более 400 болельщиков столичной команды. Причиной стало пиротехническое шоу, устроенное несколькими фанатами ЦСКА.

После окончания матча фанатов в течение четырех часов не выпускали с трибуны, хотя температура воздуха была в пределах ноля градусов. При этом людей не пускали даже в туалет, они были лишены еды и воды.

Затем к выходу подъехали автозаки, куда начали сажать болельщиков ЦСКА. По данным «Интерфакса», среди задержанных было 12 несовершеннолетних. Sports.ru писал, что полиция хотела выявить зачинщиков, однако на стадионе возникли проблемы с камерами.

На следующих матчах российской премьер-лиги, 3 и 4 декабря 2021-го, болельщики устроили акцию протеста: прямо во время игры трибуны покинули фанаты «Зенита», ЦСКА, «Крыльев Советов», «Спартака» и «Локомотива». Фанатов отдельно возмутил факт, что Госдума использовала инцидент для продвижения законопроекта о FanID.

В поддержку болельщиков очень аккуратно высказалось даже руководство РПЛ. «Очень сожалеем, болельщики — основа футбола. РПЛ предпринимает все усилия для разрешения ситуации», — отмечал президент лиги Ашот Хачатурянц.

прочитать весь текст

В финальном, третьем чтении закон приняли уже 17 декабря. 30 декабря 2021-го президент России Владимир Путин подписал поправку, вступающую в силу 1 июня 2022 года.

Сейчас в законе прописаны две причины отказа в выдаче паспорта болельщика: решение суда о запрете на посещение спортивных мероприятий и информация о том, что человек «представляет угрозу обороноспособности или безопасности государства» и имеет намерения «совершить соответствующие противоправные деяния». При этом в документе указано, что отказ можно оспорить в суде.

В черный список спецслужб попадают те фанаты, кто участвовал в несанкционированных политических акциях или допустил определенного рода высказывания в соцсетях, даже если они не привлекались к какой-либо ответственности за эти действия, писал Sports.ru со ссылкой на источник, который работал со спецслужбами по вопросам безопасности и оформления паспорта болельщика во время ЧМ-2018. «Можно сказать, что это список неблагонадежных, который постоянно обновляется», — сказал собеседник издания. Обжаловать такое решение в суде будет практически невозможно.

Контроль за футбольными фанатамиФото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Действительно ли на стадионах так опасно?

Большинство стадионов футбольных клубов, играющих в РПЛ, оснащено камерами и функцией распознавания лиц. При этом МВД составило список фанатов (сейчас в нем более 200 человек), нарушивших правила поведения на трибунах. Им аннулировали сезонные абонементы и не продают билеты на матчи. Однако после истечения срока действия запрета фанату возвращают право посещать стадион.

Последние крупные беспорядки на стадионах завершились около десяти лет назад. Фанаты «Зенита» в 2013 году прорвались на поле в ходе матча против «Динамо», после чего игра была остановлена.

Наиболее активные фанаты всегда располагаются на трибунах за воротами. Об этом знают простые болельщики с детьми, поэтому и не покупают туда билеты.

Почему протестуют болельщики?

После принятия закона болельщики начали действовать моментально: о бойкоте матчей заявило крупнейшее объединение фанатов «Зенита» «Ландскрона». «Фанаты всегда выступали за поддержку своих команд, полные стадионы и атмосферу праздника на матчах. Но навязываемое FanID превращает нашу жизнь, любовь и эмоции в декорацию», — говорится в заявлении организации. Следом их поддержало одно из движений фанатов «Спартака» G-7 Ultras.

В Новом году от паспорта болельщиков решило отказаться одно из крупнейших объединений фанатов «Спартака» «Фратрия», болельщики «Ростова», «Крыльев Советов», «Уфы», «Рубина», «Динамо», «Краснодара», «Нижнего Новгорода» и «Локомотива». К топ-10 клубам РПЛ присоединились фанаты команд второго дивизиона: «Факела» (Воронеж), «Ротора» (Волгоград) и столичного «Торпедо».

Футбольные фанатыФото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Фанаты беспокоятся, что им могут отказать в выдаче FanID без объяснения причин, и вспоминают аналогичные случаи во время ЧМ-2018. В своих заявлениях они отмечают, что закон может убить футбольную атмосферу: ведь вместе с активными фанатами уйдут кричалки, флаги, баннеры и песни. Также невозможным станет спонтанный поход на футбольный матч, ведь, чтобы получить FanID на «Госуслугах», необходимо время.

«Смысл системы FanID теряется, поскольку большая часть фанатского сектора — владельцы абонементов, выдающихся по паспорту. Если система и не позволит пройти на матч хулиганам, то какова вероятность, что добропорядочные болельщики, откажутся нарушить правила посещения стадиона?» — пишет «Чемпионат».

«FanID — это суперконтроль, дополнительный контроль за болельщиками, притом что ситуация на стадионах не является опасной уже лет десять. А если что-то и происходит, то имеющихся мер безопасности вполне достаточно», — говорил футбольный комментатор и журналист Василий Уткин.

Футбол — «зрелище, праздник и эмоции»

Аналогичное мнение выразил бывший президент ФК «Москва» и экс-гендиректор ФК «Ростов» Юрий Белоус. По его словам, принятие закона без консультаций с представителями фанатского движения — ошибка. «Правильно было бы прислушаться к гласу народа и как минимум на год отложить вступление в силу этого закона. А дальше, может быть, его пересмотреть», — сказал он «Компании».

Белоус уточнил, что на Западе именно болельщики являются основными спонсорами клубов, поэтому к их мнению прислушиваются. В качестве примера он привел проект Суперлиги, куда собирались войти крупнейшие футбольные клубы мира. Создание Суперлиги возмутило болельщиков: они считали, что менее именитым клубам был бы закрыт вход на международную арену, а в основе идеи лежит только коммерческая составляющая. После критики проект приостановили.

Белоус напомнил, что футбол — «зрелище, праздник и эмоции», а ввод ограничений на это «выходит за рамки добра и зла». Борьба с нарушителями решается технически: на современных стадионах есть камеры, системы слежения, что позволяет оперативно выявлять тех, кто, например, бросает петарды, сказал он. «Этот закон не имеет ничего общего с борьбой с хулиганским поведением — он репрессивный, создает историю слежки и тотального контроля. Это важно государству, потому что фанаты — сила, которая может участвовать и в политических акциях», — отметил Белоус.

Футбольные фанатыФото: Роман Кульгускин / Агентство «Москва»

Если вы не собираетесь буянить, прыгать через парапет, выкидывать файеры и драться с охраной, то не стоит опасаться отказа в выдаче FanID, утверждает бывший президент ФК «Спартак» Андрей Червиченко. Он отметил, что паспорта болельщиков вводят для того, чтобы не допускать нарушителей порядка на стадионы и не подвергать опасности других фанатов.

«Когда пьяные хулиганы в самолете начинают вести себя неадекватно и их выводит полиция, все это приветствуют. А чем это отличается от ситуации с паспортом болельщика? — рассуждает Червиченко. — Большая трибуна, человек бросает файер, а все рядом в куртках. Вспыхнуть может моментально. Почему об этом никто не думает?»

Он сомневается, что фанаты бойкотами смогут добиться отмены FanID, отмечая, что тем в межсезонье просто нечем заняться. «Если какая-то толпа не придет на два-три матча, никто на это особо реагировать не будет. Доходности от их посещения все равно никакой нет, но есть антураж. И это никак не мешает следовать закону», — объяснил Червиченко. По его словам, протестует против FanID лишь небольшая группа фанатов клубов. Хоть они и в эмоциональном плане лучше других поддерживают свою команду, но мы уже второй год смотрим матчи при пустых стадионах — на фоне отсутствия зрителей такой шантаж кажется смешным, отметил Червиченко.

Он предположил, что власти начнут внедрять паспорта болельщиков аккуратно, а «в строгом виде» система заработает через полгода. При этом в закон «можно и нужно» добавить уточнения в части причин отказа в выдаче FanID, но изменения документа вызовут вовсе не действия «горлопанов», заключил Червиченко.